Современная школьная география активно использует разнообразные педагогические технологии, методы и способы организации процесса обучения. Информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, развитие критического мышления, исследовательские методы, краеведческий подход, развитие функциональной грамотности, современные образовательные ресурсы интернета, средства визуализации содержания курса – все это расширяет возможности педагога в грамотном, эффективном и интересном преподавании [2]. Уход от только традиционной системы – проверка домашнего задания – объяснение и закрепление нового – позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности и реализации целесообразных принципов познания.
Практико-ориентированный подход к преподаванию – это система освоения обучающимися образовательной программы на основе практико-значимых вопросов с целью использования содержания предмета, его формируемых навыков в практической жизнедеятельности. В отношении географии – это изучение тем так, чтобы полученные на уроках знания помогли ориентироваться в пространстве, использовании географических информационных систем, ресурсов интернета по вопросам, нужным при поиске данных о туристических возможностях территории, местонахождении объекта, понимании законов формирования погоды и природы, экономическом развитии края; знания о разнице во времени в различных регионах, развитии экологической культуры и бережного отношения к природе, понимании законов ее развития и современного состояния. Девиз в этой деятельности – «учимся для жизни».
Одной из составляющих практико-ориентированного подхода в учебном процессе естественно-научных дисциплин (физики, географии, биологии, химии, астрономии) является формирование естественно-научной грамотности. В школьном расписании нет предмета «Функциональная грамотность», но это то, над чем учителя нескольких предметов долго и кропотливо трудятся. Функциональная грамотность – это умение находить решения в сложных, неоднопредметных ситуациях, которые нам предлагает жизнь. Поэтому на уроках в современных условиях нужно находить время и приводить задания, которые учат ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать решения, генерировать идеи и видеть их последствия.
Работа над формированием естественно-научной грамотности школьников – одно из требований современной системы образования и контроля над полученными результатами. Это также ориентировано на развитие личности обучающегося, на достижение его образовательных и личностных результатов, на выработку эффективных жизненных стратегий, получение опыта принятия решений.
Многие системы контроля образовательных результатов сейчас с помощью массы методов проверяют уровень естественно-научной, читательской, финансовой, информационной грамотности, креативное мышление, глобальные компетенции школьников – региональные и всероссийские диагностические работы, PISA, TIMSS, ICILS, PIRLS, ICCS, олимпиадные задания, даже ОГЭ и ЕГЭ.
И с точки зрения подготовки к этим проверочным и оценивающим работам, и с точки зрения заботы о практическом применении знаний, на уроках географии можно выделить комплекс упражнений, постоянно связанный с практикой применения знаний и умений в жизненных ситуациях, в практике комплексной жизнедеятельности.
Рассмотрим это на одном примере – курсе географии 6 класса. Согласно учебнику А.И. Алексеева «География 5-6 класс» – М.: Просвещение (УМК Полярная звезда), 2019. – 8-е издание. – 191с., в шестом классе изучаются темы: Гидросфера, Атмосфера, Биосфера, Географическая оболочка [1]. По программе курса в учебном году 34 урока, по содержанию учебника – 28 параграфов, включая блоки «Учимся с Полярной звездой». Шесть уроков – резерв, как раз подходящий для практико-ориентированной географии. Данные блоки ориентированы на выполнение учебных исследований, проектных заданий, решение практических задач, работу с заданиями по естественно-научной грамотности. Например, п.29 по теме «Гидросфера» – «Выполняем проектное задание» содержит четкий алгоритм по прокладываю маршрута по карте и заполнению «Круизного маршрутного листа путешественника». Учитель может делить класс на группы, пары или давать индивидуальное задание; распределять обязанности, выделять консультантов. При работе используются настенные карты, карты атласа, приложение в учебнике, рабочая тетрадь. Авторы курса ставят в задании множество практик-ориентированных вопросов на основе анализа тематических карт, получении сведений об объектах маршрута, сравнении информации, лучших путях продвижения. Проделанную работу нужно будет представить слушателям, т.е. у нас тренируются умения аргументированного выступления. Авторы не ограничивают в творчестве детей, захотевших оформить маршрутный лист не в форме таблицы, предложенной учебником на стр. 98, что развивает творческие способности и соревновательный дух. Это удачный пример практико-ориентированного географического задания, так как мы часто занимаясь планами по своим туристическим маршрутам, путешествию во время отпуска, сравниваем и анализируем данные, ищем интересные объекты для посещения, просчитываем финансовые затраты, рассматриваем «веер туристических возможностей» (возможность посещения близлежащих достопримечательностей).
Для того чтобы школьники получили больше навыков в решении заданий при проверки естественно-научной грамотности с практико-ориентированными материалами очень полезно использовать на уроках географии и внеурочных занятиях конкретные материалы пособий из школьной библиотеки. Например, Сборник эталонных заданий. Естественно-научная грамотность. Пособие для общеобразовательных организаций. / под ред. Г.С. Ковалева, А.Ю. Пентина, Е.А. Никишова, Г. Г. Никифорова. – М. СПб., Просвещение, 2020. – 95с.
Пособие рекомендовано ФГНУ «Институт стратеги развития образования Российской академии образования», оно может использоваться учениками, педагогами, родителями. [5] В нем приведена масса заданий, которые используются в Международной программе по оценке учебных достижений учащихся – PISA, представляющих конкретные комплексные ситуации, в которых нужно использовать знания географии, физики, биологии, химии; научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Рассмотрим один пример – стр. 77-80 «Почему птицы разные». Учащимся нужно рассмотреть рисунки с разными птицами и их клювами, лапками; объяснить свой выбор на основе типов питания птиц и мест их обитания; рассмотреть фотографию и объяснить почему она называется «кузница дятла» и относится только к зимнему периоду; разобрать результаты наблюдений за птицами, подсчитать данные об их вкусовых предпочтениях, найти соответствия. В пример рассматриваются неправильные ответы и есть рубрика «почему эти ответы не годятся?».
Другой и важный компонент практико-ориентированной географии – это исследовательские методы работы на уроке, особенно в краеведческом и туристическом аспекте, так актуальные сегодня. Мы можем давать исследовательские задания и конечно же, вначале научить детей готовить и выполнять учебные исследования, по различным сторонам географической действительности. Но когда это подкреплено местным краеведческим материалом, интересным, с туристической привлекательностью своего края, задания носят совершенно иной, востребованный характер с явным практическим значением. В ходе такого учебного исследования проводятся наблюдения за местными географическими объектами, экскурсии в музеи, в заповедники, походы по родному краю, знакомство с выставками, сбор статистического местного материала, метеорологических данных, рождаются идеи и предложения по улучшению экологической ситуации, развитию зон отдыха и туризма, помощи птицам, родникам, прокладываю туристических маршрутов и троп. Иллюстрируем это примером заданий «Мои географические исследования» стр. 123 в теме «Население и хозяйство лесостепной и степной зон» в курсе «География России» в учебнике В.П. Дронова «География. Россия: природа, население, хозяйство» - М.: Просвещение, 2017. – 159 с. [3] автор предлагает восьмиклассникам, как уже опытным «исследователям» составить комплексные карты территории, обосновать высокую плотность населения в данных зонах, определить особенности хозяйства, найти крупные города и населенные пункты, предложить возможные направления их развития на основе местного материала [4]. Это действительно полезные исследования с разных точек зрения для школьников, определяющих себя в разных профессиональных сферах, рассматривающих возможности для дальнейшей учебы и профессиональной карьеры, где на первом месте все-таки встают своя территория и соседние регионы, а не призрачные по возможностям далекие районы. Курс «География России» очень хорошо включает в себя и практические работы и учебные проекты по туристическим возможностям нашей страны, подает материал ярко, интересно, эмоционально окрашено, но географически достоверно.
Подводя итоги, следует сказать, что практико-ориентированный подход в современной школьной географии – это целесообразная и разноплановая система, где учитель ведет разнообразную деятельность, включающую учебную и внеурочную работу, практико-ориентированные задания, наблюдения, походы, экскурсии, анализ жизненных ситуаций, статистического материала, сравнение географических сведений, проведение учебных исследований, защиту школьных проектов, так чтобы школьник мог свободно ориентироваться в том, как он может использовать теоретические знания и учебный опыт решая задачи в практической деятельности и своей жизни. И если такая система продумана, осознана, приведена в каждодневный комплекс, то она дает детям именно то, что им нужно – серьезную и достойную подготовку к жизни.