Об опыте участия в конкурсе «Большая Перемена» в условиях пандемии

В статье описан опыт ведения проектно-исследовательской деятельности при подготовке участника всероссийского конкурса «Большая Перемена». Представлены результаты тесного взаимодействия учителя и ученика на этапе выбора методов исследования, разработки концепции проекта, а также эффективные способы достижения поставленной цели.

Аннотация статьи
всероссийский конкурс «Большая перемена»
проектно-исследовательская деятельность
методы исследования
Ключевые слова

Всероссийский конкурс «Большая перемена» был впервые организован в нашей стране в 2020 году при поддержке Министерства Просвещения и Федерального агентства по делам молодежи. В проекте могли принимать участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет. За победу в конкурсе полагался приз и подростку, и образовательной организации, в которой он обучался [2].

Одной из целей конкурса являлось дать возможность каждому подростку проявить себя, независимо от успехов при изучении обязательной образовательной программы в школе. Главным критерием конкурса было наличие у учащихся навыков, необходимых для организации самостоятельной работы.

В апреле 2020 года администрация «Лицея № 50 при ДГТУ» предложила учащимся 9-11 классов принять участие в конкурсе. Автор, являясь учителем физики в 10-11-х физико-математических классах, идею администрации поддержала. Однако, как известно, начиная с четвёртой четверти обучение было переведено в дистанционный формат. Необходимо было быстро адаптироваться к новым условиям, поэтому желающих начать работу сразу не нашлось. Но через некоторое время, когда эпидемиологическая ситуация стала выправляться, один из учащихся 10 класса заинтересовался конкурсом.

Конкурс состоял из 6 этапов. Первые четыре этапа были заочными и проходили на официальном сайте «Большой перемены». Два заключительных этапа: полуфинал и финал проводились очно. Первые три этапа учащийся 10 класса прошел самостоятельно, проявив тем самым необходимые навыки, заявленные в критериях конкурса. На четвертом этапе «Командное состязание» в работу был приглашен наставник и далее процесс прохождения этапа проходил в тесном сотрудничестве учителя и ученика. Учеником был выбран тематический вызов «Сохраняй будущее», где предстояло выполнить проект на заданную тему «Использование искусственного интеллекта на атомной станции».

Учитывая, что работа над проектом проводилась в период самоизоляции, изучение литературы проводилось с использованием открытых источников в сети интернет, таких как научная библиотека МГУ, Донская Государственная Публичная библиотека г. Ростова-на-Дону и другие. Важно отметить, что был проработан большой объем специальной информации по вопросу «искусственный интеллект», который выходит далеко за рамки изучения школьного курса физики, информатики Учащийся проявил настойчивость, упорство и самостоятельность в достижении понимания сути вопроса. Наставник всегда была на связи и готова была помочь в любой момент времени.

На этапе подготовки проекта мы использовали теоретические и эмпирические методы исследования [1]. Эффективно работали методы собеседования и анкетирования, которые можно было легко применять с помощью доступных средств видеоконференцсвязи, например, на платформе ZOOM и средств создания анкет с помощью Google Форм. В режиме удаленной работы над проектом эти методы оказались не только эффективными, но и доступными.

Таким образом, наставник вместе с учеником смогли организовать встречи в онлайн режиме с директором «Лицея «50 при ДГТУ», сотрудниками информационного центра по атомной энергии города Ростова-на-Дону (ИЦАЭ), профессором кафедры физики Донского государственного технического университета. Анкетированием с помощью Google Форм удалось опросить более трехсот учащихся нашего лицея, получить данные и проанализировать их.

Выполняя проект, команда учитель - ученик предложила идею, как можно использовать образовательной организации средства в случае победы: было предложено создание межресурсного предметного центра внутри нашего лицея. Предложенная идея не является фантазией, её действительно можно реализовать при наличии средств, что, на наш взгляд, давало силы для творческого поиска и наставнику, и ученику.

Нельзя не сказать о важном моменте на этапе работы «Командная гонка». Правильная позиция родителей, которые активно поддерживали учащегося, активно сотрудничали с наставником, являлась дополнительным стимулом для достижения поставленных целей.

Благодаря активной работе, проект получил высокую оценку в заочном туре и учащийся 10 класса смог пройти в полуфинал, который проходил в детском оздоровительном лагере «Артек» в Крыму. Параллельно, наставник прошел курсы подготовки в рамках проекта «Большая перемена».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность является мощным стимулом развития творческих способностей учащихся;
  • возможность представить свой проект публично, познакомиться с авторитетными специалистами нашей страны, продемонстрировать свой научный потенциал можно рассматривать как эффективные способы достижения поставленных целей;
  • взаимодействие учителя и ученика позволяет педагогический контакт сделать более открытым, что сказывается в дальнейшем на результатах учебы ученика;
  • продуктивное сотрудничество учителя, ученика и родителей положительно сказывается на результатах работы.
Текст статьи
  1. Колмогоров Ю.Н. и др. Методы и средства научных исследований / Ю.Н. Колмогоров и др. Учебное пособие. Екатеринбург, И-во Уральского университета, 2017, 152 с.
  2. Комиссаров А.Г. и др. Положение о Всероссийском конкурсе для школьников «Большая перемена». / Москва, 2020 URL: https://bolshayaperemena.online/polojenie_o_konkurse.pdf (дата обращения: 27.01.2021)
Список литературы