Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
С этой целью проводятся различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму.
Пальчиковые игры – это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. п.
По развитию мелкой моторики работу необходимо начинать в раннем детстве, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте обязательно необходимо выполнять простые упражнения. Сопровождать их потешками или короткими стихами. Из очень далеких времен к нам «пришли» такие потешки, как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки – ладушки», «Ходил дед за водой» – (прочитывая речитатив, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки – ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут – пень (показываем запястье), тут – колода (показываем локоток), тут – холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). Игры и занятия на освоение и развитие мелкой моторики проходят увлекательно, они необходимы в раннем детстве для полноценного развития каждого ребенка.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит, хоть, одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Предлагаем ряд вариантов пальчиковой гимнастики:
«Капуста»
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали.
(ставят кулак на кулак).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками). (ритмичные хлопки по столу).
Русская игра «На постой»
(Раздается стук). Руки соединены.
Мизинец: Кто там?
Указательные: Это мы солдаты
Пустите на постой.
Мизинец: Сейчас мы спросим у мамы.
Мама, Мама.
Оловянный: Что случилось?
Мизинец: Солдаты пришли
На постой просятся
Оловянный: Спросите у папы.
Мизинец: Папа, папа.
Средний: Что?
Мизинец: Солдаты просятся на постой:
Средний: Пустите!
Указательные: Ах! Какая благодать, пустили переночевать. Войдем!
Для развития движений руки детей используем традиционные формы работы продуктивными видами деятельности такие как:
- мозаики;
- шнуровки;
- застёгивание и расстегивание пуговиц;
- штриховки;
- раскраски;
- работа с пластилином и т.д.
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Выражаю благодарность автором научных статей за ценные высказывания при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи. Также я очень благодарена своим родным и коллегам, которые поддерживали меня, пока шла работа над рукописью.