Главная
АИ #5 (32)
Статьи журнала АИ #5 (32)
Реализация политики здоровьесбережения в Белгородской области

Реализация политики здоровьесбережения в Белгородской области

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

здоровьесбережение
здоровье
здоровый образ жизни
государственная политика

Аннотация статьи

Работа посвящена вопросу изучения важности здоровьесбережения и предложены варианты дальнейшего развития. Проанализирована текущая ситуация в Белгородской области. А также даны конкретные рекомендации, которые позволят достичь желаемого результата.

Текст статьи

Здоровье – это одна из универсальных общечеловеческих ценностей. Здоровье во многом зависит от образа жизни, которое определяется многими факторами, традициями, личностными убеждениями и наклонностями. Понятие «здоровый образ жизни» объединяет все, что способствует выполнению человеком его функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. В первую очередь «здоровый образ жизни» – это модель поведения человека в конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний, индивидуальная система привычек, обеспечивающая человеку необходимый уровень жизнедеятельности. Важнейшую роль при формировании здорового образа жизни играют государственные мероприятия, направленные на развитие здоровьесберегающих технологий. Государственная политика Российской Федерации в сфере здоровьесбережения направлена на формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг и позволяющей, в конечном итоге, улучшить здоровье и качество жизни населения. Также она нацелена на формирование здоровьесберегающего поведения.

Таким образом, актуальность темы и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного исследования государственной политики в сфере здоровьесбережения.

Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственной политики здоровьесбережения в Белгородской области.

Здоровьесберегающее поведение – это поведение, формирующееся под влиянием политических, экономических, социальных, правовых, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и культурных норм и правил и направленное на рациональное потребление «капитала здоровья» и его эффективное воспроизводство[5, с. 28].

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) является важной государственной задачей, так как именно образ жизни человека является определяющим фактором поддержания здоровья и трудового долголетия. Здоровый образ жизни представляет собой симбиоз разумной физической нагрузки, систематической закалки организма, сбалансированного питания, режима отдыха и сна, позитивного психологического настроя, способного противостоять стрессам, активная жизненная позиция, разумный подход к использованию лекарственных препаратов, гигиена, и, естественно, отказ от вредных привычек.

По утверждению специалистов всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье на 50–55% зависит от образа жизни человека, на 20–23% – от наследственности, на 20–25% – от состояния окружающей среды и на 8–12% – от работы национальной системы здравоохранения; т.е. здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, и поэтому приоритетным направлением политики по формированию и укреплению здоровья населения является здоровый стиль жизни как более емкое системное понятие [7, с. 56].

Основными факторами, формирующими определенный тип поведения, являются: умение управлять стрессом, соблюдение этических норм, успешная социализация, оптимальный баланс труда и отдыха, сбалансированное питание, рациональная физическая активность.

Исходя из указанных факторов, структура здорового образа жизни может включать, как минимум, следующие вопросы:

  1. информирование о состоянии здоровья, ценностное к нему отношение, рациональный режим жизни, включая активный труд и учебу;
  2. занятия физической культурой и спортом, оптимальный двигательный режим, закаливание;
  3. рациональный режим дня и рациональное питание;
  4. стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  5. разумное сочетание труда и отдыха, знание экологических основ, психофизиологическая регуляция;
  6. психо-сексуальная и половая культура, поддержание семейных ценностей;
  7. искоренение вредных привычек;
  8. достижение личных целей человека [6, с. 147-161].

Необходимо отметить, что проблема формирования здорового образа жизни является глобальной и способствует сохранению здоровья населения как в личностном, так и планетарном масштабе здоровья человечества.

Важнейшую роль при формировании здорового образа жизни играют государство, общество и семья. Причем некоторые формы вмешательства государства, по мнению ведущих специалистов в области охраны здоровья, являются ключевыми для гарантии защиты людей от определенных рисков.

В последние годы создана нормативно-правовая и исполнительская база, определены и реализуются приоритетные направления деятельности государственных и общественных структур по вопросам здоровьесбережения населения с учетом научных достижений в сфере здравоохранения, требований повышения качества социальных услуг, влияющих на повышение уровня жизни граждан.

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере здоровьесбережения в настоящее время выступает государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» до 2025 года [2], утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640. Основная цель Программы состоит в формировании здорового образа жизни у граждан России, создании системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Основная задача органов власти на государственном, федеральном и общественном уровнях – создавать условия для укрепления здоровья населения и предупреждать влияние факторов, угрожающих здоровью людей, что предусмотрено «Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», принятых Минздравсоцразвития России. Формирование здорового стиля жизни населения осуществляется через: создание и развитие позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу формирования потенциала общественного развития; преодоление уменьшение факторов риска здоровья; формирование среды развития и обитания экологически благоприятной, способствующей раскрытию способностей.

В Белгородской области здоровье населения, в том числе, здоровье подрастающего поколения рассматривается в качестве одного из определяющих факторов дальнейшего экономического развития и социального прогресса региона, повышения качества жизни населения. В учреждениях и организациях региональной системы образования ведется целенаправленная работа по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Проанализировав государственную политику здоровьесбережения в Белгородской области, следует отметить, что в регионе целесообразно разработать долгосрочную концепцию формирования здорового образа жизни населения, опирающуюся на широкий комплексный подход. При формировании Концепции целесообразно использовать отраслевые стратегии развития образования, физической культуры и спорта, концептуальные положения упраздненных программ развития внутреннего и въездного туризма, сельского туризма в Белгородской области, касающиеся развития здорового образа жизни населения региона.

Основные положения концепции после должны быть включены в госпрограммы развития отраслей социальной сферы с целью усиления их ориентации на формирование соответствующих составляющих здорового образа жизни в условиях ограниченности ресурсов на финансирование. Кроме того, на основе разработки вышеуказанной концепции и необходимо формирование комплексного плана по ее реализации (дорожной карты) до 2025 года.

Необходимо последовательно развивать и внедрять в регионе такую межсекторальную государственную политику, которая обеспечивает приоритет создания среды, способствующей укреплению здоровья населения, а также увеличивает положительные и снижает отрицательные стороны влияния на этот процесс других секторов [8, с. 106].

Основная задача государственных органов власти заключается в создании условий для повышения доступности и качества медицинской помощи, предотвращении распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предупреждении влияния факторов, угрожающих здоровью людей. Необходимо остановиться на определении проблем комплексности системы образования, обозначив задачу понимания важности тезиса самообразования и самосовершенствования, в том числе, в рамках здорового стиля жизни, на всех этапах развития человека как личности.

Список литературы

  1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 04. 2020 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  3. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/554815875 (дата обращения: 26. 11. 2020 г.).
  4. Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы: постановление правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 года № 435-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  5. Белова, С.К. Проблемы формирования здорового стиля жизни населения и здоровьесберегающие технологии обучения [Текст] / С.К. Белова // Профессиональное образование и общество. – 2017. – № 2 (22). – С. 147-161.
  6. Лепихина Т.Л., Пепеляева А.В. Влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 48 (285). С. 28.
  7. Медведева, Н.В. Оценка государственной политики в сфере здравоохранения [Текст] / Д.О. Галкина, Н.В. Медведева // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – № 2 (15). – С. 56
  8. Морозов В.А. «Формирование регионального солидарного сообщества» и освоение методологии здорового образа жизни // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 24-2. С. 106.

Поделиться

3312

Сороколетова А. О. Реализация политики здоровьесбережения в Белгородской области // Актуальные исследования. 2021. №5 (32). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/1876-realizatsiya-politiki-zdorovesberezheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января