Программа психолого-педагогического просвещения педагогов как инструмент формирования благоприятного климата в коллективе
научный журнал «Актуальные исследования» #4 (31), январь '21

Программа психолого-педагогического просвещения педагогов как инструмент формирования благоприятного климата в коллективе

В статье рассматриваются возможности использования психологических методик в сопровождении педагогических работников образовательного учреждения, а также представленная инновационная программа по сопровождению педагогов.

Аннотация статьи
психолого-педагогическое сопровождение
управление климатом педагогического коллектива
Ключевые слова

В последние годы вопросы психолого-педагогического просвещения педагогов приобрели особую актуальность. Современный мир предъявляет свои требования к системе образования, в том числе и со стороны родителей к педагогу, к его роли в образовательном процессе. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» обозначает, что учитель должен не только знать, но и уметь применять знания, умения и навыки психологической направленности (закономерности формирования личности, психологические законы, психолого-педагогические технологии, психодиагностику и т.д.). В современной ситуации – это профессионально необходимо, и вместе с тем необходимо отметить наличие дефицита знаний в данной сфере у современного педагога, который не позволяет ему быть абсолютным специалистом в своей профессиональной области.

Программа психолого-педагогического просвещения педагогов «РИТМ» (Разгадка Идеальной Тактики Мастерства) способствует более полному овладению педагогами 58 психолого-педагогическими компетенциями в рамках преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, сохранению психологического здоровья педагогов. Реализация данной программы в образовательной организации позволит улучшить психологическое, а вместе с ним и физическое здоровье педагога (посредством развития творческого потенциала педагогов и создания условий для его реализации). Существует много направлений работы школьного психолога, ведущих к росту психологической компетентности педагога. Но усилия, прикладываемые только психологом в данном направлении, недостаточно эффективны. Учитывая мнение ряда специалистов, понимающих под профессиональной компетентностью педагога единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, в представленной программе большое внимание уделяется повышению психолого-педагогической компетентности педагога, позволяющей самостоятельно решать возникающие педагогические ситуации, способствуя личностному развитию обучающегося. Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия и саморазвития. Формирование и развитие всех обозначенных выше навыков необходимо в профессиональной деятельности как педагогов, так и руководителей образовательных организаций.

Представляемая программа разработана с учетом особенностей работы сельских педагогов. Сельский педагог является значимой фигурой, находится в центре внимания жителей села, как интеллектуальный работник, обладающий практическим и теоретическим научно обоснованным багажом знаний, влияющим на развитие подрастающего поколения данного населенного пункта, что жизненно важно для села, поэтому учитель должен не только владеть психолого-педагогическими компетенциями, но и постоянно повышать свой профессиональный уровень в этом направлении.

Психолого-педагогическое сопровождение педагога направлено на обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической компетентности 59 педагога в вопросах психолого-педагогического сопровождения, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги не только захотели, но и обладали необходимыми знаниями для совершенствования своей работы. Для реализации такой задачи необходимо создать мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности; формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие компетенции; способствовать развитию процесса самообразования педагогов; создание творческой атмосферы в коллективе, сплоченности в достижении общих целей; а также работать на профилактику эмоционального выгорания. Организованная практическая работа позволит реорганизовать взгляд педагога на психологические особенности обучающихся, особенности и закономерности их развития; сформировать культуру общения педагога с детьми и родителями в соответствии с современными запросами, улучшить психологический микроклимат в педагогическом коллективе.

Программа направлена на решение конкретных задач в сфере образования, в частности на повышение эффективности деятельности образовательной организации (за счет повышения уровня психолого-педагогических компетенций педагогов). Поскольку педагог является одной из значимых фигур в образовательном процессе, то, решая задачи, направленные на повышение уровня психолого-педагогических компетенций, повышение уровня психоэмоционального состояния педагога, укрепление физического и психологического здоровья педагога, мы можем говорить об обеспечении повышения качества образования за счет повышения готовности педагога к решению задач, поставленных перед ним современной системой образования.

Ожидаемым результатом в развитии образовательной организации является овладение педагогическим коллективом необходимыми психологическими умениями и необходимыми знаниями для осуществления трудовых функций: повышение уровня психологической культуры педагогов; накопление и 60 рост востребованности психологических знаний у участников образовательных отношений; повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов системы общего образования.

Инновационный процесс можно обозначить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Именно инновации, осуществляемые внутри данной образовательной организации, являются основным источником конкурентных преимуществ, вместе с тем они могут быть скопированы другими образовательными организациями и использованы в своей практической деятельности с учетом индивидуальных особенностей образовательных организаций. Разрабатывая стратегию деятельности, предполагаем, что любой инновационный процесс носит вероятностный характер и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Тем не менее, уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта нам поможет составленная нами программа.

Текст статьи
  1. Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 67-72.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  3. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. - М.: Академический проект; Культура, 2006. 328 с.
  4. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология личности. М.:Академия, 2009. 301 с.
  5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий и др. - Мн.: Интерпрес-сервис, 2003. 294 с.
  6. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
  7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. 154 с.
  8. Васильченко О. Социально-психологический климат – диагностика и формирование // Справочник кадровика. 2011. № 8. С. 8-9.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня