Электроакустическая гитара – это струнный щипковый музыкальный инструмент, звучание которого осуществляется благодаря колебанию струн, усиливаемому за счет резонирования полого корпуса. Такие гитары имеют встроенные звукосниматели: магнитные или пьезоэлектрические. Они позволяют усилить воспроизведение звука и добавить к нему постэффекты при подключении к звукоусиливающему прибору.
Абсолютное большинство датчиков на электрогитарах – это магнитные звукосниматели. Независимо от того, активные они или пассивные, магнитные датчики работают по одному принципу. В них находится магнит или несколько магнитов, вокруг которых установлена обмотка. При звукоизвлечении (ударе по струне) струна вибрирует. Магнитное поле, создаваемое магнитом благодаря явлению электромагнитной индукции, создаёт электрический ток в обмотке, преобразовывая таким образом вибрацию струны в электрический сигнал. По похожему принципу работает и большинство микрофонов. Они преобразуют акустическую энергию в слабый электрический сигнал, который Вы потом можете усилить.
Рис.
Для обеспечения оптимального уровня сигнала, катушка звукоснимателя должна обладать высокой индуктивностью, а это возможно только при большом количестве витков. В среднем этот показатель колеблется в пределах 5000-10000 витков на катушку. Чтобы уместить такое количество витков в катушку адекватного размера, диаметр провода обмотки должен быть очень маленьким: 0.05-0.07 мм, что сравнимо, и даже тоньше, чем человеческий волос. На индуктивность, а значит и на уровень сигнала, влияет также геометрия катушки: чем ниже и шире катушка, тем выше индуктивность. Индуктивность звукоснимателя влияет не только на уровень выходного сигнала, но и на его частотную характеристику. Иначе говоря, чем мощнее звукосниматель, тем глуше он звучит.
Простейший звукосниматель магнит и катушка (Singe-coil pickup или просто сингл) очень чувствителен к электромагнитному излучению, поскольку катушка воспринимает не только изменения магнитного поля вокруг, но и электромагнитное излучение «из эфира». Однако, существуют звукосниматели с шумоподавлением. Исторически первыми были сдвоенные звукосниматели, называемые хамбакерами (humbucker). Дело в том, что фаза сигнала в звукоснимателе зависит от двух факторов: направления намотки (по часовой стрелки или против) и полярности магнитов. Сменить фазу сигнала можно либо поменяв местами выводы катушки, либо изменив полярность магнита. При этом, фаза электромагнитных наводок не зависит от полярности магнитов – они действуют напрямую на катушки. В звукоснимателе с шумоподавлением фаза полезного сигнала переворачивается на 180 градусов два раза – катушки имеют противоположную направленность обмоток и противоположные полярности магнитов, то есть, с точки зрения сигнала катушки работают синфазно. А вот с точки зрения наводок звукосниматель работает в противофазе.
От синглов хамбакеры отличаются не только шумоподавлением, но и большим уровнем сигнала и меньшим количеством высоких частот – у хамбакеров две катушки, а значит индуктивность у такого датчика выше при последовательном соединении катушек.
Как упоминалось выше, магнитные звукосниматели делятся на пассивные и активные. Пассивный звукосниматель регистрирует колебания струны и посылает на гитарных выход абсолютно чистый и сырой сигнал без какой-либо дополнительной обработки – регулируют его только выставленные на гитаре настройки громкости и тона, которые помогут сделать сигнал менее интенсивным или слегка урезать высокие частоты.
Активные звукосниматели имеют менее мощные магниты, а также меньшее количество витков – из-за этого сигнал с активной электроники более насыщен высокими и низкими частотами, он имеет более полный и монументальный характер. Проблемой такого строения является значительное ослабление сигнала, который не сможет «раскачать» усилитель или другое гитарное оборудование – особенно, если музыкант использует длинный кабель.
Для компенсации потери в мощности выхода на активную электронику устанавливаются минипредусилители. Чаще всего из-за этого они имеют более мощный выход по сравнению с пассивными датчиками.
Особенность пассивной электроники – необходимость наличия большого количества витков намотки, чтобы достаточно слабый сигнал с них мог нормально «прогреть» тракт звукообработки. Из-за этого возникает проблема частичного ослабления низкого и высокого частотного диапазона, которые могут усугубляться еще и потерями в сигнале из-за некачественных шнуров.
Пьезо-звукосниматель же очень отличается. Во-первых, как правило, Вы даже не увидите его на гитаре. В отличии от магнитных датчиков, которые совсем несложно увидеть под струнами между грифом и бриджем, пьезо-датчики на электрогитаре, как правило, находятся внутри бриджа. Причина простая – «пьеза» снимает непосредственно вибрацию струны и инструмента, а не перемещение металлической струны в магнитном поле. Они состоят из пьезокристалла – сердца датчика, которое окружено проводниками. Используют такие звукосниматели чаще всего для подзвучки акустических и классических гитар – в данном случае они преобразуют в электросигнал не только колебания струн, но и резонирование корпуса инструмента. Именно поэтому пьезо-датчики обычно используют на акустических гитарах, например, с нейлоновыми струнами, на которых магнитный звукосниматель просто не сможет работать.
Резонансная частота большинства существующих звукоснимателей при нормальном гитарном кабеле находится в пределах от 2000 до 5000 Гц. В этой области человеческое ухо имеет наибольшую чувствительность. Вкратце субъективное соотношение частоты и звука таково, что при резонансной частоте 2000 Гц звук тёплый и мягкий, при 3000 Гц – звонкий, на 4000 Гц – пронзительный, на 5000 Гц и выше – хрупкий и тонкий. Звук, конечно же, зависит и от высоты пика. Высокий пик даёт мощный, характерный звук; низкий пик даёт более слабый звук, особенно на цельнокорпусных гитарах, которые не имеют выраженного акустического резонанса. Высота пика на большинстве существующих датчиков находится в пределах от 1 до 4 (от 0 до 12 дБ), в зависимости от магнитного материала звукоснимателя, от сопротивления внешней нагрузки и от наличия металлической крышки, а также от внутреннего сопротивления звукоснимателя.
Резонансная частота зависит как от индуктивности L, так и от ёмкости С. С – это сумма ёмкостей катушки и кабеля. Поскольку разные кабели имеют разную ёмкость, понятно, что резонансная частота будет меняться также в зависимости от кабеля, а вместе с ней и общий звук.
В отношении звукоснимателей существует три разных способа изменить звук гитары:
- Поставить новые звукосниматели. Это самый распространённый, но и самый дорогой способ.
- Изменить распайку катушек в существующем звукоснимателе. Это можно сделать практически со всеми хамбакерами. Обычно обе катушки подключены последовательно. Если подключить их параллельно, индуктивность снизится в 4 раза, а резонансная частота (при прочих равных) удвоится. Использование в хамбакере только одной катушки снизит индуктивность в 2 раза, а резонансная частота увеличится в квадратный корень из двух. В обоих случаях звук станет более высоким. На многих хамбаккерах есть четыре выходных провода (по два на каждую катушку), чтобы можно было пробовать разные комбинации, не прибегая к вскрытию звукоснимателя. На некоторых однокатушечных датчиках для обеспечения подобной гибкости настройки имеется ответвление от катушки.
- Изменение внешней нагрузки. Этот метод, несмотря на дешевизну, может оказаться очень эффективным. Лишь немного потратившись на электродетали, можно регулировать звук в широких пределах. Стандартные регуляторы тембра снижают резонансную частоту благодаря параллельному подключению конденсатора к звукоснимателю (обычно используя для управления переменный резистор). Поэтому одним из способов изменения звука является замена обычного регулятора тембра поворотным переключателем, который подключает к датчику конденсаторы различной ёмкости. Это даст гораздо большее разнообразие звуков, чем обычный регулятор тембра.
Кроме того, добавление дополнительного буферного усилителя может предотвратить воздействие на датчик ёмкости кабеля, обеспечивая более яркий и громкий звук.