Влияние XVII века на развитие искусства и усадебной культуры
научный журнал «Актуальные исследования» #4 (31), январь '21

Влияние XVII века на развитие искусства и усадебной культуры

Статья посвящена влиянию эпохи (XVII века) на становление и развитие искусства и усадебной культуры. Автор обращает внимание на то, что XVII век был переломным в истории русской культуры. В это время рождаются элементы культуры нового времени. Социальные потрясения начала XVII века повлекли за собой серьезные изменения. Весьма ощутимы сдвиги в сознании людей, которые поставили перед обществом множество вопросов.

Аннотация статьи
общество
усадьбы
XVII век
средневековье
искусство
история
культура
Ключевые слова

Введение. Средневековая культура перестала обеспечивать потребности развития общества и государства. Таким образом, XVII век был последним этапом древнерусской истории, и он же явился началом нового периода в истории русского искусства. Современники подмечали, что старое и новое вдруг «перемешалось». Силу набирает процесс «обмирщения» всей культуры – несмотря на то, что искусство еще остается под сильным влиянием церкви, тем не менее оно освобождается от прямого подчинения церковным канонам, приобретая новые, светские черты. Разумеется, огромную роль в развитии новых особенностей русской культуры сыграли события Смутного времени. Произошедшее в истории, втянуло в свой водоворот массы людей, обогатило их новым опытом, а также познакомило с европейскими традициями и бытом [1].

Материал исследования. Весь XVII век Россия пыталась оправиться от разорения и потрясений Смутного времени. Кризис не обошел никакие стороны жизни. Начиная от забот о хлебе насущном до общественной атмосферы. В 1636 г. нижегородские священники подали патриарху челобитную, где речь шла о положении в обществе. На данных страницах можно найти образ безбожной, развратной и беспардонной среды, а господствующее в тексте чувство его авторов- чувство невозможности дальнейшего в ней существования. Причины кризиса были различны, но главная, по-видимому, состояла в закрепощении крестьян, неуклонном и все более массовом. К концу XVII века вольными оставались чуть более 10 %. Внутренний рынок не развивался, так как не имел резервов, таким образом, правительство теряло возможность регулировать и совершенствовать аграрное производство. Для власти, народ представлял собой только податную массу, с которой взыскивались налоги, тем самым окончательно подрывая производительные силы [5].

По прошествии времени, появилась новая идеология. Благодаря обучению латинскому языку, осваивались произведения античной римской литературы. Рим и латинский язык для московского общества тех лет обладали знаковым смыслом, так же как Греция, эллинство и Византия. Все это отразилось в последствии в литературе, искусстве и политической мысли императорской эпохи. В культуру вливался духовный опыт античности [5].

Необходимость освоения западноевропейского опыта в производственной, политической и культурных сферах показывала царя, как носителя прогресса, с одной стороны, с другой – приводило его в противоречие с народной традицией, таким образом, с национальной точки зрения, его положение становилось уязвимым. Как итог – преобразовывается двусторонняя оппозиция, и возникает как бы трехсторонняя конфигурация социокультурных сил: появляется слой, который впоследствии будет назван интеллигенцией; он порожден специфическими для России отношениями инокультурных форм прогресса, народа и власти и навсегда останется отличительным признаком общества и культуры России [5].

Данный исторический этап отразился не только в произведениях искусства и архитектуре, но и в становлении усадебной культуры. Если говорить об усадьбах XVII века, то влияние того времени было следующим.

Например, в период средневековья, усадьбы были надежно изолированы, замкнуты, защищены от внешнего пространства высокими стенами, поскольку жить вдали от городских укреплений было небезопасно из-за татарских набегов и буйства московских властителей [6]. Пример закрытого пространства представлен ниже (рис. 1 и рис. 2).

Рис. 1. Подмосковное село XVII века. Облик

Рис. 2. Усадьба Куркино. 1695 г. Планировка

Далее, после Смутного времени в приусадебных садах выращиваются фрукты и овощи, лечебные растения, иногда цветы, привозные заморские деревья. Пруды по-прежнему зачастую имели только утилитарное значение, с использованием для хозяйственных целей и разведения рыбы. Иногда для рыбы сооружали специальные садки [6].

На протяжении столетий русская усадьба являлась основной формой пространственной организации частной жизни. Дворянские усадьбы в России изначально стали возникать в связи с раздачей земель военным людям – дворянам. Но бояре и дворяне служили при царском дворе и не могли часто выезжать в свои усадьбы. Поместья выполняли исключительно утилитарные функции, как было уже сказано выше [2].

Таким образом, В России до середины XVII в. загородные усадьбы и сады носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции [4].

Заключение. Как итог данного исторического этапа, под влиянием Запада возникают первые театральные представления, в литературе на первый план выходят произведения светского характера, светская музыка, гонимая церковью, начинает пользоваться все большей популярностью. Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в. с мощным воздействием на искусство народного творчества, с которым связывают декоративное великолепие художественной культуры России. В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную традицию. В Москве возник Приказ каменных дел, в стенах которого были собраны лучшие русские мастера и приглашенные с Запада инженеры [3]. А усадебная культура, как и население в целом, только готовилось к большим переменам, которые произойдут в начале следующего века.

Текст статьи
  1. Алексеев А.И. Культурология. История культуры России. – СПб.: СЗТУ, 2005, 220 с.
  2. Барсова, И.В. Признаки парковых усадебных комплексов [Текст] / И.В. Барсова // 27-я науч. конф. ЛИСИ / Лен. инж. – строит. ин-т – Л., 1969. – С. 87-90.
  3. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544с.
  4. Кайдалова Е.В. История ландшафтной архитектуры. Конспект лекций [Текст] : учебное пособие / Е. В. Кайдалова; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. – 129 с.
  5. Кнабе Г. С., Кондаков И. В., Кузнецова Т. Ф. и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 607 с.
  6. Топорина В.А., Голубева Е.И. Русская провинциальная дворянская усадьба, Москва, 2015, 256 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 февраля по 05 марта
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
09 марта
Загрузка в elibrary
09 марта
Рассылка печатных экземпляров
15 марта