Главная
Конференции
Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии
Использование в работе педагогов групп с ОВЗ и ТНР бережливых технологий

Использование в работе педагогов групп с ОВЗ и ТНР бережливых технологий

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

бережливые технологии
алгоритмы
подсказки
маркёры
правила
сенсорика
зонирование группы

Аннотация статьи

В данной статье педагоги рассматривают вопрос использования бережливых технологий в работе педагогов работающих с детьми групп с ОВЗ и ТНР. Описание практических действий, таких как использование своеобразных подсказок, разметок, маркёров, помогут воспитателям сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

Текст статьи

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

При организации работы в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Алгоритмы и правила нужны ребенку в раннем возрасте, при знакомстве с жизнедеятельностью, организационными моментами ДОУ. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя более уверенно. В старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Сам составляет для себя алгоритмы: распорядок дня, порядок в портфеле, схема пути в школу и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.

1. Бережем время.

Правила, схемы, подсказки, алгоритмы могут быть использованы во всех рабочих помещениях группы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства и пр.

2. Бережем место.

Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем. Оставшееся место также необходимо рационально использовать. При помощи разметки, пространство на полу можно организовать как площадку для подвижных и интеллектуальных игр: классики, гоночная трасса, извилистые дорожки, «кочки» для перепрыгивания, боулинг, шашки, шахматы и многое другое.

Кроме того, практично использовать мобильные передвижные платформы, представляющие собой невысокий «подиум» на колесах. Благодаря данной площадке для игры, ребенок, имея несложное оборудование может сам организовать сюжетно-ролевую игру (ферма, прачечная, больница, детский сад и др.) Для атрибутов игры могут использоваться макеты людей и животных, деревьев и автомобилей, заранее подготовленные картонные коробки в виде зданий, космических кораблей, бытовой техники и пр. При объединении нескольких оборудованных передвижных панелей можно разыграть сюжет из жизни одного детского сада или целого города, тем самым создавая свой неповторимый сюжет.

Большое значение для хорошо организованной и продуктивной игры имеет наличие игрушек. Их должно быть достаточно, для того, чтобы хватило всем желающим поиграть. Количество игрушек должно дополняться с ростом потребностей и интересов детей. Игрушки должны иметь удобное расположение, хранится в зоне доступа и в поле видимости ребенка. Каждая из них должна иметь свое место, для этого можно провести игру «Знакомство с новой игрушкой». Педагог фиксирует внимание детей и предлагает познакомиться с новым «жителем» группы. Можно обсудить с детьми внешний вид игрушки, из чего она сделана, для чего предназначена, дать новому герою имя и конечно, определить новое место нахождения. После этого обсуждаются правила бережного обращения с игрушками. Для наглядности в группах возможно схематично, либо в виде фотографии разместить правила расположения игрушек. Это ускорит наведение порядка в группе после игры и исключит неправильное расположение игрушек по зонам.

3. Бережем себя.

Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Им может стать красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, наносятся маркёры красного цвета.

Работа по сбережению жизни и здоровья ребенка включает в себя также формирование представлений об опасных случаях, вредоносных факторах, чрезвычайных ситуациях, которые могут оказать на него влияние вне стен дошкольного учреждения. Проигрывание и проговаривание поведения в различных нестандартных ситуациях, просмотр обучающих фильмов и презентаций, информация в зоне доступа ребенка помогут ему обезопасить себя. Причем высокая степень заинтересованности родителей в результатах обучения своих детей может сделать их первыми помощниками в работе педагога. Для этого необходима активная просветительская работа и консультационная помощь. Информационные стенды, памятки, тематические родительские собрания, сайт дошкольного учреждения, помогут расширить знания родителей о мерах безопасности в отношении себя и детей.

Идея бережливых технологий пришла в образование из бизнеса. Для оптимизации производства опытные менеджеры разрабатывают пути развития с учетом наименьших затрат. Так же построены перечисленные выше методы работы. Знания, как конечный продукт, выходят с конвейера образовательного процесса. Задача педагога грамотно и профессионально его организовать.

Список литературы

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Наливкина Ю.М. Игровые инновационные технологии в ДОО // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 // Российская газета, 25.11.2013. – № 265.

Поделиться

2735

Логинова Т. И., Тимофеева Т. В. Использование в работе педагогов групп с ОВЗ и ТНР бережливых технологий // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/1845-ispolzovanie-v-rabote-pedagogov-grupp

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря