К столетию Бытошской средней школы (БСШ), 1936–2036 гг.
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (32), февраль '21

К столетию Бытошской средней школы (БСШ), 1936–2036 гг.

В статье рассказывается о Бытошской средней школе в довоенный и послевоенный период. Приводится перечень управленцев школы, выпускников школы. Кратко перечисляются достижения управленцев и выпускников школы.

Аннотация статьи
учителя
школа
выпускники
посёлок
Бытошь
Ключевые слова

Уже совсем немного времени осталось ждать столетия со дня образования в Брянской области, в поселке Бытошь десятилетней школы (БСШ). В 2026 году в школу придут те юные первоклассники, которым волею судьбы предназначено заканчивать её в 2036 году, году столетнего юбилея школы со дня её открытия. Они получат именно те современные (мы думаем все перестройки общества к этому времени будут закончены) знания, умения и философию жизни, над содержанием, уровнем и выделением значимости которых работают коллективы наших современников, современных учёных, педагогов и философов, в том числе в педагогических вузах и государственных университетах. Сторонний наблюдатель увидит в школе стройную системологию учебного процесса, научных исследований и подготовки производственных кадров. Ушло в прошлое традиционное представление о школьном классе как помещении с одной дверью, одной черной доской, к которой второпях прикалывают пояснительные бумажки. Со стоящим у доски преподавателем, с мелом в руках, стучащим им по доске, так как основное умение мела того времени было не оставлять следов на доске даже при ударении.

Рис. Центральный вход в главный корпус БСШ

Первый прием детей в школу был проведен в 1936 году. Для этого в школу был назначен первый директор – Пушкарев Петр Дмитриевич. Школа проработала, к сожалению, лишь до 1941 года, и началась ВОВ. Дети проучились в этой школе всего лишь 5 лет.

В 1941 году приём в школу был прекращен (на уровне пятого класса). Вновь двери школы открыла Слесарева Марина Афанасьевна, назначенная новым директором. В 1943 году двери школы открылись для первоклассников и прервавших обучение пятиклассников.

Первый эшелон выпускников со средним образованием в школе был проведен в 1948 году новым директором Гаценко Н.Н. Потом школьных выпусков молодежи со средним образованием было повторено им еще десять раз и ушел он на пенсию в 1958 году.

Среди всех выпусков школьников проведенных Гаценко Н.Н. был и юбилейный выпуск, отметивший дату двадцатилетия работы школы (БСШ). Так начиналась эта школа, плодотворная работа которой приближается сегодня к столетней дате. В 2020 году в свои обучающие права решительно вступает компьютерная технология обучения. Компьютер стал полноправным участником учебного процесса в школах и вузах РФ. В качестве формы обучения пробило себе дорогу и дистанционное обучение. В 2020 году под влиянием эпидемии коронавируса дистанционно обучены и выпущены целые классы школьников; курсы студентов защитили дипломы в системе онлайн (дословно: не сходя с этой линии), школьники писали ЕГЭ и т.д.

Однако это только пробный вариант. Переход на эту схему обучения потребует от обучающих учителей огромной работы по приобщению обучающегося к самостоятельной форме приобретения знаний с использованием компьютера и других средств обучения (лекций научения, практических действий по описанию и других текстовых дидактических средств).

Таким образом юбилей 100-летия БСШ несёт с собой не только радости, но и проблемы. К этому времени школа должна полностью перейти на новый вид обучения: дистанционное компьютерное обучение по схеме онлайн, как основной или дополнительный вид обучения.

Такие мероприятия являются контрольными вехами сравнения системологии образования в различных регионах. Крупные мегаполисы и областные центры обладают развитой транспортной, коммерческой, досуговой и культурной инфраструктурой, мощными информационными ресурсами. В этих условиях (это конечно не поселковая школа) упрощается в обучении широкое использование принципов дистанционного образования.

Школа – это кадры, подрастающее поколение. Она нужна не только для того, чтобы помочь школьнику сдать выпускной экзамен. И это не только при социализме, но и при капитализме тоже. И хотелось бы видеть её даже с учетом изменившихся условий жизни маяком новой школы, структурно нового профессионально-профильного учебного заведения Бытоши.

Недавно показывали видео о танцах в Доме культуры поселка. Какие замечательные исполнители. Однако не это главное. Поселок ждут другие времена, новые дороги. И почему бы в Доме культуры не открыть школы новых технологий, производств, новой техники, школы графики и изобразительных искусств. Тяжелое (c учетом напористого вхождения капитализма в нашу жизнь), но нужное дело: приближать знания к людям, воспитывать в них тягу к творчеству, прекрасному в жизни. В школах при Доме культуры можно проводить конкурсы развития региона, представления в администрацию поселка разрабатываемых принципов и планов его развития, исходя из местных условий.

Уже сегодня надо учить молодых людей законам страны, чтобы понятия бюджет, коррупция, кредит, налог им были также понятны по выходе из школы как физика, химия и математика, Чтобы недостатки принимаемых в области, стране законов, их туманность, коррупционность и бесконтрольность была понятна даже детям, а не только тем, кто призван их исправлять и не может это сделать по причине человеческой слабости. Пусть сегодня они немного не дотянут в физике, математике и других предметах (они это исправят в будущем, в других школах), но зато они, вступая в жизнь, будут четко знать, что такое хорошо и что такое плохо у нас в стране и как осуществлять народу свои контрольные функции.

Управление, стратегия школы неразрывно связаны прежде всего с её первым лицом – директором школы. И поэтому в каждом доме наряду именем президента чтят имя директора школы. И смена их в школьной иерархии не проходит незаметно для всех жителей поселка. И в каждом доме, квартире знают их наперечет. И хочется вспомнить их светлые имена, имена людей, почти министров культуры и труда в поселке, руководивших ростками процветания поселка, каждый в свое время. Имена этих наших поселковых многоуважаемых флагманов человеческого бытия, становления молодежи, начиная с самого основания школы, с 1936 года, хранятся в хронологическом порядке в архиве школы. Мы же назовем их с указанием продолжительности работы в школе:

  1. Пушкарёв Пётр Дмитриевич 1936-1941 г.г.
  2. Слесарева Мария Афанасьева 1943-1946 г.г.
  3. Гаценко Никифор Никонович 1946-1957 г.г.
  4. Чепля Василий Никитич 1957-1967 г.г.
  5. Агафонов Валерий Сергеевич 1967-1972 г.г.
  6. Здоров Евгений Михайлович 1972-1978 г.г.
  7. Дубинин Сергей Яковлевич 1978-1981 г.г.
  8. Мощенков Анатолий Васильевич 1981-1987 г.г.
  9. Пасецкая Надежда Сергеевна 1987-1997 г.г.
  10. Серёгин Александр Петрович 1997-2016 г.г.
  11. Горбачев Игорь Александрович 2016-2019 г.г.
  12. Горелкина Елена Сергеевна 2019-нв.

Их жизнь посвящена вере в лучшие времена, неразрывно связана с воспитанием у населения любви к своему родному бытошскому краю. Им неоднократно приходилось принимать судьбоносные решения для подрастающего поколения и всегда, очевидно, были душевно близки знаменитые слова Омара Хайяма:

Те, кто веруют слепо, пути не найдут,

Тех, кто мыслит, сомнения вечно гнетут.

Опасаюсь, что голос услышу однажды:

Друзья! Ведь дорога не там и не тут.

Несомненно, подобно тому, как сказано в стихотворении, поиск дорог в больших и малых делах всегда был и остается сущностью амплуа каждого Педагога, особенно если он является руководителем школы в поселке. И не всегда эту дорогу можно найти сразу, без ночных раздумий, обсуждений, сомнений. И сколько этих дорог было найдено, выделено и принято этими прекрасными Педагогами (вопрос может быть использован как цель дополнительного исследования) с пользой для школьников и жителей. «Когда уйдем со школьного двора под звуки не стареющего вальса Учитель проводит нас до угла и вновь вернется и вновь с утра ему с детьми заниматься»… Незабываемые слова А. Дидурова, как они правильно отражают и характеризуют постоянную заботу о детях каждого Учителя и в первую очередь директора школы.

Для исследования нами взят список школьников, учившихся и окончивших обучение в то далекое время в одном из десятых классов БСШ, в первое десятилетие после ВОВ в 1954-1955 уч. году, например, в 10В классе (Директор школы Гаценко Н.Н., Заведующий учебной частью школы Герчиков М.Л. Классный руководитель – Мищенкова З.М., Преподаватель по профилирующему предмету-физике – Тетенков В.Е.). В этом классе учились 31 человек. Это было очень тяжелое время. В 1953 умер Великий вождь и учитель трудового народа – тов. Сталин И.В. Было много горя по потере такого руководителя. Приведем общий список класса, этой стремившейся к знаниям молодежи.

Среднее образование в БСШ Виды последующего образования

  1. Потапов В. Среднее техническое образование
  2. Беляев Г.
  3. Мишина А.
  4. Лавров А. Высшее техническое образование
  5. Званская Л. Среднее медицинское образование
  6. Шишкина А. Высшие медицинские курсы
  7. Кукушкина Н.
  8. Ратникова А. Высшее педагогическое образование
  9. Шилина Л.
  10. Варин И.
  11. Козлов С.
  12. Фанасутина А.
  13. Евсеев А. Высшее мореходное училище
  14. Никонова Е. Высшее педагогическое образование
  15. Андриашина Е.
  16. Ивочкин И. Высшее техническое образование
  17. Молючков А. Высшее техническое образование
  18. Артюхова А.
  19. Трофимова С.
  20. Миткалев В. Высшее техническое образование
  21. Голдоваева О.
  22. Савкина Н.
  23. Кикин В. Среднее техническое образование
  24. Свиридова Т.
  25. Понизов В. Высшее медицинское образование
  26. Тяпичев Г. Высшее техническое образование
  27. Степной В.
  28. Гуляев В.
  29. Барботько А. Высшее техническое образование
  30. Дмитриченко Т. Высшие медицинские курсы
  31. Пасецкий А. Высшее техническое образование

Молодежи, желающей учиться, уже в сразу же послевоенное время было очень много. И количественно она делилось почти поровну. Половина мужского, и половина женского состава (в приведенном списке всего закончило обучение 31 человек. То есть 16 + 15).В списке приведен только десятый класс В. Молодежь других десятых классов (класса А и класса Б), как и класса 10В ходила в школу (в тогдашнее очень тяжелое время, в первые годы работы школы после окончания ВОВ, первые из школьных, в последующем, ставших прекрасными десятилетий) шесть раз в неделю с 8 часов утра до 14 часов, с дополнительными занятиями в вечернее время.

В приведенном списке хочется обратить внимание на фамилию одного ученика. Это Тяпичев Геннадий Алексеевич. В то стародавнее время одной из достопримечательностей окружавших нас лесов была деревня Ивановичи, неоднократно описанная в рассказах писателя Каманина А.Ф. В деревне была трехлетняя школа. Директором школы был отец Геннадия – только что вернувшийся с фронта молодой капитан Тяпичев Алексей Степанович. Доучившись до четвертого класса, Тяпичев младший стал учиться в Бытошской средней школе. Утром вставал ни свет ни заря и ехал на велосипеде по лесам 10 километров в школу, в поселок Бытошь. Занятия в школе допоздна, а потом надо ехать по лесам домой. И так каждый день. А тут ещё взялись с ребятами организовывать ежедневную радиогазету. И каждый день школа подходила к репродукторам и слушала с огромным интересом на большой перемене сведения газеты. Ответственными организаторами газеты были Тяпичев Геннадий Алесеевич, Ивочкин Иван, Дмитриченко Тамара (глава комсомольской организации школы), одноклассники, и другие. В итоге времени на обратную дорогу домой, совсем не оставалось. Как было ни трудно, но учился он хорошо. Школу окончил почти с отличием. Закончилась школа, закончилось любимое радиодело. На повестку дня вставали другие задачи.

Служба в Армии. После армии – Москва. Энергетический институт. А затем и работа по направлению, по энергетической специальности. Людиновский тепловозостроительный завод. Но мечта детства остается, талант иметь любимое дело и доводить всё до результата остается и дает о себе знать.

Он никуда не уходит. Заложенный родителями талант остается. И Геннадий Алексеевич, берется за написание книг, пишет книги. Может быть кто-нибудь да обратит внимание? Так появляются одна за другой пять вузовского уровня книг (какие обычно пишут ученые в вузах).

  1. Компьютер на любительской радиостанции. 2001.
  2. Спутники и цифровая радиосвязь. 2004.
  3. Быстрое программирование на С++. 2005.
  4. Персональный компьютер в радиолюбительской практике. Додем, ХХI, 2005, МР – Пресс.
  5. Азбука УКВ. Как построить Трансивер, 2005, ДМК Пресс.

В книге №1 рассматриваются разнообразные аспекты применения компьютера на любительской радиостанции, для организации различных видов цифровой радиостанции, расчёта орбит радиолюбительских спутников земли. Отдельная глава посвящена самостоятельному созданию простых в настройке и в работе конструкций и моделей радиопередатчиков и других полезных для радиолюбителя аппаратов.

Книга остается актуальной и сегодня. К сведению читателя: бесплатный вариант книги можно получить на: https://yadi.sk/d/hd2BYVf9hLXCS.

В книге № 2 представлены данные радиолюбителя с многолетним опытом работы в УКВ и спутниковой радиосвязи, воспитавшего не одно поколение радиолюбителей на базе радиолюбительских клубов и принимавшего деятельное участие в отслеживании Первого Спутника Земли.

Книга №3 предназначена для широкого круга читателей, которые не знакомы с каким-либо языком программирования, но мечтают о создании компьютерных программ собственными силами. Автор предлагает читателю самостоятельно научиться программированию в среде С++.

Книга №4 предназначена для любознательного читателя и любителей мастерить своими руками. В ней описаны различные варианты специального использования персонального компьютера для выполнения таких «нетрадиционных» для него работ как управление.

Книга №5 (Азбука УКВ). Предназначена для широкого круга радиолюбителей, интересующихся вопросами радиосвязи на УКВ, и начинающих заниматься разработкой аппаратуры для УКВ радиосвязи. Книга будет полезна также радиолюбителям, начинающим интересоваться приемом радиопередач. Параллельно с написанием книг он начинает бесплатно трудиться на два фронта. А именно: 1) первый фронт – написание книг и обсуждение их, и 2) второй фронт – использование их в группе молодежи, радиолюбителей, массово приходящих в добровольные кружки в г. Людиново. Однако эта очень нужная для молодежи работа почему- то проходила и прошла мимо школ и в том числе и родной школы, воспитавшей в нем такой редкий талант – широко образованного радиоспециалиста. Работа очень полезная в любой школе. В любой системе образования. Тут очевидно есть и погрешности бытовавшей в то время системы поиска талантов.

В предложенном для исследования списке все же мало школьников в то время получало высшее образование. Одной из причин этому является то, что недостаточно было Вузов для подготовки специалистов с высшим образованием, расположенных рядом с родным домом, чтобы не уезжать далеко из родного края.

Еще в семнадцатом веке английскими философами доказано, что человек при рождении не получает никаких конкретных специальных знаний. Все его знания являются результатом его практики. Однако талант человека, редкостное своеобразие его умения, тяга к само совершенству, по нашему мнению, являются фамильным залогом, его семейным преимуществом.

В приведенном списке школьников 10В класса превалирует ряд технически талантливых молодых людей прошлого века. Однако, например, музыкально одаренных, к сожалению, в списке не отмечено. Так как очевидно не было в школьном списке фамилий представителей музыкально одаренных семей того времени.

Сегодня, в 21 веке для расширения представления о личности выпускника предложена модель характеристики выпускника, которая оценивается небольшим количеством его компетентностей. Она устанавливается методом закрепления за личностью выпускника оценок школьной комиссии по ключевым социальным и предметным компетенциям. Компетенцию понимают как уровень (компетентность) способности личности справляться с самыми различными формами требований к нему, такими как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; как общую способность и готовность личности использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения в школе, в примерах личной деятельности, в примерах реализации знаний, умений и обобщенных способов действий в переменчивых условиях современной рыночной экономики.

Другими словами, компетенция – это уровень оценки знания, конкретного вида характеристики в действии.

Обще учебные, интеллектуальные и практические задания руководства и учителей школы, предъявляемые ученику российской школы нацелены главным образом на оценку приобретенных знаний. Поэтому Знания, чаще всего предметные, изучавшихся наук, сегодня являются основной ценностью выпускника школы.

Однако исследования по этому вопросу не завершены. Одни исследователи для установления уровня оценки выделяют такие характеристики личности, как: учебно-познавательную, гражданско-политическую, информационно-коммуникативную, социально-трудовую. Другие значительно расширяют этот список. Например, вводят характеристики: общекультурную, личностного самосовершенствования, ценностно-смысловую, математическую и т.д. Это связано с тем, что на сегодня отсутствует какая-либо стандартизация характеристик, для которых должна устанавливаться компетентность. Тем более, что для обучения во многих случаях сегодня используют заочные или (как сейчас говорят) дистанционные технологии обучения. Поэтому компетентность личности во многом определяется в школе уровнем знания личностью разделов учебной дисциплины. И именно в этом направлении двигаются первоочередные помыслы преподавателей программных предметов. Однако творческой оценки вида деятельности, к которой в наибольшей степени предназначен человек опять так и не устанавливается педагогическим коллективом. Тех будущих ориентиров, по которым будет оцениваться в дальнейшем одаренность этого человека, схемы продвижения его в развитии заложенного в нем творческого потенциала, помощи ему в реализации творческих решений этими коллективами не обозначается и не планируется.

И чтобы черпать кадры из даже таких глубинных школ, какой является БСШ нужны высоко технологичные методы воспитания и оценки молодой личности. Всё более теплыми должны быть уроки расставания учеников со школою, все больше и больше должен получать выпускник школы уверенности, что вся его дальнейшая жизнь будет под присмотром, под «крышей» родной школы. И тогда все меньше будут уходить они в заграничные палестины или жить в родной земле пустоцветами, а то и пьяницами. Вот нет Тяпичева Г.А. и некому продолжить его дело, так прекрасно начатое в этой (БСШ) школе ([2], см. с. 81, 82).

Но имя его, по нашему мнению, достойно того, чтобы быть принятым Бытошской средней школой на свой герб или её отделения, например, физики и радиотехники.

Страна давно уже черпает свои передовые кадры и из этой лесной школы. В 1955 году её окончили Понизов Виктор Андреевич. Потом он получил высшее образование. Влился в трудовое строительство страны в медицинской отрасли. Успешно создавал медицинские комплексы в родном крае. Являясь заслуженным врачом России, строил больницы и поликлиники. Сегодня решением правительства его имя увековечено, присвоено районному больничному комплексу в городе Дятьково (30 км от поселка Бытошь). И такие примеры не одиноки. Выпускники школы стали кандидатами и докторами наук, героями России, ведущими специалистами в стране. Её достижения уже давно не позволяют называть её обычной лесной школой [1, 2].

В этой же школе учился и сын командира бытошской партизанской бригады Молючкова С.А. – Молючков Анатолий. В 1955 году на выпускном вечере он получил аттестат об окончании этой средней школы.

Обучение в школе назвали своей профессией выпускники исследуемого нами 10В класса Никонова Елена и Ратникова Александра, получившие через совсем непродолжительное время высшее педагогическое образование в Новозыбковском педагогическом институте (в Брянской области), и пополнившие ряды педагогических кадров родной школы. Совсем не много из выпуска в 31 человек. В связи с этим вспомним знаменитые слова Б.Ш. Окуджавы про судьбу редких профессий.

Кавалергарды век не долог

И потому так сладок он:

Поёт труба, откинут полог

И где-то слышан сабель звон…

Труден и тернист путь работы педагога в школе С начала лет30 человека учат профессиональной работе и лишь потом примерно столько же отдает он себя обучению других. И не каждый рискнёт выбрать эту дорогу в жизни. И лишь два человека из 10В класса выбрали дорогу педагога, так как посчитали себя способными в условиях быстротечности жизни ежедневно преодолевать школьные преграды к знаниям, каждый миг вступать в сражение с о стареющим миром, приносить радость знания обучаемым. Успехи в профессии педагога радуют, не каждый день они возможны, как и победный звон сабли победителя. Они требуют много труда, умений и знаний, любви и таланта к выбранному виду деятельности. Как и у кавалергарды, у педагога к сожалению век не долгий. Для того чтобы отдавать знания их надо воспитать в себе, а также необходимо, чтобы перед сражением было вспахано и подготовлено поле педагогических баталий. Что требует от педагога труда иногда большего, чем процесс передачи знаний и значительной отдачи жизненных сил. Поэтому выбор этой профессии радует принимающие молодежь школьные педсоставы и приветствуется жителями поселка.

Двое юношей: Козлов Сергей и Потапов Василий остались верными строительному призванию и пополнили кадры местных строительных организаций.

Отметим в заключение, в поселке на сегодня сохранились две достойные уважения достопримечательности – знаменитое рукотворное крупнейшее водохранилище – озеро (площадью более 200 гектаров), созданное в 17 веке руками крепостных и свободных людей купца Мосолова из маленького родничка, и не менее знаменитая поселковая средняя школа, отмечающая в ближайшее время свое столетие со дня образования. Сегодня – это опора, свет и надежда всех жителей поселка, малых и больших.

Текст статьи
  1. Барботько А.И. Из истории Дятьковского партизанского края. Бытошь. Курск. Изд-во ЗАО Университетская книга. 2020. 246 с.
  2. Бытошская средняя школа (из опыта работы). Изд-во Брянский рабочий.1957. 140 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая