научный журнал «Актуальные исследования» #5 (32), февраль '21

Технология взаимодействия органов местного самоуправления и средств массовой информации (на примере Краснояружского района Белгородской области)

В статье рассматривается взаимодействие органов местного самоуправления и СМИ, описываются каналы информирования общественности через СМИ о деятельности органов местного самоуправления. Основной акцент сделан на анализе уровней взаимодействия органов власти и средств массовой информации. Предложен авторский подход к совершенствованию технологии взаимодействия органов местного самоуправления и СМИ.

Аннотация статьи
органы местного самоуправления
средства массовой информации
массовая коммуникация
технология взаимодействия
Ключевые слова

Введение.

Актуальность темы заключается в том, что в современном информационном российском обществе технологии коммуникации между такими институтами гражданского общества, как органы местного самоуправления и СМИ, необходимы максимально эффективные и в полном объёме. Подтверждение тому – не только стремительное увеличение числа электронных и печатных СМИ, но и качественные изменения в их работе.

Непосредственное реальное участие общественности в подготовке и принятии решений, значимых для местного самоуправления, предполагает полную информированность населения уже на ранних стадиях этого процесса. Это возможно только в том случае, если доступ к информации будет свободным и лёгким. В свою очередь, СМИ служат для органов власти, во-первых, каналом широкого информирования общественности о своей работе, а во-вторых, источником информации, необходимым для принятия решений.

Население должно получать информацию о планах органов государственной власти и местного самоуправления, о результатах их деятельности. В связи с этим, на органах государственной власти и местного самоуправления лежит обязанность создавать условия для получения населением информации. Наиболее эффективный инструмент связи и общения органов местного самоуправления и населения – средства массовой информации. Однако в силу сложившихся экономических условий и некоторых разногласий органов местного самоуправления и СМИ, их взаимоотношения нередко бывают недостаточно эффективны и весьма затруднительны, поскольку органы власти заинтересованы в освещении позитивной стороны своей деятельности или в выгодной для себя информации. СМИ же заинтересованы в идеях и материалах, на основе которых можно построить журналистские сюжеты, вызывающие интерес у аудитории. Поэтому чаще всего отношения между СМИ и местной властью в России определяются в терминах подчинения и зависимости.

Проблема, затронутая в статье – это проблема эффективного взаимодействия СМИ и органов власти, низкий уровень активности представителей власти, их нежелание идти на контакт со СМИ.

Цель исследования – выявить особенности взаимодействия органов власти со средствами массовой информации, а также разработать рекомендации по совершенствованию технологии взаимодействия органов местного самоуправления и средств массовой информации.

В информационном обществе, к которому идет в своем развитии и многонациональная Россия, многократно возрастает роль и значение средств массовой информации (СМИ). Поэтому характер взаимодействия средств массовой информации и органов власти играет всё более важную роль при проведении долговременных государственных преобразований.

Взаимодействие власти и СМИ осуществляется в основном за счет пресс-служб, созданных в органах власти. Многоплановость этих отношений обусловлена множеством форм: как негативного характера, то есть конфронтации, так и позитивных отношений. Чаще всего пытаются использовать конструктивный диалог, как оптимальную форму взаимоотношений [5].

На современном этапе коммуникационный потенциал властных структур со СМИ состоит из понимания того, что власть не может проводить эффективную политику без оперативного освещения своей деятельности и объяснения обществу своих решений, а СМИ необходим беспрепятственный доступ к информации, имеющей государственную значимость. Также необходимо установление обратной связи с обществом, которая позволит слышать запросы и недовольство больших и малых социальных групп, основываясь на этом анализировать и корректировать государственную информационную политику [6].

В информационном обществе, как правило, существенно возрастает роль и значение СМИ. По этой причине, характер взаимодействия СМИ, а также органов власти играет всё более и более важную роль при проведении долговременных государственных преобразований. Также неудивительно многообразие видов СМИ. По форме собственности выделяются три основных вида СМИ: государственные средства массовой информации, общественные средства массовой информации, частные средства массовой информации.

Взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления со СМИ в форме открытого диалога способствуют такие нормативно-правовые акты, как: Конституция РФ [1], ФЗ РФ «О средствах массовой информации» [2], ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» [3], Указ Президента РФ «О стратегии развития информационного общества» [4]. В данных нормативно-правовых актах гарантируется свобода массовой информации, обеспечивается открытость и публичность органов государственной власти перед СМИ.

Основными особенностями местных СМИ являются: стихийность, неформальность взаимодействия СМИ, органов местного самоуправления и социума, более низкая популярность и эффективность муниципальных СМИ по отношению к формированию общественного мнения, меньшая политизированность.

Существуют различные технологии освещения социально-политической информации в СМИ, что непосредственно влияет на формирование общественного мнения как по отношению к местным органам политической власти, так и к отдельным политическим деятелям.

Взаимодействие со средствами массовой информации осуществляют специалисты информационной службы администрации Краснояружского района, отвечающие за работу со средствами массовой информации. Данное структурное подразделение администрации района образовано в целях исполнения функции оперативного сбора и распространения в средствах массовой информации официальных сведений о деятельности отделов и управлений администрации района, о ходе политических и социально- экономических преобразований, а также для постоянного взаимодействия с районными и региональными СМИ.

Должностным лицом, отвечающим за работу с обращениями граждан, осуществляется ежедневный мониторинг обращений в адрес администрации района, размещенных как на официальном сайте [7], так и в печатных и электронных СМИ. На официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района «Краснояружский район» обновляется новостной блок с рассылкой информации в редакции газеты «Наша жизнь».

На главной странице сайта администрации Краснояружского района регулярно обновляется раздел новостей, где публикуются статьи муниципальных СМИ, в частности межрайонной газетой Ракитянского и Краснояружского районов «Наша жизнь» [8].

На сегодняшний день для большинства жителей Краснояружского района газета «Наша жизнь» является основным источником информации о деятельности органов местного самоуправления.

Основные задачи специалистов администрации района по связям с общественностью и СМИ:

  • информирование населения муниципальных образований Краснояружского района с помощью СМИ, формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления;
  • обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления со средствами массовой информации, жителями муниципального образования;
  • разработка, координация и проведение единой информационной политики местных органов власти;
  • формирование общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления Краснояружского муниципального района.

Проанализировав особенности деятельности специалистов администрации района по связям с общественностью и СМИ, следует сказать, что они обладают развернутым перечнем полномочий. Проведем анализ проблем взаимодействия органов муниципальной власти со СМИ.

В муниципальном образовании «Краснояружский район» вопросами по взаимодействию со СМИ и связями с общественностью занимается группа специалистов информационной службы. Практически вся технология взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью и СМИ в Краснояружском районе осуществляется через них. Линейно-функциональная структура управления позволяет эффективно организовать работу, так как количество сотрудников не превышает десяти человек.

Технология взаимоотношений муниципальной власти со СМИ и общественностью проходит путем взаимодействия структурными подразделениями администрации района, которые в свою очередь работают на основании исполнения служебных записок, которые являются регламентирующими и отчетными внутренними документами.

Проведем качественную оценку применения информационных технологий в непосредственном информационном взаимодействии органов местного самоуправления с общественностью и СМИ на разных уровнях коммуникации. Массовая коммуникация в системе информационного взаимодействия власти и населения играет важную роль, так как охватывает массовую аудиторию и способна донести информацию до широкой общественности. Основными средствами массовой коммуникации Краснояружского района являются: газета и интернет-сайты, но только интернет-сайты относятся к программным средствам автоматизации и являются единственным видом информационных технологий из всех перечисленных СМИ. Рассмотрим информационное взаимодействие на уровне массовой коммуникации применительно к интернет-сайтам.

На сайте администрации Краснояружского района информационное взаимодействие осуществляется только в одном направлении, от органов власти к населению. Общественность снабжается какой-либо информацией от органов местного самоуправления, но ответное информационное взаимодействие (от населения к органам власти) не реализовано.

На уровне массовой коммуникации информационный канал населения к органам власти рассматривается как важнейшее средство донесения информации от населения до органов местного самоуправления. Таким средством может быть наличие на сайте информационного поля (рубрики или раздела), редакция которого осуществлялась бы самим населением, а получателем информации, в этом случае, выступали бы структурные подразделения органов местного самоуправления. Отсутствие информационного канала массовой коммуникации от населения к органам местного самоуправления на уровне информационных технологий ведет к невозможности получения актуальной информации от наиболее молодой и целеустремлённой части населения, которое активно пользуется Интернетом.

Использование информационных технологий для связи с общественностью и СМИ на уровне массовой коммуникации администрации Краснояружского района можно охарактеризовать как недостаточное.

Существует проблема односторонней направленности коммуникации со стороны муниципальных властей. Это выражается в ограниченности возможностей обратной связи населения к органам местного самоуправления на официальном сайте администрации Краснояружского района.

Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и средств массовой информации требует высокого профессионализма обеих сторон.

К числу основных направлений повышения эффективности взаимодействия власти и СМИ следует отнести финансовые, правовые и организационные меры. Финансовая поддержка СМИ в ряде случаев необходима, так как многие местные печатные издания, радио- и телепрограммы, особенно имеющие социальную направленность, в условиях рыночной экономики не могут обойтись без финансовой поддержки.

Для успешного взаимодействия местных властей со средствами массовой информации рекомендуется руководствоваться следующими правилами: анализ потребностей СМИ во взаимодействии с местными властями; освещение всех точек зрения; предоставление свободы СМИ и выработка обоюдного доверия.

Также для достижения успешного взаимодействия необходимо организовать регулярный мониторинг общественного мнения и отношения к принимаемым муниципальным нормативным актам не менее 1 раза в месяц, а также мониторинг уровня информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления, посредством социологических опросов. Параллельно рекомендуется модернизировать электронный ресурс – сайт администрации, создав в разделе «Приёмная» вариант прикрепления своей заявки или предложения по совершенствованию органов местного самоуправления, о которой жители узнали из средств массовой информации. Это позволит сделать диалог власти и населения непосредственным и эффективным.

Для обеспечения конституционного права жителей Краснояружского района на получение оперативной и достоверной информации рекомендуется создать программу «Поддержка и развитие печатных средств массовой информации Краснояружского муниципального района». На территории Краснояружского района издаётся общественно-политическая газета «Наша жизнь», экономическая поддержка которой является одной из форм деятельности органов муниципального самоуправления муниципального района по защите прав и свобод человека и гражданина.

Главной целью исследования является рассмотрение наиболее заметных проблем в технологии взаимоотношений органов муниципальной власти со средствами массовой информации и предложение путей их преодоления. Избранное направление исследования затрагивает множество аспектов общественного развития, связанных с деятельностью СМИ в современных условиях. Средства массовой информации являются самостоятельным социальным институтом, что даёт возможность идентифицировать их с политической группой, обладающей особыми ресурсами, структурой, функцией, стратегией и технологиями достижения политических целей.

Решая проблему участия местных властей Краснояружского района в сфере СМИ, необходимо свести это участие к минимальному и достаточному уровню, то есть участие должно обуславливаться исключительно предоставлением финансовых ресурсов.

Исполнение функции оперативного сбора официальной информации о деятельности администрации района также является важным направлением совершенствования взаимодействия со СМИ Краснояружского района. Существующую проблему односторонней направленности коммуникации со стороны муниципальных властей, отсутствие возможности обратной связи населения к органам местного самоуправления на официальном сайте администрации Краснояружского района, рекомендуется решить увеличением частоты PR-мероприятий.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 11-ФКЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.12.1997 № 2124-1 : ред. от 18.04.2018 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  3. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.01.1995 №7-ФЗ : ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  4. О стратегии развития информационного общества [Текст] : указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 // Собрание законодательства РФ. – 2017 – 2030. - №24. – Ст. 2246.
  5. Восколович, Н. А. Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления [Текст] / Н. А. Восколович // Муниципалитет: Экономика и управление. – Москва : 2016. №1(4). - С.36 - 38. 
  6. Куликова, С. А. Конституционный запрет цензуры: понятие, признаки и гарантии [Текст] / С. А. Куликова. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 69 с.
  7. Официальный сайт администрации Краснояружского района Белгородской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yaruga.belregion.ru/
  8. Официальный сайт межрайонной газеты Ракитянского и Краснояружского районов «Наша жизнь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zhizn31.ru/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября