Организация взаимодействия учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

Организация взаимодействия учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

В статья исследован процесс организации взаимодействия учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения.

Аннотация статьи
учитель
взаимодействие
организация
дистанционное обучение
Ключевые слова

Кадровое обеспечение современной школы позволяет организовать комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В штате любой образовательной организации имеются должности: тьютор, ассистент, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Взаимосвязь и преемственность в работе учителя начальных классов и узких специалистов позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

Современный профессиональный стандарт требует от учителя начальных классов: умения взаимодействовать с другими педагогами и специалистами в решении коррекционно-развивающих задач [1, с. 48]. Почему это важно? Данное взаимодействие позволяет систематизировать, регулировать и координировать образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи развития каждого ребенка.

С каждым годом в образовательных учреждениях возрастает не только количество учащихся с ОВЗ, но и спектр нарушений.

Образовательный процесс – это взаимодействие, многоплановое сотрудничество всех сторон: учителей – детей – родителей, как субъектов образования. Данное взаимодействие более продуктивно, если все участники образовательного процесса проявляют активность, осознанность, целенаправленность и согласованность взаимных действий. Именно поэтому, дистанционное обучение более успешно при тесном взаимодействии всех субъектов.

Карантинные мероприятия и активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одна из которых – дистанционное обучение. Данная форма взаимодействия проводилась в различных формах по выбору педагогов и специалистов: в режиме онлайн, с использованием электронной формы взаимодействия, в режиме офлайн или в условиях комбинирования этих двух форм. Выбранные способы предоставления услуг предполагали индивидуальную и групповую формы работы. Использование современных, мобильных средств коммуникации в педагогическом процессе способствует изменению форм взаимодействия ученика, родителей и учителя. Возможности новых технических устройств дают колоссальное преимущество для взаимодействия, достаточно быстро передают необходимую информацию заявленному количеству людей, что экономит временные и человеческие ресурсы учителя и специалиста. Такими средствами выступают электронный дневник, персональный сайт учителя, группы в социальных сетях, в мобильных приложениях и др.

Несмотря на то, что технические устройства удобны для взаимодействия, дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, теперь постоянно дома. Родители вынуждены контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах заниматься домашними делами. В силу своих возможностей, умений, навыков учителя помогают родителям пережить дистанционное обучение и заручиться их поддержкой.

Учебные и коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с расписанием и графиками работы педагога-психолога, учителя-логопеда.

Взаимосвязь работы учителя начальных классов и специалистов предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования и др.

Основные достоинства применения дистанционных технологий:

Технологичность – уроки, консультации и коррекционно-развивающие занятия с использованием современных программных и технических средств делает образовательный процесс и коррекционно-развивающую работу специалистов более эффективной. Новые технологии позволяют общаться с ребенком лично здесь и сейчас.

Доступность и открытость обучения – возможность удалённого образования. Это делает образовательный процесс более доступным для всех категорий обучающихся. Обучение в любое время, в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график получения знаний.

Индивидуальность систем дистанционного обучения. Обучающийся сам определяет темп занятия, может возвращаться по несколько раз к отдельным заинтересовавшим его темам.

Дистанционное образование помогает детям с ограниченными возможностями здоровья не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих сверстников, если возможности организма это позволяют [3].

Дистанционный урок – форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева) [2, с. 58]. При разработке дистанционного урока учитывается, что ученики находятся в изоляции. Поэтому учебные материалы сопровождаются пояснениями и инструкциями. Предусматриваются консультации, при которых ученики могут задать интересующие вопросы по теме. Дистанционный урок офлайн (материалы высылаются на электронную почту родителей или учащихся, прикрепляются технологические карты уроков и коррекционно-развивающих занятий в ИСОУ «Виртуальная школа»). Индивидуальные консультации и диагностика в Skype, WhatsApp, Viber.

Учителя и специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Одной из основных задач, которая поставлена перед педагогами и специалистами школы не допустить перегрузок у детей в период дистанционного обучения. Поэтому при подготовке учебных занятий для детей с ОВЗ учителя и специалисты используют задания, упражнения, которые направлены на освоение программного материала, формирование речевых и познавательных навыков одновременно.

Взаимодействие специалистов очень важный и нужный момент, но не только в дистанционном обучении, но и в обычном режиме. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы – необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка с ОВЗ, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья.

Текст статьи
  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
  2. Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». – Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005.
  3. https://infourok.ru/statya-na-temu-dostoinstva-i-nedostatki-distancionnogo-obucheniya-3397018.html
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа