Главная
Конференции
Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии
Проблемы детско-родительских отношений подростков в контексте психологического к...

Проблемы детско-родительских отношений подростков в контексте психологического консультирования

Автор(-ы):

Чижова Карина Игоревна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

детско-родительские отношения
стили воспитания
подростковое поведение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются теоретические подходы к проблемам детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Приведен количественный и качественный анализ результатов запросов родителей по проблемам подросткового возраста в психологическом центре.

Текст статьи

Детско-родительские отношения относятся к числу традиционных направлений исследований зарубежной и отечественной психологии. Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. В трудах представителей многих психологических школ и направлений были открыты закономерности и механизмы, которые объясняют специфику отношений в системе «родители-дети», складывающиеся на различных этапах онтогенетического развития. Именно в процессе взаимодействия родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.

Ф. Райс и К. Долджин [5] приводят выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом возрасте: заинтересованность и помощь родителей; способность родителей слушать, понимать и сопереживать; любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях; признание и одобрение со стороны родителей; доверие к ребенку; отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку; руководство со стороны родителей, наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении; личный пример родителей, способность подать хороший пример для подражания, следовать тем же принципам, которым учат детей.

Одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения в подростковом возрасте, является статусно-ролевая структура взаимоотношений, в частности роль отца и матери. Традиционно считается, что основная роль в процессе формирования базовые черты личности ребенка принадлежит матери. Однако в подростковом возрасте отец является социальной фигурой, способствующей отделению ребенка от матери и формированию его самостоятельности.

И.В. Черепанова и О.А. Черепанов [6] предполагают, что в подростковом возрасте значимым фактором в развитии личности, формировании характера ребенка (в том числе акцентуаций) являются отношения с родителем противоположного пола. Экспериментально было подтверждено, существуют различия в акцентуациях характера у подростков с различными стилями отношений к ним родителя противоположного пола в выборке “мать-сын”. Так мальчики-подростки, матери которых ориентированы на симбиотическое отношение в сравнении с материнским отношением по типу кооперации, более эмоциональны, чувствительны, впечатлительны и более тревожны.

В исследовании М.А. Фризен и А.А. Яник [7], посвященном личностной автономии старших подростков, было установлено, что ключевыми параметрами субъективной оценки подростками взаимоотношений с родителями при ее общей позитивности выступают равноправие, принятие и взаимоуважение, а при ее относительной негативности – понимание. Открытость взаимодействия выступает главным условием налаживания продуктивных отношений между родителями и детьми, существенным образом определяющим становление личностной автономии. Отмечается, что старших подростков с позитивной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями более выражены такие ресурсы становления личностной автономии, как суверенность психологического пространства и опора на себя в процессе жизнедеятельности. У подростков с более негативной субъективной оценкой отношений с родителями наблюдается дефицит принятия с их стороны, менее сформированная личностная автономия и депривированность границ психологического пространства. Таким образом, по результатам исследования сделан вывод о том, что принятие и уважение со стороны родителей выступает важным условием формирования позитивного самоотношения подростка, опоры на себя и личностной автономии.

Нарушения детско-родительских взаимоотношений порождают широкий круг психологических проблем, в значительной степени деформирующих процесс формирования личности, социальную адаптацию подростка и, в целом, его психологическое благополучие в дальнейшей жизни. В далеко неполный список таких проблем, рассматриваемых современными авторами, следует включить личностную беспомощность, депрессию, одиночество, различные формы виктимного (например, податливость буллингу) и аутоагрессивного поведения.

Особая роль в формировании личностной беспомощности подростков принадлежит нарушениям в стиле семейного воспитания. Д.А. Цирингом выявлены стили воспитания, детерминирующие личностную беспомощность. Такими стилями семейного воспитания, в соответствии с классификацией Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, являются доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и противоречивый стиль воспитания. И.В. Пономарева, обобщив данные ряда исследований личностной беспомощности подростков, пришла к выводу, что при различных стилях семейного воспитания, в большей или меньшей степени актуализируются разные функции личностной беспомощности. Так, при доминирующей гиперпротекции личностная беспомощность у подростка выполняет манипулятивную функцию, при повышенной моральной ответственности и жестокости родителей – адаптивную функцию, а противоречивый стиль воспитания актуализирует защитную функцию личностной беспомощности.

В работе А.И. Подольского [3] с коллегами приводятся результаты исследований межнационального проекта по изучению причин и проявлений подростковых депрессивных состояний. Авторы отмечают, что подростковая депрессивность может проявляться в различных формах девиантного поведения – от снижения успеваемости, хулиганских выходок до побегов из дома, воровства, насилия, употребления наркотиков. Среди причин эмоционального неблагополучия подростков, проявляющегося в форме депрессии, потеря или ухудшение эмоциональных контактов с родителями занимает ключевое место. При этом, вряд ли можно предположить, что инициаторами ухудшения эмоциональных отношений являются родители. Они могут относиться эмоционально отвергающе к своим детям, но тогда это будут отношения особого рода, преимущественно складывающиеся с самого раннего возраста и представляющие отдельную проблему. В подростковых проблемах, выражающих «чувство взрослости», речь идет о достаточно резком изменении отношений именно в подростковый период. Авторы считают, что ухудшение эмоциональных контактов вызвано изменившимся отношением подростков к своим родителям.

Такое достаточно распространенное социальное явление как буллинг также имеет тесную связь с семейными взаимоотношениями. Н.С. Бобровникова [2] рассматривает взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основу профилактики буллинга. В ходе статистического анализа данных было выявлено, что при адекватных детско-родительских отношениях формируется средний уровень агрессивности, а также средний или высокий уровни интеллектуальных способностей. Родители, высоко оценивающие способности подростка, поощряющие его инициативность, формируют отрицание проявлений агрессивности, что в свою очередь может привести к формированию позиции «жертвы», но также присутствует зависимость высокой кооперации с высоким уровнем агрессивности, что может привести к формированию позиции «агрессора». Таким образом, подростки, которых излишне высоко оценивают родители, могут выступать и инициаторами агрессии или же наоборот провоцировать. И высокий, и низкий уровни авторитарной гиперсоциализации положительно на формирование среднего уровня академических способностей подростков, а убежденность родителей в несостоятельности и несмышлености подростка формирует низкие интеллектуальные способности, что в свою очередь может способствовать формированию высокой агрессивности.

Одним из факторов, обусловливающих формирование и развитие суицидального поведения подростков, также являются семейные взаимоотношения. Подростковый возраст характеризуется большой частотой дебютов депрессивных состояний, возникающих на фоне идей физических недостатков и собственной психической неполноценности, со склонностью к суицидальному поведению, своевременно не диагностированных вследствие неблагополучного эмоционального микроклимата в семье. В исследовании В.К. Абдуллаевой [1] было изучено влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков. В ходе исследования подростков - пациентов с наличием диагностических критериев социализированного расстройства поведения по МКБ-10 (F91.2) было установлено, что большинство подростков (72%) были из семей, которые имели дисфункциональные семейные отношения. В то же время, суицидальные тенденции демонстративно-шантажного и манипулятивного характера выявлены у 28% обследованных подростков из так называемых «благополучных» семей, воспитанных в полноценных семьях с хорошим материальным достатком, но растущих в условиях полной эмоциональной отчужденности с нарушением межличностных взаимоотношений с родителями. Исследование амбивалентного типа семейных отношений установило полное отчуждение между членами семьи, которое предопределило появление депрессивных нарушений у подростков и развитие акцентуации характера и патологическому формированию личности. Конфликтные взаимоотношения в деструктивных семьях способствовали развитию аффективной блокады интеллекта с отрицательной концепцией окружающей среды, что только усугубляло положение дисгармонично развивающейся личности и часто обусловливало негативные эмоции и вовлечение подростков в так называемые «группы смерти» в сети Интернет, контролируемые кураторами компьютерных игр.

Разумеется, представленный обзор далеко не в полной мере отражает весь круг проблем, основным источником которых выступают неблагоприятные взаимоотношения родителей с детьми подросткового возраста, однако даже он дает представление об актуальности и практической значимости заявленной темы исследования.

В 2020 году под руководством Чижовой К.И. на базе Центра психологического консультирования г. Рязани было проведено исследование по проблемам взаимоотношений родителей с ребенком подросткового возраста. В исследовании приняли участие родители, обратившиеся с запросом на проведение психологической консультации. Объем выборки родителей составляет 130 человек в возрасте от 33 до 51 года. Выборка детей включает 130 подростков от 12 до 15 лет, учащиеся 6-9 классов.

Результаты проведения структурированного интервью с родителями, пришедшими на консультацию, показывают, что по проблемам индивидуально-личностных особенностей подростков обращаются 40% родителей (личностная беспомощность-3.3%, неадекватная самооценка 10%, тревожность 6.6%, склонность к депрессиям-10%).

С проблемами девиантного поведения подростков обращаются 20% родителей (противоправные и асоциальные действия, повышенный уровень агрессии – 10%, зависимости (алкогольная, наркотическая, пищевая, табакокурение, интернет) – 26,7%, саморазрушающее поведение, вплоть до совершения попыток суицида – 6,6%).

С нарушениями межличностных взаимоотношений подростков вне семьи обращаются 30% родителей (буллинг – 10%, неприятие подростковой компании – 6,6 %, отношения с учителями и сверстниками в школе – 13,3%.)

Дефекты психического и соматического развития при обращении к психологу отмечают – 30% родителей (расстройства аутистического спектра-6.6%, соматические заболевания – 13,3%, задержка психического развития-3,3%, функциональные нервно-психические расстройства – 3,3%.)

Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением подростков, отмечают 34% родителей.

С внутрисемейными проблемами к психологу на консультацию приходят 25% родителей (плохие взаимоотношения с отцом – 10%, плохие взаимоотношения с матерью – 10%, семейный кризис, включая развод – 6,6%; взаимоотношения с братьями и сестрами, включая сводных – 6.6%, взаимоотношения со старшими членами семьи (родители, бабушки, дедушки, отчим, мачеха) – 6,6%).

Проблемы с учебой при приходе на консультацию к психологу отмечают – 13,3% родителей.

Таким образом, анализ результатов опроса психологов центра психологического консультирования показывает разноплановый спектр вопросов, по которым родителям необходима консультация психолога. Большинство родителей акцентируют внимание по проблемам индивидуально-личностных особенностей подростков – 43% обращений; проблемы, связанные с профессиональным самоопределением подростков отмечают – 36% психологов; с нарушениями межличностных взаимоотношений подростков вне семьи обращаются 28,7% родителей; далее по значимости проблемы зависимостей (в основном интернет-зависимости) – 26,7% обращений. Психологи так же отмечают, что родители на консультацию приходят не с одной проблемой, а сразу по нескольким. Индивидуально-психологические особенности подростков, пришедших на консультацию к психологу, оказываются тесно связанными с оценкой семейного воспитания, родительского отношения к детям и оценкой семейной жизни самими родителями.

Список литературы

  1. Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019.
  2. Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf
  3. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования. Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. 2011. № 2. С.9-20.
  4. Пономарева И.В. Исследование психологических функций личностной беспомощности у подростков в семьях с различными стилями семейного воспитания // Фундаментальные исследования. №4, 2013 Психологические науки. C.138-144.
  5. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.
  6. Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69.
  7. Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.

Поделиться

6486

Чижова К. И. Проблемы детско-родительских отношений подростков в контексте психологического консультирования // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 110-115. URL: https://apni.ru/article/1847-problemi-detsko-roditelskikh-otnoshenij-podr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля