Речь как средство общения и развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

В статье говорится о проблемах речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, а также о задачах речевого развития и способах их реализации.

Аннотация статьи
функции
лингвист
речь
эгоцентрическая речь
Ключевые слова

Развитие речи – это процесс овладения родным языком для исследования окружающего мира и самого себя, для общения со взрослыми и сверстниками.

Педагоги и многие учёные считают, что дети от трёх до шести лет в дошкольном образовании должны психически развиваться и творчески осваивать основы культуры в разнообразных видах: речевой, художественно-эстетической, игровой. При этом речевое развитие, обучение родному языку занимает наибольшее место в упражнениях.

При реализации современных образовательных программ предусматривается организация параллельно разнообразных видов детской деятельности, создаются условия, позволяющие сделать выбор среди многообразия форм и методов решения обучающих задач. Следовательно, для педагога является острой проблема развития речи у детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, которая затрагивает все стороны обучения, а само речевое развитие признается сейчас одним из побуждающих детей к знаниям, к учению.

Речь – это средство общения людей друг с другом при помощи языка необычный метод для исследования окружающего мира, предметов и явлений, окружающих ребёнка. Поэтому речевое развитие процесс овладения родным языком, умения им пользоваться как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством.

Задачи речевого развития – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Речь выполняет ряд функций:

  • Выражение – обнаружение через интонацию, ударения, потребностей отношений;
  • Сообщение – передача сведений;
  • Обозначение – каждое слово, предложение имеют определенное содержание.
  • Коммуникативная функция, которая отвечает за передачу информации, и выступает как внешнее речевое поведение, которое направлено на контакты с другими людьми.

Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения.

Лингвисты отмечают, что слово раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое, произносимое. В зависимости и от этого различают две формы речи: внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи:

  • устную, или разговорную (монологическую и диалогическую),
  • письменную, человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Устная диалогическая речь – это непосредственное общение двух или нескольких человек, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Такой вид речи является наиболее простой формой речи. Это обусловлено несколькими причинами:

Монологическая речь - длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь и обусловлено, тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи - эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, как правило, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение нужной цели.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

  • развивается звуковая сторона речи. Дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.
  • развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Обобщив особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

  • достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим раздельное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
  • у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  • его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;
  • особенности развития звуковых и смысловых компонентов речевой деятельности.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего детства проявляют большой интерес к языковой действительности, они создают новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Даже при стихийном речевом развитии лишь немного из них достигают высокого уровня, и поэтому необходимо целенаправленное обучение родному языку и речевому общению.

Можно отметить, что важнейшей работой, для педагога является, целенаправленная деятельность речевого развития дошкольника.

Речевое развитие и речевое общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка в дошкольном возрасте к взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Такие дети чувствительны даже к общему тону голоса, тембру, интонации обращения к ребенку, силе

голоса, темпу речи.

Воспитание звуковой культуры, многоаспектная задача, которая предполагает: обучению правильному произношению, овладение звуковой выразительности речи, развитие речевого слуха. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом общения.

Растет интенсивно словарный запас речи, основы речевого развития отражаются в содержании речи, словарная работа связана с развитием диалогической и монологической речи.

Исходя из вышеизложенного полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей может рассматриваться как стержень полноценного формирования личности каждого ребенка дошкольника, который создает большие возможности для решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Но при этом основными задачами речевого развития являются:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение и активизации словаря ребенка;
  • формирование грамматического строя речи;
  • обучение связной речи.

Все перечисленные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

Таким образом, у каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно, ребенок в старшем дошкольном возрасте достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только его полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

Текст статьи