Примирительные и восстановительные процедуры в образовательной организации

Примирительные и восстановительные процедуры в образовательной организации

В статье рассматривается проблема текущего законодательного и реального положения институтов и механизмов создания и осуществления примирительных и восстановительных процедур в образовательной организации.

Аннотация статьи
комиссия
восстановление
конфликты
система образования
медиация
примирение
образование
Ключевые слова

Современная образовательная среда отдельной образовательной организации любого вида и типа сегодня может быть охарактеризована как крайне сложное образовательно-воспитательное пространство, сочетающее в себе как разнообразные культурные и ценностно-мировоззренческие установки и ориентации, так и различные правовые статусы участников образовательных отношений. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют особые требования к организации и результатам образовательного процесса, профессиональные стандарты по соответствующим специальностям, направлениям подготовки и должностям «рисуют» круг должностных обязанностей и составных частей трудовых функций административно-управленческого и педагогического состава, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливает права и обязанностей всего круга лиц, вовлеченного в образовательный процесс.

Разумеется, в подобных условиях, равно как и в любом ином человеческом коллективе, неизбежно будут возникать трения и конфликтные ситуации, разрешение которых обязательно для дальнейшей плодотворной работы любой образовательной организации. Рассматривая право на образование как неотъемлемое гражданское право каждого гражданина Российской Федерации, а также памятуя о значимости образования в современном мире в его ценностном и профессиональном отношении, современный отечественный законодатель предусмотрел конкретные восстановительные и примирительные процедуры в рамках функционирования указанного пространства внутри конкретной образовательной организации, тем самым наметив «безобидные» пути и направления разрешения кризисных ситуаций без доведения напряженного (или не очень) конфликта до судебных разбирательств.

Данная тема сегодня является крайне актуальной, свидетельством чему могут служить как многочисленные скандалы и разбирательства на любом уровне образования, так и конкретные властные и частные инициативы, само существование которых прямо говорить о насущной необходимости такие конфликты разрешать и устранять. Так, например, в 2019 г. в Подмосковье был запущен специальный проект «Безопасная среда», главной целью которого было установлено выявление самых конфликтных учебных заведений и дальнейшая специфическая работа с их контингентом относительно определения наиболее безопасных и результативных путей выхода из конфликтных ситуаций или же недопущения их возникновения вообще [1]. Специальные психолого-педагогические исследования прикладного характера, основанные на теории конфликтов, также показывают гигантский перечень возможных сторон конфликта в современной среде образовательной организации (начиная от столкновений между учениками до создания ситуации напряжения между коллегами по «цеху), которые возникают по причинам недопонимания, радикально разных ценностных позиций и многого другого, причем происходит это системно и регулярно по всей стране [7]. Все это заставляет обращать внимание на реально существующие сегодня механизмы разрешения подобных негативных и порой даже печальных ситуаций, тем более, что таковые в современном образовательном (и не только) законодательстве имеются.

Для начала рассмотрим «банальный» профессиональный спор, который может возникнуть как между педагогическим работником и любым лицом из административно-управленческого звена, так и между самими педагогическими работниками. В данном случае нельзя забывать о возможности создания соответствующей специализированной комиссии, регламент и содержание деятельности которой установлены в ст. 382 ТК РФ и закрепляются в локальных актах самой образовательной организации. Так, в соответствии с действующим законодательством, комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя [5]. Здесь необходимо помнить, что такой этап разрешения спора не является обязательным. Следует также добавить, что конфликты не по всем вопросам и проблемам могут быть такой комиссией решены (например, только в суде могут быть рассмотрены вопросы о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и многое другое). Однако, за последнее время текущая ситуация в данном отношении еще более ухудшилась из-за полностью возможной к конкретному применению позиции органов власти: так, например, разработанный Минюстом летом 2020 года законопроект предусматривает исключение из компетенции комиссий по трудовым спорам рассмотрение вопросов, связанных с невыплатой зарплаты и других выплат в рамках трудовых отношений [6].

Разумеется, не только педагогические работники и представители управленческого персонала имеют право на примирение и восстановление своих попранных прав. Так, уже упомянутый выше Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 45 предусматривает защиту прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся посредством организации комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, функциями которых является урегулирование разногласий в образовательной организации [4]. Однако, исследователи тут же замечают, что деятельность таких комиссий носит формальный характер, а информации о положительном опыте их работы недостаточно, основной причиной чему служит отсутствие профессионально подготовленных работников и специалистов, которые бы специализировались именно на вопросах примирения сторон [9, с. 12].

Но на этом перечень возможных примирительных и восстановительных процедур не исчерпывается. Так, в последние годы в школах стали активно создаваться особые службы примирения, основой для существования и деятельностного функционирования которых являются положения и нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в ст. 2 которого отмечается, что медиация есть метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров [3]. Судя по имеющейся общедоступной информации и по обилию авторитетных мнений относительно важности и реальной пользы подготовки профессионалов-медиаторов, именно такая восстановительная процедура, одновременно и примиряющая стороны, сегодня может быть рассмотрена как наиболее актуальная и значимая (на что нам прямо намекают «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за авторством Минпросвещения РФ) [2]. Кроме того, в этом можно усмотреть некую преемственность по отношению к мировой системе развитого образования (состоящую из образовательных систем и пространств США, Великобритании, Австрии, Германии и т.д.), где процедура медиации долго и успешно применяется [8].

Фактически, комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и служба медиации есть разные структурные подразделения образовательной организации, которые могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга в локальном нормативно-правовом пространстве образовательной организации, но в работе которых имеются значительные расхождения: первая направлена на разрешение конфликта, вторая же нацелена на его недопущение; первая формируется из участников образовательных отношений без опыта такой деятельности, вторая же базируется на деятельности специально подготовленных лиц; первая создается в соответствии со ст. 45 ФЗ «Об образовании» в обязательном порядке, в то время как создание в обязательном порядке школьной службы медиации в образовательной организации законом не предусмотрено; первая создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к учащимся дисциплинарного взыскания, вторая в целях защиты прав учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся; первая создается из равного числа представителей совершеннолетних учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников организации, вторая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации; первая устанавливает свое решение нормативно, вторая же на основе реального консенсуса между сторонами и многое другое.

Как мы видим, в современной образовательной организации имеются реальные способы организовать и применить примирительные и восстановительные процедуры, однако, только одну из них можно назвать инновационной. Кроме того, отсутствие длительных традиций демократизма в образовании и неразработанность ее базиса делают медиацию своеобразным механизмом решения проблем, что вкупе с необязательностью всех описанных выше процедур формирует достаточно невзрачную картину современного школьного образовательно-воспитательного пространства.

Текст статьи
  1. Мальчики не для битья: Самые конфликтные школы возьмут на особый контроль // Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2019/10/28/reg-cfo/samye-konfliktnye-shkoly-vozmut-na-osobyj-kontrol.html. Дата обращения: 25.01.2021.
  2. Протокол заседания Правительственной Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: О направлении методических рекомендаций комиссии от 25 сентября 2019 г. № 23 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2020/07/8F-2020.pdf. Дата обращения: 25.01.2021.
  3. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 24.01.2021.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 25.01.2021.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 26.01.2021.
  6. Трудовые споры предлагается решать в суде, минуя специальные комиссии // Адвокатская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/trudovye-spory-predlagaetsya-reshat-v-sude-minuya-spetsialnye-komissii. Дата обращения: 26.01.2021.
  7. Фролова Е.В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития / Е. В. Фролова [и др.] // Перспективы науки и образования. 2019.
  8. Шамликашвили Ц. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей / Ц. Шамликашвили // ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/#ixzz6kT zVGoQh. дата обращения: 26.01.2021.
  9. Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М. А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 67 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа