Чем опасна сила мысли в потребительском обществе

Автор(-ы):

Уланов Владимир Викторович

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

слово
мысль
информация
эгрегор
потребительское общество

Аннотация статьи

Автор акцентирует внимание на возможностях и опасностях воздействия человеческих слов и мыслей на окружающий мир и самих себя в условиях бездумного «потребительского» поведения массы людей.

Текст статьи

В статье «О силе мысли и смысле жизни человека» [2] мы говорили о том, что Природа дала человеку колоссальный по силе инструмент познания и воздействия на окружающий мир и на самих себя, который действует независимо от того, понимаем ли мы как это происходит. Этот инструмент – слово, мысль!

***

Говорили, что человек может без всяких технических устройств передавать информацию другому человеку на огромные расстояния, может и считывать информацию о его намерениях, может также на расстоянии мысленно воздействовать на поведение человека, побудив его сделать некие действия, или наоборот, лишить его возможности что-либо делать. Говорили о возможности человека мысленно «видеть» свозь стены, о способности глядя на фотографии людей или технических устройств, считывать информацию об их местонахождении и состоянии – каково здоровье и настроение людей, исправна ли техника и пр.

***

Тогда мы поставили вопросы: если Природа дала такую познавательную и преобразовательную силу нашей мысли, то на что мы её растрачиваем и не опасно ли иметь такую силу в условиях бездумного «потребительского» поведения массы людей? Об этом и пойдет разговор.

В начале 2000-х годов у нас на ТВ появились первые реалити-шоу типа «За стеклом», в которых показывали «во всей красе» жизнь нескольких пар юношей и девушек в гостиной и на кухне, в столовой и в спальне… Это превозносилось как «прорыв в творчестве», как проявление свободы и раскованности и пр. Помнится, в разговоре с коллегами из Голландии я тогда полюбопытствовал, есть ли такие «новшества» на их телевидении, и как к ним относятся? В ответ услышал, что такие передачи у них есть уже лет двадцать, а к «раскованным» молодым людям, принимающим участие в этих передачах по контракту за определенную плату, равно как и к тем, кто смотрит эти передачи - относятся как «к отбросам общества»!

Сегодня немалое место на центральных каналах ТВ занимают такие передачи, как «Пусть говорят», «Мужское\женское», «ДНК», передачи А. Малахова, где публично копаются в чужом «грязном белье», смакуют низости и подлости в отношениях людей и пр.

Есть прекрасные слова В. Шекспира: «Люблю, – но реже говорю об этом. Люблю нежней, но не для многих глаз. Торгует чувством тот, кто перед светом, всю душу выставляет напоказ»!

Понятно, что и зачем делают «торгаши от телевидения» типа Малахова – деньги зарабатывают, играя на далеко не самых чистых чувствах и поступках людей! Понятно, что делают на этих передачах люди, принимающие в них участие и «выставляющие душу напоказ» – тоже зарабатывают, благо «деньги не пахнут»! Но почему массы людей смотрят эти передачи? Так и хочется воскликнуть: «Неужели Ваша жизнь настолько пустая и не интересная, что Вы готовы тратить часы своей жизни на просмотр – кто с кем спал, кто кого обделил в наследстве и пр.?» Однако, как говорил мудрец – поступки людей не нужно осмеивать, клясть их или огорчаться ими, их нужно понимать!

Почему у нас на ТВ стало столько «грязи»? В первом приближении, это понятно. В советские времена, таких передач на ТВ не было, потому что и у кино, и у СМИ, с подачи руководства страны, была установка – делать людей лучше, воспитывать творцов, созидателей! В СССР вообще «не строили экономику», цель которой – прибыль, а «строили народное хозяйство», цель которого – удовлетворение основных потребностей и развитие людей и страны в целом. Сейчас, когда мы «приобщились» к западным ценностям – цель ТВ, кинематографа, СМИ и пр. – прибыль! Издавна известно – легче всего привлекать внимание и зарабатывать – спекулируя на «греховном», на негативе, на страхе и т.п.

Почему люди всё это смотрят? Первый, тоже самый простой ответ – мы так устроены, что наблюдение негативных ситуаций и эмоций (не важно в реальности или на экране), возбуждает такие же эмоции у нас, а ощущение негатива (особенно страха) немедленно запускает наши природные стрессовые реакции: надпочечники вбрасывают в организм гормоны, которые снижают активность левого полушария головного мозга (обеспечивающего логический критический анализ ситуации), активируют работу правого полушария, обеспечивающего повышение мышечного тонуса и всплеск энергии, необходимой для реализации древнего инстинкта – «бей или беги». То есть в нашем случае: когда человек лежит дома на диване и смотрит страсти на экране – он несколько теряет способность соображать, а подсознательное ощущение прилива энергии и силы приятно. Поэтому он действительно может «с удовольствием» часами смотреть всю эту белиберду. Действие этих механизмов тоже хорошо известно, поэтому «торгаши от телевидения» постоянно «накручивают» негативные эмоции, провоцируют скандальные ситуации в студии, выдавая это за борьбу с недостатками и пр. Менее известно другое, также связанное с приливом энергии – это влияние эгрегоров!

Что такое эгрегор? Лет 50 назад считали, что это понятие из эзотерики. Это слово было почти неприличным, могло повлечь за собой обвинение в невежестве, шарлатанстве и пр. Ныне этим словом называют феномен, помогающий понять физику естественных, природных механизмов социальных процессов. Если говорить предельно коротко, то суть его в следующем.

Мы так устроены, что мыслим словами, любые наши идеи несут в себе определенный образ, смысл. Но любое слово, идея, образ – это информация! А информация, как говорит современная физика, – это не материя и не энергия, это то, что запускает процессы изменения и в материи, и в энергии!

Еще один важный момент для понимания: физика процесса мышления такова, что, когда мы что-то обдумываем (формулируем мысль, образ), мы создаем, генерируем некое энергоинформационное образование – мыслеформу.

***

Если мы создали некий образ и мысленно «расположили» его прямо перед собой на расстоянии вытянутой руки, то он (энергоинформационный сгусток) там действительно существует. Поразительно, но на тренинге мы убедились, что его можно просто ощутить своими ладонями. Если этот образ\сгусток мысленно сдвинуть, то также ладонями его можно обнаружить именно там, куда сдвинул.

***

Пока мы об этом «что-то» думаем, и подпитываем нашу индивидуальную мыслеформу своей энергией, она существует. Перестали подпитывать – она растворилась в океане энергоинформационной среды вокруг нас. Но если нас много, и мы мыслим об одном и том же, то мы создаем коллективную мыслеформу – эгрегор, «агрегат наших мыслей», и эта коллективная мыслеформа, набрав определенную силу, уже может существовать без нас, самостоятельно. Более того, аккумулируя информацию и энергию наших мыслей, эти эгрегоры (наше порождение, энергоинформационная часть нас самих, но уже существующие автономно!) непременно оказывают на нас обратное воздействие, незаметно, через подсознание влияя на наше мышление и поведение, «выстраивая» его в духе тех мыслей, идей, которые создавали этот эгрегор.

***

Как выстраивают? Приведу несколько примеров. На одном занятии со студентами, я говорил о том, что некоторые сюжеты из Библии явно придуманы, не могут соответствовать действительности. Например, сюжет о том, что, когда Моисей 40 лет водил иудеев по Синайской пустыне, они питались некоей «манной небесной». Одна студентка возразила: она сама читала научную статью, где подтверждается наличие «манны» и возможность питания ею людей. На следующее занятие она принесла статью, где говорилось о том, что в пустыне действительно иногда выпадает нечто похожее на манную крупу – это семена растений, которые ветром переносятся в пустыню из районов с богатой растительностью. Там же «черным по белому» было написано, что эти семена могут слизывать верблюды, но в пищу людям они не годятся. Каково же было её изумление, когда я это вслух прочитал и показал место в тексте! «Как? Я же сама читала, и поняла, что ученые подтвердили…» Здесь, подчеркну, имеет место не «невнимательность» при чтении, а именно феномен влияния, в данном случае, эгрегора религии на человека.

Другой пример. Что делает муж, когда лежит на диване перед телевизором, часами смотрит спорт и ругается, если жена отвлекает от этого занятия? Привычное объяснение – отдыхает, снимает стресс, болеет за свою команду и т.п. А по сути – кормит энергией своих эмоций и мыслей эгрегор спорта. А ругается, потому что эгрегор не отпускает, транслирует своему «кормильцу» ощущение некого смысла его деятельности, удовлетворения, даже величия (ведь лежа на диване легко критиковать тех, кто на экране).

Жена спортом не интересуется (читай – «не подключена» к эгрегору спорта, и он на нее не влияет), поэтому она искренне не понимает «сколько можно пялиться на этот спорт…». Зато подключена к эгрегору моды, поэтому с таким же искренним возмущением может выговаривать «бестолковому» мужу «ну как ты не понимаешь, что в этом сезоне уже не носят то, что …).

***

Если кому-то трудно в это поверить, пусть вспомнит про гипноз. Врач – гипнотизер, в присутствии других людей, участвующих в эксперименте, погружает человека в сон и внушает, что ему нужно сходить в соседний магазин и купить пачку жвачки. Тот, «проснувшись», действительно сходит в магазин, купит жвачку. А когда его спросят: зачем он ее купил, он вполне вразумительно объяснит мотивы покупки, даже не заподозрив, что мысль купить жвачку была не его, а внушена гипнотизером, хотя все другие участники эксперимента об этом знают.

Эгрегоры для нас являются своего рода гипнотизерами, которые внушают нам некие мысли, которые мы принимаем за свои, и побуждают нас делать массу поступков, которые кажутся нам необходимыми, но на самом деле необходимы только этим, по выражению Д. Верищагина, «энергоинформационным паразитам». Почему паразитам?

Эгрегорам, как пишут Д.Верищагин и К.Титов [1] – как любому живому образованию, свойственно стремление к выживанию и экспансии, поэтому для них важна массовость источников энергии и надежность энергосбора. Они сильны, но не обладают свободой воли, и неразумны, потому что являются функцией, производной от человеческого мышления. Их «инстинкт» выживания прост: как можно больше, массовей, типичней. Ведь чем типичнее – тем больше потенциальных источников энергии в виде людей. Поэтому мышление людей подправляется эгрегорами в нужном им (эгрегорам) направлении, лишая людей личностных особенностей, стандартизируя, оболванивая и пр. И чем менее человек склонен рефлексировать, продумывать и ставить свои личностные цели, продумывать пути их достижения, тем скорее эгрегорам удастся сбить человека с его пути «истинного».

Строго говоря, уточняют авторы, человеком управляют не эгрегоры, а собственные ценности, актуализированные и переосмысленные посредством эгрегоров. Это «переосмысление» и есть эгрегориальное «влияние» – невидимое и повсеместное, потому не регистрируемое сознанием изменение отношения к тем или иным мыслям, образам, воспоминаниям, смыслам. А за измененным отношением непременно последует и измененное поведение.

Трудно ли «подключиться» к эгрегору? Очень просто, мы это делаем постоянно. Стоит только подумать, вспомнить, произнести хотя бы мысленно ключевые слова, относящиеся к той или иной религии, партии, моде, и готово – подключились, пошел обмен: вы ему энергию, он вам информацию и ощущение смысла якобы нужных вам действий (мысленных или физических).

***

Наши слова, мысли, образы, как энергоинформационные образования, имеют соответствующие физические характеристики – частота вибраций, амплитуда, знак, конфигурация и пр. Эгрегоры тоже имеют аналогичные физические характеристики и взаимодействуют с нашими мыслями и образами, условно говоря, входя с ними в резонанс или диссонанс. Усиливают мысли, образы, которые резонируют с ними, подпитывают их своей энергией, дополняют их «своими» эгрегориальными идеями, образами или наоборот, ослабляют, вытесняют и замещают те, что им диссонируют. И человек, под влиянием эгрегора, действительно может «не видеть» и не понимать тексты и слова других людей, точнее – понимать их так, так как это «нужно» эгрегору. Чем сильнее его вера в ту или иную религию или идеологию (т.е. чем сильнее он подключен к тому или иному эгрегору!), тем более искаженной будет картина мира в его восприятии.

***

Что касается влияния наших мыслей посредством эгрегоров на окружающий мир, то эта идея далеко не нова и изначально имела положительное влияние. Первобытные люди перед выходом на охоту исполняли ритуальные танцы, символизирующие образ удачной охоты, напитывали его силой, и этим повышали вероятность, что охота будет удачной. Наши далёкие предки под руководством волхва или шамана вызывали дух дождя или солнца, нужного для урожая, т.е. создавали коллективную мыслеформу дождя или солнца, которая материализовалась в полном соответствии с законами физики: тучи собирались или наоборот расходились и появлялось солнце.

К кому в сказках, преданиях люди обращались за помощью? К духам, богам! Ныне, углубляясь в понимание физики энергоинформационных процессов собственного мышления, мы понимаем, что все эти сказочные духи, боги - не что иное, как персонифицированные людьми эгрегоры, и чем больше народ давал энергии своим эгрегорам, тем больше и они, оказывая обратное влияние на мысли и поведение, формируя общие стереотипы, единство понимания и действий, делали народ сильным, целостным, единым.

Если говорить о науке, об ученых 20-го века, то интересно отметить, что, например, Э. Дюркгейм (основатель французской социологической школы) считал, что общество – это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты - то, что создается в результате коллективной мыследеятельности людей, потом существует автономно и оказывает на людей принудительное воздействие. Понятие «ноосфера» или сфера разума российского ученого В. Вернадского также весьма созвучно с тем, что сегодня называют эгрегорами.

К. Юнг (швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии), писал о тех же эгрегорах, только называл их «коллективным бессознательным», которое в человеке проявляется как "изначальные" образы или архетипы. Юнг писал, что имеется много данных, которые показывают, что бессознательное «даже может брать на себя руководство» людьми, группами людей. При этом подчеркивал, что эти образы «содержат в себе не только все самое прекрасное и великое, что когда-либо мыслило человечество, но также все гнуснейшие подлости и дьявольское варварство, на которые только оно было способно». Но в силу своей «специфической энергии», они оказывают «зачаровывающее, захватывающее действие на сознание и вследствие этого могут весьма сильно изменять субъекта», то есть действующего человека [3].

Таким образом, природа дала нам великолепную способность создавать эгрегоры как аккумуляторы огромной энергии наших мыслей, как хранилища информации – человеческого опыта, позволяет, при необходимости, воспользоваться их силой и мощью. Но всегда стоит помнить, что есть и другая сторона медали: эгрегоры могут и существенно осложнить нашу жизнь.

Поэтому, возвращаясь к мысли о том, что мы смотрим по ТВ, подчеркнем, что, просматривая телепередачи, где копаются в чужом «грязном белье», смакуют всю эту грязь человеческих отношений, мы, энергией своих мыслей и эмоций, вносим уже свою лепту в заполнение окружающего нас энергоинформационного пространства всяким мусором и увеличиваем вероятность того, что и с нами случится нечто похожее, т.к. мыслеформы материализуются! А какой дрянью наполняют наше информационное поле интернетовские трэш-стрим – видеоматериалы, где в прямом эфире людей избивают, унижают, закапывают в могилы и пр., зарабатывая на этом лайки! Можно сколько угодно называть участников этих передач дебилами, уродами, «отбросами общества» и патетически восклицать – как вы можете этим заниматься? Но они слышат голос лишь «своих» эгрегоров и убеждены, что их деятельность имеет смысл.

Уверен, что трансляцию таких видео в сетях нужно жестко пресекать, не обращая внимания на вопли любителей «прав человека», «свободы информации» и пр. Хотя понятно, что все не так просто и одними запретами здесь не обойтись.

Итак, какими мыслями, какими энергиями (негативными энергиями разрушения или позитивными энергиями созидания) мы напитали наши эгрегоры, такие энергии они нам и вернут, такие мысли, смыслы и модели поведения они в нас будут продуцировать на уровне подсознания.

Если СМИ, интернет и пр. тиражируют мысли позитивные\созидательные, то подкорректированные и усиленные эгрегорами, они будут еще сильнее настраивать людей на созидание и страна будет развиваться. Если же будут тиражироваться мысли негативные\разрушительные (даже под вывеской борьбы с недостатками), то эти мысли, также тысячекратно усиленные и подправленные эгрегорами, благодаря своему «зачаровывающее, захватывающему действию» на сознание и подсознание, будут затягивать в негатив все большее количество людей, все более усиливать тенденции разрушения страны в целом.

Особо хочу подчеркнуть момент, связанный с переносом акцентов в понимании смысла жизни. В позитивно развивающемся обществе смыслы жизни масс людей направлены на бесконечное расширение сферы познавательной и созидательной деятельности на Земле и в Космосе. Отдыхать, расслабляться и потреблять тоже конечно нужно, но эта сфера смыслов жизни будет иметь явно подчиненное, обслуживающее значение. В потребительском же обществе, акценты в смыслах жизни меняются: главное потреблять, а познавательно\созидательная деятельность становится обслуживающей это, как выразился А.И. Фурсов, «потреблятство». Соответственно, человек, становится «дойной энергоинформационной коровой» бесчисленного множества эгрегоров массового потребительского общества. Как говорится, ничего личного - такова физика социальной жизни!

Таим образом, опасность силы нашей мысли в нынешнем потребительском обществе, заключается в том, что тысячекратно усиленная посредством современных СМИ, интернет и пр., и соответственно подкорректированная эгрегорами потребления, она может оказывать на нас и нашу жизнь, негативное влияние, вытесняя и замещая позитивные созидательные настрои, зомбируя нас на стремление к бесконечному пребыванию в замкнутом круге потребительства – питаться, одеваться, развлекаться..., и, разумеется, бороться за место в иерархии, чтобы обеспечить себе весь этот комфорт.

Как закрыться от негативного воздействия эгрегоров потребления? Самый простой ответ – не подключаться к ним! Не смотреть, не обсуждать, не смаковать «грязь», которой переполнены многие сюжеты ТВ, интернета и пр. Не думать о негативных вещах, думать о позитивном, созидательном! Иметь свои продуманные цели жизни и идти к ним. Но, как говорится – легко сказать!

Чем заместить безудержное стремление к бытовому и социальному комфорту? Здесь, думается, нужно вернуться к важнейшему фактору организации позитивно\созидательной или негативно\разрушительной жизнедеятельности общества в целом – к идеологии общества!

Список литературы

  1. Верищагин Д., Титов К. Эгрегоры человеческого мира. Логика и навыки взаимодействия. – СПб.: ИД «Афина», 2006. 330 с.
  2. Уланов В.В. О силе мысли и смысле жизни человека / Развитие научного знания в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 декабря 2020 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020 – С 79-84.
  3. Юнг К. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное. - http://www.psychology.ru/library/00026.shtml

Поделиться

2998

Уланов В. В. Чем опасна сила мысли в потребительском обществе // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 18-24. URL: https://apni.ru/article/1844-chem-opasna-sila-misli-v-potrebitelskom-obsh

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля