Органы прокуратуры в РФ занимают одно из важнейших положений в сфере социальной защиты детей. Согласно официальным статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ [5] ежегодно органами прокуратуры разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав несовершеннолетних, проводятся проверки, по результатам которых виновные лица привлекаются к ответственности.
Таблица
Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении всех категорий детей («из полных семей», детей-инвалидов, детей-сирот, в отношении неопределенного круга несовершеннолетних).
Основная правозащитная функция прокуратуры в данной сфере – обеспечение защиты прав и законных интересов детей, а также профилактические меры, направленные на недопущение совершения им различных видов правонарушений.
Для реализации данной функции органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства в различных сферах:
- защита семьи, материнства, отцовства и детства
- охрана жизни и здоровья детей,
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
- защита прав и законных интересов детей-сирот и детей-инвалидов.
Обеспечение детского благополучия является одной из ключевых задач прокуратуры. Реализация данной цели невозможно без построения эффективной системы государственных органов, в частности, обсуждается вопрос создание ювенальной юстиции, которая должна быть направлена на защиту интересов ребенка.
Сейчас в России ювенальная юстиция как самостоятельная подсистема отсутствует. При этом, как отмечает А.В.Давыденко, основаниями для ее введения являются следующие факторы:
- снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей;
- ослабли устои семьи;
- увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании;
- снизились воспитательные функции школы;
- неудовлетворительно ведётся работа с несовершеннолетними, употребляющими вредные вещества;
- растёт количество детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности [1, с. 64].
Также, необходимость включения в российскую судебную систему ювенальную юстиции подтверждается многими международно-правовыми актами [3]. В то же время положительный опыт ювенальной юстиции, в том числе отечественный, доказал ее эффективность в профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
По нашему мнению, во главе ювенальной юстиции должен встать суд, который будет рассматривать все дела, связанные с несовершеннолетними.
Кроме того, необходимо создать специальный орган государственной власти по выработке политики Российской Федерации в области ювенальной юстиции и предупреждения совершения несовершеннолетними правонарушений, а также для координации работы всех органов, связанных с проблемами детей и подростков. При этом функцию координации можно было бы возложить на органы прокуратуры.
Думается, что прокурорская координация будет наиболее эффективной, если она осуществляется в сочетании с надзорными функциями прокуратуры. Такое сочетание должно выражаться в осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности правоохранительных органов и рассмотрении на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов фактов выявленных нарушений законов, которые препятствуют эффективной борьбе с преступностью. Поэтому по аналогии с зарубежным опытом (например, в Швеции) следует создать специализированную ювенальную прокуратуру и внести в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [4] соответствующие дополнения.
С целью повышения уровня социальной защиты прав и законных интересов детей в системе органов прокуратуры нужно создать специализированную ювенальную прокуратуру.