Перспективные инновации в МВД России

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития «цифровой полиции», касающиеся применения в правоохранительной деятельности современных информационных технологий. Делается акцент на специфике применения в МВД России робототехники, в том числе беспилотных летательных аппаратов. Определены пути решения указанных вопросов. Сделаны выводы о необходимости повышения уровня технического оснащения, решения проблем в области правовых норм и подготовки компетентных кадров для разработки, внедрения, использования технологий робототехники и беспилотных летательных аппаратов.

Аннотация статьи
правоохранительная деятельность
робототехника
инновации
цифровая полиция
беспилотные летательные аппараты
Ключевые слова

Радикальные изменения и преобразования, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, затрагивают все сферы деятельности. Наиболее заметные изменения происходят в научно-технической сфере. В современных условиях перед правоохранительными органами ставится множество новых задач. Успешное решение их зависит от активного поиска эффективных методов и форм оперативно-служебной деятельности, соответствующих складывающейся ситуации в стране и оперативной обстановке. Эффективность деятельности органов внутренних дел Российской Федерации зависит от того, как быстро будут изучены научные разработки, внедрен передовой отечественный опыт и зарубежных стран. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации должны постоянно обмениваться знаниями, технологиями и эффективными методами борьбы с преступностью, как внутри системы МВД, так и с зарубежными коллегами.

По наблюдению руководителя Антитеррористического центра СНГ генерал-полковника полиции А.П. Новикова в деятельности международных террористических организаций произошли настолько заметные изменения, что не принимать их в расчет нельзя. «Технологии террора обогатились и за счет использования современной робототехники, прежде всего, беспилотных летательных аппаратов», – сказал он.

К сожалению, инновационная деятельность в органах внутренних дел Российской Федерации не соответствует динамике обновляющегося мира. Инновации внедряются с большим опозданием. Примеров тому большое количество. «В коммерческой столице Объединенных Арабских Эмиратов Дубае ещё в 2017 году приступили к исполнению служебных обязанностей роботы-полицейские, а к 2030 роботы будут насчитывать 25 процентов штата полиции» [5].

«В текущем году власти города Ханьдань в китайской провинции Хэбэй запустили службу роботов-полицейских, которые оснащены «новейшими технологиями ИИ и распознавания лиц». Пока по городу запустили три автоматических патрульных, но к концу 2020 года их количество планируют увеличить до 20» [6].

«Полиция Китая использовала беспилотные летательные аппараты с громкоговорителями для напоминания прохожим о запретах и ограничениях, связанных с карантином, а также для сбрасывания медицинских масок. Анализ представленных видеозаписей позволяет предположить, что полиция Китая оперативно оснастила недорогой коммерческий квадрокоптер, управляемый с использованием мобильного телефона (планшета), серийным громкоговорителем, команды на который транслировались посредством также серийной радиостанции. Данное обстоятельство, если исключить вариант рекламного или иного не документального характера происхождения представленного видеоконтента, косвенно подтверждает высокий уровень подготовленности и оперативности служб технического обеспечения деятельности полиции КНР» [4].

Российский рынок робототехнических решений не развит и пока отстает от мировых показателей. Имеются отдельные компании, занимающиеся этим вопросом. Ещё 22 октября 2019 года, во время XXIII международной выставки «Интерполитех-2019», производитель роботов «Промобот» представил версию робота-полицейского. Представленный робот распознает речь и лица. Кроме того, он может автономно передвигаться и избегать препятствия. Все это позволит ему помогать сотрудникам полиции в местах массового скопления людей. Планируется, что по запросу сотрудника робот сможет сканировать отпечатки пальцев и предоставлять информацию о человеке на основе базы данных МВД.

Однако законодательные пробелы не позволяют пока использовать роботов в качестве сотрудников полиции. Говоря о правовом вопросе, необходимо упомянуть, что в пункте 1 статьи 11 Федерального закона «О полиции» записано, что «полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру» [1].

Кроме того, в статье 60 Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664 указано, что «сотрудники ГИБДД, при надзоре за дорожным движением, могут использовать средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие)» [3].

Основным документом, определяющим направления развития информационного общества в России, является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Президентом Российской Федерации [2].

Данный документ определил цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

В соответствии с поручением заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции В.Д. Шулики, в декабре 2018 года проведены мероприятия по организации разработки НИР «Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года», НИР «Концепция использования искусственного интеллекта в деятельности подразделений МВД России» и НИР «Научно-техническое обоснование дальнейшего развития специальной техники, специальных информационно-коммуникационных технологий и средств связи, специального вооружения и боеприпасов к нему в обеспечение создания концептуального облика «цифрового полицейского» НИР «Цифропол».

Разработки НИР «Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года» и НИР «Концепция использования искусственного интеллекта в деятельности подразделений МВД России» были поручены Академии управления МВД России. В установленные сроки, данные Концепции были разработаны и подготовлены документы для утверждения.

Для совершенствования системы информационного обеспечения МВД России актуальным является развитие и внедрение: 1) Технологий «больших данных». 2) Технологий искусственного интеллекта. 3) Сетей передачи данных, кабельных и радиоканалов. 4) Аппаратного обеспечения для различных уровней руководства, управления и исполнителей, усовершенствованной единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. 5) Полицейских робототехнических систем. 6) Информационно-аналитической системы поддержки принятия решений сотрудниками МВД РФ. 7) Навигационного и геоинформационного обеспечения подразделений МВД РФ.

Полицейская робототехника, в свою очередь, предъявляет требования к использованию технологий искусственного интеллекта различных уровней. Применение результатов автоматизированной обработки больших данных, использование виртуальных роботов (ботов) и физической робототехники (роботов) в реальной деятельности влечёт за собой ряд проблем этического и юридического характера.

Выделяют следующие три типа проблем, порождаемых применением искусственного интеллекта и неразрывно связанной с ним робототехники: 1) Вопросы программирования искусственного интеллекта (просчеты программистов и ошибки в составлении алгоритмов). 2) Вопросы результатов и выводов, полученных искусственным интеллектом (интерпретация результатов в условиях, когда затруднен или невозможен перевод на язык, понятный человеку, глубинных процессов аналитики). 3) Вопросы действия людей, принимающих решения на основе информации искусственного интеллекта, а также автоматизированных робототехнических устройств, управляемых искусственным интеллектом.

В области правовых норм наиболее остро стоят вопросы, связанные с отсутствием возможности определить, кого винить в жертвах либо материальном ущербе, вызванных человеческими решениями, принятыми под воздействием искусственного интеллекта, либо понесенных в результате действия автономных роботизированных систем.

Критическими вопросами развития и внедрения технологий искусственного интеллекта в МВД России являются также вопросы финансирования, профессиональной подготовки кадров и совершенствования аппаратно-программного комплекса средств информационно-аналитического обеспечения.

Решение указанных выше проблем и вопросов позволит сотрудникам МВД России быстрее адаптироваться к новым технологическим вызовам и значительно повысить эффективность деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» – URL: https://base.garant.ru/77681231/ (дата обращения: 26.11.2020).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» - URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 26.11.2020).
  3. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71682148/ (дата обращения: 26.11.2020).
  4. Лукашов Н. В. Организационные и правовые основы применения полицейских робототехнических комплексов в органах внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3 (55). С. 210-221.
  5. Макарычев М.А. Робокоп на службе [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2017/05/24/na-sluzhbu-v-policiiu-dubai-zastupili-robokopy.html (дата обращения: 26.11. 2020).
  6. Шарафиев И.Д. В Китае запустили роботов-полицейских [Электронный ресурс] URL: https://hightech.fm/2019/08/09/police (дата обращения: 26.11. 2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 марта по 12 марта
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 марта
Загрузка в elibrary
16 марта
Рассылка печатных экземпляров
22 марта