Кадровое обеспечение современной школы позволяет организовать комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В штате любой образовательной организации имеются должности: тьютор, ассистент, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Взаимосвязь и преемственность в работе учителя начальных классов и узких специалистов позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
Современный профессиональный стандарт требует от учителя начальных классов: умения взаимодействовать с другими педагогами и специалистами в решении коррекционно-развивающих задач [1, с. 48]. Почему это важно? Данное взаимодействие позволяет систематизировать, регулировать и координировать образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи развития каждого ребенка.
С каждым годом в образовательных учреждениях возрастает не только количество учащихся с ОВЗ, но и спектр нарушений.
Образовательный процесс – это взаимодействие, многоплановое сотрудничество всех сторон: учителей – детей – родителей, как субъектов образования. Данное взаимодействие более продуктивно, если все участники образовательного процесса проявляют активность, осознанность, целенаправленность и согласованность взаимных действий. Именно поэтому, дистанционное обучение более успешно при тесном взаимодействии всех субъектов.
Карантинные мероприятия и активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одна из которых – дистанционное обучение. Данная форма взаимодействия проводилась в различных формах по выбору педагогов и специалистов: в режиме онлайн, с использованием электронной формы взаимодействия, в режиме офлайн или в условиях комбинирования этих двух форм. Выбранные способы предоставления услуг предполагали индивидуальную и групповую формы работы. Использование современных, мобильных средств коммуникации в педагогическом процессе способствует изменению форм взаимодействия ученика, родителей и учителя. Возможности новых технических устройств дают колоссальное преимущество для взаимодействия, достаточно быстро передают необходимую информацию заявленному количеству людей, что экономит временные и человеческие ресурсы учителя и специалиста. Такими средствами выступают электронный дневник, персональный сайт учителя, группы в социальных сетях, в мобильных приложениях и др.
Несмотря на то, что технические устройства удобны для взаимодействия, дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, теперь постоянно дома. Родители вынуждены контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах заниматься домашними делами. В силу своих возможностей, умений, навыков учителя помогают родителям пережить дистанционное обучение и заручиться их поддержкой.
Учебные и коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с расписанием и графиками работы педагога-психолога, учителя-логопеда.
Взаимосвязь работы учителя начальных классов и специалистов предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования и др.
Основные достоинства применения дистанционных технологий:
Технологичность – уроки, консультации и коррекционно-развивающие занятия с использованием современных программных и технических средств делает образовательный процесс и коррекционно-развивающую работу специалистов более эффективной. Новые технологии позволяют общаться с ребенком лично здесь и сейчас.
Доступность и открытость обучения – возможность удалённого образования. Это делает образовательный процесс более доступным для всех категорий обучающихся. Обучение в любое время, в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график получения знаний.
Индивидуальность систем дистанционного обучения. Обучающийся сам определяет темп занятия, может возвращаться по несколько раз к отдельным заинтересовавшим его темам.
Дистанционное образование помогает детям с ограниченными возможностями здоровья не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих сверстников, если возможности организма это позволяют [3].
Дистанционный урок – форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева) [2, с. 58]. При разработке дистанционного урока учитывается, что ученики находятся в изоляции. Поэтому учебные материалы сопровождаются пояснениями и инструкциями. Предусматриваются консультации, при которых ученики могут задать интересующие вопросы по теме. Дистанционный урок офлайн (материалы высылаются на электронную почту родителей или учащихся, прикрепляются технологические карты уроков и коррекционно-развивающих занятий в ИСОУ «Виртуальная школа»). Индивидуальные консультации и диагностика в Skype, WhatsApp, Viber.
Учителя и специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Одной из основных задач, которая поставлена перед педагогами и специалистами школы не допустить перегрузок у детей в период дистанционного обучения. Поэтому при подготовке учебных занятий для детей с ОВЗ учителя и специалисты используют задания, упражнения, которые направлены на освоение программного материала, формирование речевых и познавательных навыков одновременно.
Взаимодействие специалистов очень важный и нужный момент, но не только в дистанционном обучении, но и в обычном режиме. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы – необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка с ОВЗ, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья.