Главная
АИ #5 (32)
Статьи журнала АИ #5 (32)
Ювенальная прокуратура как институт защиты несовершеннолетних

Ювенальная прокуратура как институт защиты несовершеннолетних

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

прокуратура
ювенальная юстиция
несовершеннолетние
социальная защита

Аннотация статьи

В настоящее время ведутся активные дискуссии о введении ювенальной юстиции в России. Аналогичный институт активно внедряется в зарубежную практику, в т.ч. по вопросам создания специализированной ювенальной юстиции, направленной на социальную защиту детей.

Текст статьи

Органы прокуратуры в РФ занимают одно из важнейших положений в сфере социальной защиты детей. Согласно официальным статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ [5] ежегодно органами прокуратуры разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав несовершеннолетних, проводятся проверки, по результатам которых виновные лица привлекаются к ответственности.

Таблица

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении всех категорий детей («из полных семей», детей-инвалидов, детей-сирот, в отношении неопределенного круга несовершеннолетних).

Основная правозащитная функция прокуратуры в данной сфере – обеспечение защиты прав и законных интересов детей, а также профилактические меры, направленные на недопущение совершения им различных видов правонарушений.

Для реализации данной функции органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства в различных сферах:

  • защита семьи, материнства, отцовства и детства
  • охрана жизни и здоровья детей,
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
  • защита прав и законных интересов детей-сирот и детей-инвалидов.

Обеспечение детского благополучия является одной из ключевых задач прокуратуры. Реализация данной цели невозможно без построения эффективной системы государственных органов, в частности, обсуждается вопрос создание ювенальной юстиции, которая должна быть направлена на защиту интересов ребенка.

Сейчас в России ювенальная юстиция как самостоятельная подсистема отсутствует. При этом, как отмечает А.В.Давыденко, основаниями для ее введения являются следующие факторы:

  • снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей;
  • ослабли устои семьи;
  • увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании;
  • снизились воспитательные функции школы;
  • неудовлетворительно ведётся работа с несовершеннолетними, употребляющими вредные вещества;
  • растёт количество детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности [1, с. 64].

Также, необходимость включения в российскую судебную систему ювенальную юстиции подтверждается многими международно-правовыми актами [3]. В то же время положительный опыт ювенальной юстиции, в том числе отечественный, доказал ее эффективность в профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

По нашему мнению, во главе ювенальной юстиции должен встать суд, который будет рассматривать все дела, связанные с несовершеннолетними.

Кроме того, необходимо создать специальный орган государственной власти по выработке политики Российской Федерации в области ювенальной юстиции и предупреждения совершения несовершеннолетними правонарушений, а также для координации работы всех органов, связанных с проблемами детей и подростков. При этом функцию координации можно было бы возложить на органы прокуратуры.

Думается, что прокурорская координация будет наиболее эффективной, если она осуществляется в сочетании с надзорными функциями прокуратуры. Такое сочетание должно выражаться в осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности правоохранительных органов и рассмотрении на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов фактов выявленных нарушений законов, которые препятствуют эффективной борьбе с преступностью. Поэтому по аналогии с зарубежным опытом (например, в Швеции) следует создать специализированную ювенальную прокуратуру и внести в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [4] соответствующие дополнения.

С целью повышения уровня социальной защиты прав и законных интересов детей в системе органов прокуратуры нужно создать специализированную ювенальную прокуратуру.

Список литературы

  1. Давыденко А.В. Перспектива введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции // Законодательство и экономика. - 2015. - № 10.- С. 64.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. -Выпуск XLVI. - 1993.
  3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29.11.1985 // Сборник международных договоров СССР. - Выпуск XLVI.- 1993.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/5fb/0112_2019.pdf (дата обращения 28.01.2021 г.)

Поделиться

2689

Криницын Н. О. Ювенальная прокуратура как институт защиты несовершеннолетних // Актуальные исследования. 2021. №5 (32). С. 33-35. URL: https://apni.ru/article/1879-yuvenalnaya-prokuratura-kak-institut-zashchit

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря