Влияние современной культуры на формирование семейных ценностей молодежи мегаполиса
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (32), февраль '21

Влияние современной культуры на формирование семейных ценностей молодежи мегаполиса

В статье рассматривается влияние современной культуры на отношение молодежи мегаполиса к созданию семьи. Формирование семейных ценностей молодежи рассматривается в контексте современных социально-культурных тенденций крупных городов. Проанализированы результаты исследования, проведенного среди молодежи мегаполиса, касающегося взглядов на современное устройство семьи.

Аннотация статьи
семейные ценности
мегаполис
молодежь
современная культура
Ключевые слова

Значимость влияния современной культуры на сознание молодежи обусловлена исторически. На протяжении всего пути развития люди передавали информацию друг другу и достигали ее широкого распространения за счет культуры. Причастность к одной идеи группы людей позволяла достигать единой цели. Тем самым контент культуры стал призван влиять на общественное сознание, способен управлять мнением масс и диктовать вектор направления мыслей публики, меняя ее отношение к той или иной ситуации. Значение культуры имеет огромный вес и поэтому очень важно подходить со всей ответственностью к их содержанию и наполнению.

Влиянию культуры на нравственные эталоны особенно подвержена молодёжь как наиболее восприимчивая часть общества, в большинстве своём не имеющая чётких ориентиров развития и достаточно устойчивых жизненных принципов. Исследователи отмечают, что именно молодежь, отличающаяся, склонностью к эмоционально-чувственному восприятию окружающей действительности, периодически возникающими аффективными состояниями, нередко становится на путь отрицания моральных и юридических норм во имя достижения цели, навеянной мифами и стереотипами массовой культуры [1, с. 25].

Также стоит отметить, что у молодых людей еще не до конца сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно прививать молодежи мегаполиса любовь к шедеврам мирового искусства, расширять их представления о культуре разных эпох и стилей. Современная культура, которая влияет на эстетическое воспитание молодой личности, играет в том числе важную роль и на формирование семейных ценностей молодежи. Качество современных художественных произведений, которые потребляют молодые люди, должно отвечать самым высоким требованиям искусства, так как первые впечатления очень важны для всей последующей художественной деятельности. Сегодня еще остались исполнители, которые проповедуют в своей музыке принципы классической эстетики, например, ритм-н-блюза: Ne-Yo, John Legend, Raphael Saadiq, Jamie Foxx, частично Usher, Alicia Keys. Но и представители новой школы ритм-н-блюза тоже заслуживают пристального внимания: Beyonce, Bruno Mars, Akon, Chris Brown и многие другие. Рэп исполнители же с легкостью занимают первые места во многих чартах. Речь в первую очередь идет о Jay-Z, Eminem, Kanye West, 50 cent, Drake, Lil Wayne. Продажи их альбомов исчисляются как минимум сотнями тысяч, что для информационного типа общества реальный показатель. Но многие современные исполнители не придерживаются понятий эстетика и нравственность. Однако, неизменными остаются важнейшие требования к искусству: очевидная связь эстетического и нравственного развития молодого поколения и всеобщее воздействие на индивидуума [3, c. 19].

Культура во все века оказывала свое влияние на формирование интимно-сексуальных ценностей. Для термина семейные ценности затруднительно найти универсальное определение, ведь в каждой культуре данный термин может иметь свою трактовку. В общем понимании семейные ценности– это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [2, с. 117]. В первобытном обществе существовали половые табу как первые нормы индивидуальной любви, формы человеческих отношений. Христианство провозглашало духовную любовь божественным даром, основой и сущностью взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми и народами. С конца ХХ века с развитием новых концепций в психологии изучение интимных отношений стало популярным.

На данный момент в современной культуре прослеживается тенденция ориентации на личностное развитие, индивидуальный успех. Молодые девушки и юноши хотят получать качественное образование, и развивать свои профессиональные навыки, видят перспективы в карьере. В такой ситуации желание создать семью отходит на второй план, как бы смещаясь к более позднему возрасту. Бытует мнение, что это связано с инфантилизмом молодежи и психологической неготовности к ответственности, однако это скорее индивидуальные особенности отдельной группы людей. В целом, разнообразие возможностей мегаполиса, видов современной культуры, способов взаимодействия с ней и желание молодежи реализовать себя во многих сферах жизни, непосредственным образом влияет на приоритеты и семейные ценности, увеличивая возраст вступления в брак среди молодых людей.

В целях изучения семейных ценностей молодежи мегаполиса в октябре 2020 года нами было проведено исследование. Мы опросили 60 человек в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих в крупных городах. На момент опроса лишь 7 участников находились в зарегистрированном браке и 22 человека состояли в отношениях. Большая часть респондентов на момент опроса не имеют постоянного партнера (рис. 1).

Рис. 1. Опрос «Ваше семейное положение?»

На вопросы о целях в жизни, только 21 респондент отдал семье первое и второе места. Самый популярный ответ был связан с получением образования (рис. 2).

Рис. 2. Опрос «Ваши цели в жизни?»

На вопрос о желаемом возрасте вступления в брак, 45 человек уставили отметку до 30 лет; на аналогичный вопрос о появлении в семье ребенка больше половины опрашиваемых указали возраст после 30 лет. Пятеро респондентов не собираются вступать в брак, 8 респондентов не планируют заводить детей. Следующие вопросы были посвящены темам брака. После анализа результатов, сделаем выводы. Можно констатировать, что на данном этапе отношение молодежи к браку без официальной регистрации скорее положительное, так как только 30% ответов содержали критику такой формы отношений в семье (рис. 3).

Рис. 3. Опрос «Ваше отношение к браку без регистрации?»

Стоит отметить тот факт, что отношение молодежи мегаполиса к полигамии значительно более негативное, чем к однополым бракам. Так за полигамию высказались менее 10% респондентов и в то же время, за однополые браки выступили более 70% опрошенных участников (рис. 4, 5).

Рис. 4. Опрос «Ваше отношение к полигамии?»

Рис. 5. Опрос «Ваше отношение к однополым бракам?»

В завершении опроса, мы попытались выяснить, что формирует семейные ценности. Большинство респондентов выбрали пункт «положительный и негативный пример семьи». 26 человек согласились с тем, что на формирование семейных ценностей влияют современные медиа (лидеры мнений, интернет, ТВ). Всего 20 респондентов отметили влияние мировых тенденций в обществе.

Любопытно, что, по мнению 36 респондентов, их ценностные ориентиры, относительно семьи и брака, окончательно сформированы и не могут изменяться под влиянием внешних факторов (рис. 6).

Рис. 6. Опрос «Считаете ли Вы ваше отношение к семье и браку сформированным или это мнение может поменяться?»

Особенно ценными для изучения являются ответы на вопрос «Максимально точно опишите, как Вы понимаете понятие "Семейные ценности"?». Некоторые ответы приведены ниже, орфография и пунктуация авторов сохранены: «Совместный завтрак с любимыми»; «Уважение. Поддержка. Честность.»; «Мини-традиции, которые приняты именно в вашей семье: ходить на рыбалку по выходным, в парк, кататься на коньках. Думаю, что к семейным ценностям можно отнести поддержку, когда случается беда, а именно: если принял неправильное решение, хочется чувствовать, что ты не один на один с проблемой, а не "А я же говорил(-а)". Также к ответам можно отнести и следующие высказывания: добровольность, поддержка, умение говорить с партнёром и находить то, что будет хорошо именно вам вместе. А остальное не так важно, есть ли дети, однополый брак ли, полигамный, главное, чтобы всем людям в этом союзе было хорошо; Забота друг о друге, постоянство в выборе партнёра, уважение с обеих сторон!, саморазвитие рядом с партнёром (то есть, брак не должен «хоронить» тебя как личность), общие стремления и цели; Навязываемые обществом (читай государством) ценности для формирования ячеек общества, которые больше нацелены на зарабатывание денег, поскольку семья, – это не дешево. Соответственно такие ячейки больше работают и приносят больше налогов. Кроме того, такие ценности нацеливают на заведение детей раньше, на то, чтобы в семье было больше 1 ребенка, что улучшает демографическую ситуацию и финальной точкой воплощают цель инкубатора налогоплательщиков; Сейчас оно вызывает аллергию и ассоциируется с недопатриархатом, когда женщина всем вокруг должна, работает в 3 смены (работа-дом-уход за собой), а мужчина - он глава "семьи"; Любовь и уважение по отношению к членам семьи и образ жизни, мировоззрение, традиции, которые вы вместе с семьей формируете; Семейные ценности могут варьироваться по шкале от "традиционных" (отсутствие добрачных половых отношений, запрет на разводы, минимальное планирование семьи и т.д.), до значительно более размытых т.н. "современных" (это например, однополые браки, свободные отношение и т.д.); Семья – это самое важное в жизни человека, она должна быть у всех. Интересы семьи важнее всех остальных»; «Готов ответить только лет через 10.

Таким образом, необходимо отметить, что культура оказывает значительное влияние на ценностные ориентиры людей. Молодежь, как социальная группа, в силу своих особенностей особенно подвержена изменению нравственных эталонов под воздействием средств культуры. Современная культура транслирует идеи личностного успеха, непрерывного саморазвития и эмоционального комфорта. В связи с этими тенденциями семейные ценности современной молодёжи мегаполиса также трансформировались: выбран более поздний возраст вступления в брак, в приоритете психологическая готовность к браку, равенство партнеров в семье, свобода и здоровое психоэмоциональное состояние всех членов семьи, уважение и не причинение как физических, как и психологических травм друг другу.

Текст статьи
  1. Кубякин Е. О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи // Общество: философия, история, культура. – 2011. – № 1–2. – С. 24–27.
  2. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
  3. Олешкевич К.И. Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: Технологический подход: Монография / К.И. Олешкевич. – М.: БИБЛИО–ГЛОБУС, 2019. – 184 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 марта по 12 марта
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 марта
Загрузка в elibrary
16 марта
Рассылка печатных экземпляров
22 марта