Главная
АИ #5 (32)
Статьи журнала АИ #5 (32)
Гражданский контроль в практике муниципального управления (на материалах республ...

Гражданский контроль в практике муниципального управления (на материалах республики Саха (Якутия))

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальное управление
гражданский контроль
гражданская служба
эффективность
совершенствование

Аннотация статьи

В настоящей статье заявлена позиция автора по вопросу о гражданском контроле в практике муниципального управления. Исходным стало утверждение о том, что гражданский контроль является неотъемлемой составляющей системы управления в любом демократическом государстве и он должен быть действенным механизмом обеспечения не только гласности и прозрачности деятельности власти, но и ее эффективности. Обзор литературы по данной проблематике позволил выявить основные подходы к определению осуществлению гражданского контроля в муниципальном управлении. Цель данной статьи заключается в рассмотрении методов осуществления гражданского контроля и разработке рекомендаций для совершенствования системы гражданского контроля в муниципальном управлении.

Текст статьи

Гражданский (или общественный) контроль представляет собой систему мероприятий и мер, осуществляемых по инициативе граждан, направленных на улучшение качества разрабатываемых, принимаемых и реализуемых властных решений, повышение эффективности деятельности органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций и учреждений с целью соблюдения общепризнанных норм международного права и национального законодательства указанными органами, организациями и их должностными лицами.

Общественный контроль рассматривается исследователями как одно из направлений деятельности гражданского общества и важная составляющая системы сдержек и противовесов, обеспечивающих устойчивость государственной машины и создающих иммунитет от коррупции и других злоупотреблений. В этом смысле общественный контроль, по сути, и есть гражданский контроль, который рассматривается учеными как механизм противодействия и пресечения коррупции, выступающий одной из функций гражданского общества. В докладе Общественной палаты Российской Федерации понятия гражданский контроль и общественных контроль отождествляются, если и можно было бы согласиться с тем, что нет никакой разницы между гражданским и общественным контролем, и их разделение довольно условно, но мы все же лучше разделить эти понятия, так как в этом есть определенная доля относительности [4]. Для обоснования того, что эти категории могут и должны быть разделены, можно привести определение, которое, на мой взгляд, наиболее четко отражает сущность общественного контроля, отличную от сущности гражданского контроля.

В качестве целей гражданского контроля традиционно выделяются следующие:

  • обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • учет общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные функции государственной власти;
  • общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций [6].

Гражданский контроль, как никакая другая составляющая общественной жизни, может способствовать защите законных прав и свобод граждан и гражданских интересов при формировании и реализации социально-экономической и правовой политики. Посредством гражданского контроля создаются и развиваются различные механизмы, формы и процедуры для широкого общественного обсуждения всего комплекса экономических, политических и социальных вопросов, имеющих принципиальное значение для общества, краткосрочных и долгосрочных перспектив развития различных регионов и страны в целом, а также любых других вопросов, представляющих общественный интерес [5].

В Типовом положении об Общественном совете муниципального района (городского округа) Республики Саха (Якутия) закреплено, что общественный совет муниципального района (городского округа) обеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их объединений, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, действующих на территории муниципального района (городского округа), с территориальными федеральными органами государственной власти., органы государственной власти республики Саха (Якутия), действующие на территории муниципального района (городского округа), и органы местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти республики Саха (Якутия), деятельность на территории муниципального района (городского округа) и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области прав человека в муниципальных районах (городских округах) субъектов РФ. Общественный совет формируется сроком на три года на основе добровольного участия в его деятельности граждан РФ, проживающих на территории муниципального района (городского округа), общественных объединений и иных некоммерческих организаций, зарегистрированных и действующих на территории муниципального района (городского округа).

Общественный совет призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления для решения важнейших вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем принятия соответствующих решений:

  1. вовлечение граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций во взаимодействие с Общественной палатой Республики Саха (Якутия);
  2. поощрение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общегосударственное, республиканское и местное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
  3. проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов Республики Саха (Якутия), а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и Республики Саха (Якутия) и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
  4. осуществление общественного контроля за деятельностью территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти республики Саха (Якутия), действующих на территории муниципального района (городского округа), органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в СМИ.
  5. разрабатывает рекомендации органам государственной власти РФ и Республики Саха (Якутия) при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на территории муниципального района (городского округа);
  6. оказание информационной, методической и иной поддержки общественным советам, созданным в муниципальных поселениях, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) в муниципальных образованиях;
  7. привлечение граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, связанных с соблюдением прав граждан, и выработка рекомендаций по этим вопросам.

Общественный совет осуществляет свою деятельность на основании Конституции РФ [1], федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об Общественной палате РФ», иных федеральных законов, конституции (основного закона) Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)» [2], «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)» и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) [3].

Таким образом, рассмотрев практику реализации гражданского контроля в Республике Саха (Якутия) можно сделать следующие выводы.

Во-первых, Общественная палата Республики Саха (Якутия) наделена широкими полномочиями по осуществлению гражданского (общественного) контроля. Действующее законодательство Республики дает Общественной палате полномочия не только осуществлять гражданский контроль за деятельностью органов власти, но и участвовать в формировании общественных советов при органах исполнительной власти, проводить мониторинг действующего законодательства и выступать с законодательной инициативой.

Во-вторых, в то же время практика осуществления гражданского контроля Общественной палаты Республики Саха (Якутия) показала определенные пробелы, существующие в законодательстве. Общественная палата практически не участвует в формировании общественных советов при органах местного самоуправления, недостаточно внимания уделают проведению общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и мониторингу существующего законодательства.

В-третьих, среди направлений совершенствования можно выделить следующее: необходимо совершенствовать действующее законодательство, обеспечить учет мнения граждан при осуществлении правотворческой деятельности, при рассмотрении результатов проведения Общественной палатой мониторинга действующего законодательства или независимой общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Развитие гражданского контроля – все еще остается одной из актуальных тем современного этапа развития российской государственности.

Поэтому государство ставит определенные цели и задачи, и выделяет основные направления для развития гражданского (общественного) контроля.

Среди этих направлений важно обратить внимание на открытость и гласность органов, условия для участия населения в осуществлении гражданского контроля и организационно-правовые основы, которые регулируют данную деятельность.

По итогам проведенных исследований представляется целесообразным предложить ряд практических рекомендаций:

  1. Муниципальные общественные палаты как институты общественного контроля должны инициировать проведение общественных обсуждений и публичных слушаний, общественных мониторингов по вопросам, волнующим жителей муниципального образования.
  2. Муниципальные общественные палаты должны прилагать наибольшее усилие и внимание к участию в формировании общественных советов при органах местного самоуправления, сходах и собраниях граждан для выявления мнения населения по наиболее важным вопросам местного значения.
  3. Совершенствование работы по осуществлению гражданского (общественного) контроля, несомненно, требует изменений действующего законодательства, принятия нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Но эта работа обязательно должна проводиться с учетом мнения населения, выраженного, в первую очередь, через существующие институты гражданского общества.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 30. – Ст. 4399.
  2. Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия) [Текст]: Закон Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-З № 167-V (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 21. – Ст. 2890.
  3. Об Общественной палате Республики Саха (Якутия) [Текст]: Закон Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 1783-З № 1123-V (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 65. – Ст. 4909
  4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации от 09.12.2019 // Общественная палата Российской Федерации. – 2019. – № 20. - Ст. 135.
  5. Бутова, Т. В. Сущность общественного контроля в современной России [Текст] / Т.В. Бутова, Д.К. Овсянникова // Научные записки молодых исследователей. – 2015. – № 44. – С. 91-107.
  6. Килессо, М. А. Принципы общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления в России [Текст] / М.А. Килессо // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2016. – № 7. – С. 37-51.
  7. Петров, Л. А. Значимость общественного контроля во взаимодействии представительных институтов гражданского общества и государства [Текст] / Л.А. Петров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 3. – С. 5-16.

Поделиться

3177

Антоненко А. Г. Гражданский контроль в практике муниципального управления (на материалах республики Саха (Якутия)) // Актуальные исследования. 2021. №5 (32). С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/1873-grazhdanskij-kontrol-v-praktike-munitsipalnog

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря