Введение. Средневековая культура перестала обеспечивать потребности развития общества и государства. Таким образом, XVII век был последним этапом древнерусской истории, и он же явился началом нового периода в истории русского искусства. Современники подмечали, что старое и новое вдруг «перемешалось». Силу набирает процесс «обмирщения» всей культуры – несмотря на то, что искусство еще остается под сильным влиянием церкви, тем не менее оно освобождается от прямого подчинения церковным канонам, приобретая новые, светские черты. Разумеется, огромную роль в развитии новых особенностей русской культуры сыграли события Смутного времени. Произошедшее в истории, втянуло в свой водоворот массы людей, обогатило их новым опытом, а также познакомило с европейскими традициями и бытом [1].
Материал исследования. Весь XVII век Россия пыталась оправиться от разорения и потрясений Смутного времени. Кризис не обошел никакие стороны жизни. Начиная от забот о хлебе насущном до общественной атмосферы. В 1636 г. нижегородские священники подали патриарху челобитную, где речь шла о положении в обществе. На данных страницах можно найти образ безбожной, развратной и беспардонной среды, а господствующее в тексте чувство его авторов- чувство невозможности дальнейшего в ней существования. Причины кризиса были различны, но главная, по-видимому, состояла в закрепощении крестьян, неуклонном и все более массовом. К концу XVII века вольными оставались чуть более 10 %. Внутренний рынок не развивался, так как не имел резервов, таким образом, правительство теряло возможность регулировать и совершенствовать аграрное производство. Для власти, народ представлял собой только податную массу, с которой взыскивались налоги, тем самым окончательно подрывая производительные силы [5].
По прошествии времени, появилась новая идеология. Благодаря обучению латинскому языку, осваивались произведения античной римской литературы. Рим и латинский язык для московского общества тех лет обладали знаковым смыслом, так же как Греция, эллинство и Византия. Все это отразилось в последствии в литературе, искусстве и политической мысли императорской эпохи. В культуру вливался духовный опыт античности [5].
Необходимость освоения западноевропейского опыта в производственной, политической и культурных сферах показывала царя, как носителя прогресса, с одной стороны, с другой – приводило его в противоречие с народной традицией, таким образом, с национальной точки зрения, его положение становилось уязвимым. Как итог – преобразовывается двусторонняя оппозиция, и возникает как бы трехсторонняя конфигурация социокультурных сил: появляется слой, который впоследствии будет назван интеллигенцией; он порожден специфическими для России отношениями инокультурных форм прогресса, народа и власти и навсегда останется отличительным признаком общества и культуры России [5].
Данный исторический этап отразился не только в произведениях искусства и архитектуре, но и в становлении усадебной культуры. Если говорить об усадьбах XVII века, то влияние того времени было следующим.
Например, в период средневековья, усадьбы были надежно изолированы, замкнуты, защищены от внешнего пространства высокими стенами, поскольку жить вдали от городских укреплений было небезопасно из-за татарских набегов и буйства московских властителей [6]. Пример закрытого пространства представлен ниже (рис. 1 и рис. 2).
Рис. 1. Подмосковное село XVII века. Облик
Рис. 2. Усадьба Куркино. 1695 г. Планировка
Далее, после Смутного времени в приусадебных садах выращиваются фрукты и овощи, лечебные растения, иногда цветы, привозные заморские деревья. Пруды по-прежнему зачастую имели только утилитарное значение, с использованием для хозяйственных целей и разведения рыбы. Иногда для рыбы сооружали специальные садки [6].
На протяжении столетий русская усадьба являлась основной формой пространственной организации частной жизни. Дворянские усадьбы в России изначально стали возникать в связи с раздачей земель военным людям – дворянам. Но бояре и дворяне служили при царском дворе и не могли часто выезжать в свои усадьбы. Поместья выполняли исключительно утилитарные функции, как было уже сказано выше [2].
Таким образом, В России до середины XVII в. загородные усадьбы и сады носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции [4].
Заключение. Как итог данного исторического этапа, под влиянием Запада возникают первые театральные представления, в литературе на первый план выходят произведения светского характера, светская музыка, гонимая церковью, начинает пользоваться все большей популярностью. Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в. с мощным воздействием на искусство народного творчества, с которым связывают декоративное великолепие художественной культуры России. В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную традицию. В Москве возник Приказ каменных дел, в стенах которого были собраны лучшие русские мастера и приглашенные с Запада инженеры [3]. А усадебная культура, как и население в целом, только готовилось к большим переменам, которые произойдут в начале следующего века.