Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Белгородской области
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (32), февраль '21

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Белгородской области

В статье рассматривается динамика развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, институты и инструменты его государственной поддержки. Основной акцент сделан на существующие проблемы развития малого и среднего бизнеса в Белгородской области. Предложены авторские основные направления совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, на основе выявленных проблем.

Аннотация статьи
предпринимательство
экономика
проблемы развития малого и среднего бизнеса
инструменты государственной поддержки
малый и средний бизнес
Ключевые слова

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью усиления государственного стимулирования развития и деятельности малых и средних предприятий в Российской Федерации, расширения использования форм и методов финансовой поддержки. Учитывая особенности финансово-экономической практики российских малых и средних предприятий и современные мировые тенденции в этой области, формирование функции государственной системы поддержки малого и среднего предприятия создаст условия, благоприятствующие деятельности малого и среднего бизнеса в России, что, в свою очередь, усилит конкуренцию в российской экономике.

Государственная система мер по оказанию помощи малым и средним предприятиям посредством налоговых и кредитных механизмов, национальная система управления и предоставление гарантий по кредитам считаются наиболее важными направлениями для поощрения развития малых и средних предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой система поддержки малых и средних предприятий развивалась десятилетиями. Это ряд амбициозных планов, включая меры по оказанию помощи малым и средним предприятиям на протяжении всего периода ведения бизнеса.

Созданная Россией национальная система поддержки малых и средних предприятий включает практически все меры, направления, формы и методы, используемые развитыми странами. Однако исследование финансово-экономических условий отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства показывает, что эффективность этих национальных механизмов очень низка. Поэтому первоочередной задачей в этой области является выявление и устранение причин, препятствующих реализации национального плана поддержки малого и среднего предпринимательства, разработка методов качественных изменений и максимальное использование наиболее эффективного механизма. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России.

Цель данной работы заключается в анализе современного состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса в Белгородской области, а также разработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию региональных мер государственной поддержки малого предпринимательства.

На сегодняшний момент экономического развития предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, условием её нормального функционирования, поэтому переход к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связан с ростом масштабов вовлечения людей в предпринимательскую деятельность. Предпринимательство – это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран [4].

Малое предпринимательство (малый бизнес) – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Малый и средний бизнес - важная составляющая рыночной экономики, без которой не может быть гармоничного общественного развития. Данный сектор экономики во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта.

Государственный надзор за развитием МСП позволяет ему использовать свои ключевые функции для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и достижения тактических (занятость населения; рациональное производство; налогообложение на всех уровнях бюджета) и стратегических (благосостояние населения, доходы на душу населения, доходы, ВВП, инновационная деятельность) целей [3]. Таким образом, стратегические цели государства по поддержке малого и среднего бизнеса формируются на национальном уровне, а тактические цели - на региональном и муниципальном уровне. Национальные интересы, реализуемые через государственный механизм поддержки малых и средних предприятий, пересекаются, поскольку они направлены на улучшение благосостояния людей, а с другой стороны, они противоположны. Малые и средние предприятия заинтересованы в получении прибыли, а государство также заинтересовано в передаче им социальных функций.

В настоящее время государственная система поддержки малых и средних предприятий состоит из национальных нормативных актов и законов, направленных на поддержку и развитие малых и средних предприятий, и совокупности национальных институтов, ответственных за развитие малых и средних предприятий, которые обеспечивают реализацию государственной политики, регулируют сферу деятельности малого и среднего предпринимательства и управляют их инфраструктурной поддержкой.

Ключевым фактором успешного развития предпринимательства в Российской Федерации является развитие и совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Основой национальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства является государственная и муниципальная система фондов поддержки малого предпринимательства.

Цель государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса определяет политические, правовые и экономические условия свободного развития малого и среднего бизнеса, в том числе: формирует средний класс, повышая социальную эффективность деятельности субъекта малого и среднего бизнеса, расширяет стратегические факторы социально-экономического развития государства через сферу деятельности и экономический потенциал малого и среднего бизнеса. Основными средствами реализации национальной политики являются федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года на территории Белгородской области планируется увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВРП с 25,2% в 2015 г. до 35% в 2021 г. [1].

Финансовая поддержка предпринимателей поступает в региональный бюджет, а субсидии из федерального бюджета выделяются региону по результатам ежегодного конкурса Минэкономразвития Российской Федерации. Банковские средства, привлеченные под государственные гарантии в регионе, сыграли важную роль [2].

В целях создания благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в регионе Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области оказывает финансовую поддержку предпринимателям для создания и развития предприятий.

Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки [6].

Эффективным механизмом привлечения средств в экономической и социальной сфере, а также стимулирования корпоративной деловой активности являются благоприятные организационные и экономические условия для ведения бизнеса. Правительство области реализует ряд мер по обеспечению инвесторов максимально комфортными условиями и благоприятной инвестиционной средой (содействие в выделении земли под строительство производственных объектов и продвижение передовых энергетических систем). Кроме того, совершенствуется региональное налоговое законодательство, а государство поддерживает, внедряется проектное управление.

Сферы с наибольшим объемом инвестиций в основной капитал – это промышленность, сельское хозяйство, жилищное строительство и дорожное строительство. Также он используется для развития материальных основ социальной сферы, инженерной инфраструктуры в сфере масштабной индивидуальной застройки и общего благоустройства окрестных населенных пунктов. Помимо создания экономических условий, способствующих дальнейшему улучшению инвестиционной среды, правительство области также уделяет особое внимание принятию мер по улучшению организационных условий для бизнеса, созданию эффективной коммуникационной инфраструктуры между бизнесом и государством, защите прав инвесторов, кадровому обеспечению экономики области.

В настоящее время, согласно программным мероприятиям, все большее значение приобретает создание условий для обеспечения постоянного роста количества малых предприятий, в основном за счет привлечения молодежи и незанятого сельского населения. Безработное сельское население попадает в бизнес-сектор.

Следует отметить, что несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, имеют место и некоторые негативные тенденции [5]. Проанализировав динамику количества малых и средних предприятий в Белгородской области с 2018 года по 2020 год, можно отметить, что в 2018 году оно составило 49175 тыс., в 2019 году сократилось до 48423 тыс., а в 2020 году – до 47669 тыс. Таким образом, наблюдается отчетливо выраженная негативная тенденция, обусловленная, главным образом, нестабильной экономической ситуацией в стране в целом [7].

Особенность малого бизнеса заключается в том, что оборотные средства, особенно финансовые ресурсы малого бизнеса, обычно ограничены. Малый бизнес сильно зависит от заемных средств, небольшая сумма заимствования для банков - дело дорогое и рискованное. В связи с этим малому бизнесу срочно нужна полноценная отработанная система по кредитованию. Чтобы получить кредит в большинстве банков, у малого бизнеса должен быть перспективный проект или бизнес-план. Составлением таковых занимаются специалисты консалтинговых компаний, а их услуги были дорогими, даже если предлагались перспективные проекты, банки не могли гарантировать кредиты. У большинства малых предприятий нет средств на такие услуги.

Основными проблемами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области являются: высокая концентрация в городской местности и низкая предпринимательская активность сельского населения, что приводит к недостаточным бюджетам в сельской местности. Несбалансированная структура сектора малого бизнеса делает торговлю наиболее привлекательной для малого бизнеса, а инфраструктурная поддержка малых и средних предприятий неэффективна.

Основываясь на вышеизложенном, к числу основных направлений совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области следует отнести: развитие нормативно-правовой базы, совершенствование механизмов финансовой и кредитной поддержки малых и средних предприятий, сокращение дефицита оборотных средств, содействие развитию бизнеса, повышение прозрачности малого и среднего бизнеса и создание имущественной поддержки, увеличение интеграции малых предприятий с существующими экономическими отношениями, разработка системы информационного обеспечения малых и средних предприятий, подготовка квалифицированных кадров для малого и среднего бизнеса. Предлагаемые меры позволят повысить эффективность деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства, а также будут способствовать развитию данной сферы.

Текст статьи
  1. О реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года на территории Белгородской области [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Белгородской области от 6 мая 2016 № 431-рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. Жукова, С.М. Пути оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. [Текст]. // Государство и право: теория и практика : материалы междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 110-113.
  3. Карташова, Е. И. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. [Текст]. // Вестник академии. – 2014. – № 1. С.41.
  4. Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь. [Текст]. // М., –2013.
  5. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/dоcument/450225254/.
  6. Официальный сайт Департамента экономического развития Белгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://debro.ru/
  7. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belg.gks.ru/.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа