Роль межмуниципального методического центра в проектировании траектории профессионального роста педагога дополнительного образования

В статье деятельность межмуниципального методического центра рассматривается в качестве одного из направлений развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования. Повышение профессиональных компетенций позволяет осуществить реализацию приоритетных направлений дополнительного образования в соответствии с запросами общества, государства, региона, обучающихся и их родителей, что требует от педагогов высокого уровня профессионализма, готовности к вызовам времени и постоянному личностному и профессиональному росту.

Аннотация статьи
профессиональная компетентность
профессиональное сообщество
траектория профессионального роста
карта индивидуального сопровождения педагога
педагог дополнительного образования
Ключевые слова

Развитие современного общества определяет переоценку взглядов на все сферы деятельности человека, в том числе и на образование. В данной статье рассматриваются вопросы профессионального предназначения педагога дополнительного образования, пути и средства повышения его профессиональной компетентности. Актуальным для системы дополнительного образования является соответствие запросам общества, государства, региона, обучающихся и их родителей, что требует от педагогов высокого уровня профессионализма, готовности к вызовам времени и постоянному личностному росту.

Так в статье 48 (п. 1,5,7) Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» указано: «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» [1].

Педагог дополнительного образования, сегодня, кроме специфики своего вида деятельности, должен видеть и понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных организаций, на базе которых он реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. «От современного педагога требуются знания основ психологии личности и социальной психологии, сущности и проблемы обучения и воспитания, культурологических принципов образования, влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных особенностей обучающихся» [3].

Педагоги дополнительного образования – специалисты, непосредственно реализующие дополнительные общеразвивающие программы различной направленности. Они занимаются развитием талантов и способностей обучающихся, включая их в художественную, техническую, естественнонаучную, туристско-краеведческую и физкультурно-спортивную деятельность.

Таким образом, профессионального педагога дополнительного образования характеризует: широкая общая культура, педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, постоянная работа над собой, нравственность, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии.

Под профессиональной компетентностью педагогов понимается «профессионально-личностная характеристика, включающая комплекс знаний, умений и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, быстро адаптироваться к новым условиям и находить адекватное решение возникающих проблем, а также обеспечивающая потребность и возможность постоянного саморазвития и самообразования». [2] Для педагогов в психологии определены пути профессионального развития: адаптация, саморазвитие и стагнация (распад деятельности), что необходимо учитывать при планировании способов их профессионального роста, недопущения «выгорания». [3]

В связи с этим возникает необходимость создания эффективной системы методического сопровождения деятельности педагогов дополнительного образования не только на уровне учреждений, но и региона.

На территории Белгородской области в 2020 году созданы шесть межмуниципальных методических центров: Алексеевский, Белгородский, Валуйский, Краснояружский, Чернянский, Шебекинский. Одной из задач которых является обеспечение профессионального и личностного роста педагогов.

Для проектирования профессионального роста педагогов дополнительного образования определены следующие способы достижения результатов: диагностика, планирование, реализация, коррекция. Диагностический этап направлен на мониторинг профессиональных дефицитов, выявление педагогических затруднений. Этап планирования заключается в определении путей решения выявленных затруднений. Реализация – создание условий для повышения профессиональных компетенций, применение эффективных форм и видов деятельности. Этап коррекции нацелен на внесение изменений, корректив, исправление обозначенных видов деятельности вышеперечисленных этапов.

Валуйский ММЦ охватывает территорию Валуйского городского округа, Вейделевского и Ровеньского районов. Система дополнительного образования представлена 11 организациями, в которых деятельность ведут более 120 педагогов.

Этап диагностики проводился в рамках реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» и включал в себя входящую и итоговую оценку профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования. Показатели определялись по 5 блокам: общепедагогические, методические, психолого-педагогические, информационные и коммуникативные. В блоках по каждому показателю определялся уровень педагогических затруднений: «затруднений педагог не испытывает, может быть наставником», «затруднения проявляются редко», «затруднения возникают часто», «затруднения возникают всегда / ярко выражены».

Итоги входящей и итоговой оценки приведены ниже (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Результаты входящей оценки

Рис. 2. Результаты итоговой оценки

Таким образом, сравнительный анализ данных диаграмм (рис. 1, рис. 2) показывает, что за отчетный период (2020 год) уровень профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования по всем блокам качественно и количественно возрос.

 Достижению положительно качественных результатов способствовали мероприятия по планированию, реализации и коррекции профессиональных дефицитов педагогов дополнительного образования.

Социокультурные и экономические изменения требуют от педагогов качественного преобразования своей профессиональной деятельности. Что было обеспечено проектированием карт индивидуального сопровождения педагогов дополнительного образования.

Индивидуальная траектория реализовалась через профессиональное самообразование (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары), практическую деятельность, общение в профессиональном сообществе.

Практическая деятельность педагога определена составлением дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и УМК к ним, проектированием занятий, проведением массовых досуговых мероприятий, подготовка обучающихся к участию в конкурсах различного уровня, участием в конкурсах профессионального мастерства.

Профессиональное общение осуществлялось через участие в педагогических советах организаций, семинарах, руководстве или участии в работе методических объединений, рабочих группах как на уровне образовательной организации, так и муниципального образования.

Работа построена так, что каждый педагогический работник имеет возможность системно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал через участие в разных формах работы: мастер-классы, круглые столы, открытые занятия, семинары, практикумы, творческие мастерские, представление актуального опыта работы, тренинги, коуч-сессий и форсайт-сессий.

В ходе методических мероприятий обсуждались вопросы обновления нормативно-правовой документации дополнительного образования, эффективные методики преподавания и организации занятий по направленностям программ, анализируются и корректируются обновленные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разрабатываются учебно-методические материалы для обучающихся с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В течение 2020 года, не смотря на ограничения, связанные с пандемией, был организован ряд методических мероприятий по следующим темам: «Системно-деятельностный подход, как основа формирования познавательных учебных действий в процессе освоения программ естественнонаучной и художественной направленностей», «Интегрированный подход к формированию инженерного мышления обучающихся в учреждениях дополнительного образования технической направленности (на базе технопарка "Перспектива")», «Современные подходы к организации работы с родителями и общественностью в соответствии с принципами доброжелательного учреждения дополнительного образования», «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях дистанционного режима (из опыта работы)», семинары по организации проектной деятельности с обучающимися, внедрению инновационных форм работы, августовская методическая секция, заседания муниципальных методических объединения педагогов дополнительного образования, педагогический марафон.

Так же в настоящее время как вариант сетевого взаимодействия всего педагогического сообщества округа, в том числе и педагогов дополнительного образования, выступает созданная в социальной сети «В Контакте» открытая группа «Валуйский межмуниципальный методический центр ОГАО ДПО «БелИРО». На странице сообщества размещена актуальная информация, как о деятельности центра, так и нормативно-правовая информация, методические рекомендации, ссылки на открытые источники. С участниками налажена связь в виде обмена мнениями в комментариях группы.

Обобщив выше сказанное, отметим, что разработанная в межмуниципальном методическом центре система непрерывного повышения уровня компетентности педагогических работников дополнительного образования, выстроенная от диагностики затруднений в их деятельности до реального результата, имеет положительные эффекты для повышения профессионального роста.

Текст статьи
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега – Л., 2014. 134 с.
  2. Боровик Ольга Николаевна Методическая служба как фактор развития компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. 2010. №3 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-sluzhba-kak-faktor-razvitiya-kompetentnosti-pedagoga (27.01.2021)
  3. Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8462/ (29.01.2021)
Список литературы