Главная
АИ #5 (32)
Статьи журнала АИ #5 (32)
Рассмотрение проблемы реализации дополнительного образования в рамках внеурочной...

Рассмотрение проблемы реализации дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности в детском доме

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

школа-интернат
подростки
дети-сироты
дополнительное образование
воспитатель
педагог дополнительного образования

Аннотация статьи

В статье представлено рассмотрение проблемы вовлечения воспитанников школы-интернат во внеурочную деятельность. Представлен собственный опыт работы по данному направлению. Данная статья может быть интересна практикующим педагогам и специалистам в школах интернатного типа или детских домах.

Текст статьи

Под деятельностью внутренней системы дополнительного образования учащихся в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [2, с. 51].

Основное предназначение дополнительного образования в школе – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в интернатном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей на возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Воспитательная среда в интернате включает в себя деятельность по организации досуга детей и подростков т.е. системы дополнительного образования – это спортивные секции, студии, кружки, творческие и трудовые мастерские и т. д.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллективатрадиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней.

Вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга. Это особенно важно для специфики нашего учебного учреждения, где большее количество вновь поступающих воспитанников не имеют такого опыта, а привыкли к бесцельной трате свободного времени [1, с. 44].

В школе-интернат дополнительное образование преследует следующие цели:

  • создание условий для обеспечения максимального развития индивидуальных способностей всех (по возможности) обучающихся;
  • развитие творческих способностей детей и обеспечение каждому ребёнку чувства успеха и уверенности в себе, собственных силах;
  • обеспечение занятости детей и подростков по интересам во внеурочное время;
  • обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • социализация подростков через сферу дополнительного образования школы-интерната, города, республики.

В связи с этим внеурочная деятельность в нашем интернате довольно хорошо организованна: на базе интерната есть кружки и секции, которые могут раскрыть способности воспитанников в различных сферах деятельности.

Каждый педагог дополнительного образования работает в соответствии с дополнительной образовательной программой: в которой определены цели и задачи, содержание, формы и перспективы деятельности секций, студий, кружков по интересам. В соответствии с программой планируется и осуществляется вся работа с детьми и подростками.

Все педагоги дополнительного образования имеют рабочее место (классы, спортивный и тренажерный зал), оборудованное всем необходимым для полноценной организации работы с воспитанниками.

Однако, чтобы эта работа была успешной и приносила результаты никто из педагогов не должен быть сторонним наблюдателем: классный руководитель, воспитатели и педагоги дополнительного образования должны тесно взаимодействовать между собой. А результаты этой работы мы должны видеть в участии наших воспитанников в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках и т.д. различного уровня.

В связи свыше сказанным предлагаю педагогам дополнительного образования проводить мастер классы открытые уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умения детей работать творчески и в коллективе.

А также в конце каждого учебного года предоставлять анализ о проделанной работе, который необходим для:

  • выявления, каковы действительные достижения и конкретные недостатки;
  • определения целей и задач на новый период;
  • составление перспективного плана работы педагогов дополнительного образования.

Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность ребенка «я хочу», «мне это интересно», «мне это надо» педагоги дополнительного образования должны сохранять и поддерживать эти личностные мотивы обучающихся. В связи с этим педагоги несут персональную ответственность за явку и посещаемость детей их занятий. Педагог должен заинтересовать каждого обучающегося тем видом деятельности, который преподает. И если в начале года на кружок или студию было записано 12 человек, то и в конце года должны посещать, и не только посещать, но и показать результаты все 12 человек. А выход из кружка должен рассматриваться педагогом, как разочарование ребенка в данном виде деятельности. А воспитатели и классный руководитель должны поговорить с обучающимся и педагогом дополнительного образования о причинах нежелания посещать кружок или секцию, понять целесообразно ли дальше продолжать занятия в данном направлении и помочь ребенку сделать правильный выбор (принять правильное решение).

На наш взгляд в нашем учреждении необходимо организовать работу кружка по технологии, так как данное направление дает первоначальную профориентацию, развивает жизненные умения, которые пригодятся в самостоятельном быту.

На сегодняшний день ведутся уроки по технологии, но нет четкого направления работы инструктора по труду, есть отдельные работы без системы. Необходимо четко наладить работу взаимодействия урочной и внеурочной деятельности за счет предметной линии – технология. Обеспечить в рамках должности – инструктор по труду продолжение предметной линии с привлечением 5-11 классов. Подготовить и утвердить программу по дополнительному образованию по направлению «Технология» к новому 2016-2017 учебному году.

Необходимо устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями, примером положительного опыта является спортивно-оздоровительное направление, когда успешная работа, направленная на личностную мотивацию воспитанников, продолжается и во внеурочных занятиях. И как результат этой работы мы видим многочисленные призовые места на соревнованиях различного уровня и по различным видам спорта.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся. А также система дополнительного образования является ведущим звеном внеурочной деятельности.

В школе-интернат ведется ежегодная деятельность по повышению качества дополнительного образования по заявленным направлениям. Обеспечивается в рамках должности инструктора по труду продолжение предметной линии – технология, «столярное дело» для мальчиков, «швейное дело» или «кулинария» для девочек. Также педагоги стараются обеспечить 100% привлечение детей «группы риска» в кружки и секции. Ведется систематически работа по выявлению и развитию творчески одаренных детей, подготовка их к участию в различных творческих конкурсах.

Педагоги дополнительного образования проводят мастер классы и открытые уроки, концерты, выставки, а в конце учебного года предоставляют отчет – анализ о проделанной работе.

Список литературы

  1. Васюкова М.В., Полукарова Н.В. Начальная школа. Организация внеурочной деятельности. М.: изд-во Учитель, 2016. 177 с.
  2. Рудик Е.Л., Шинчуковская В.М. Особенности организации внеурочной деятельности в школе. М.: изд-во Учитель, 2015. 191 с.

Поделиться

3614

Веретенникова Г. Г., Лобанова Л. А. Рассмотрение проблемы реализации дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности в детском доме // Актуальные исследования. 2021. №5 (32). С. 85-87. URL: https://apni.ru/article/1868-rassmotrenie-problemi-realizatsii-dopolniteln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря