Адаптация – это приспособление организма к новой ситуации, а для ребенка детский садик, бесспорно, является таковым, еще незнакомым местом, с другим окружением и иными отношениями. Актуальность работы определена тем, что адаптационный период – тяжелое испытание для малышей дошкольников: из знакомой домашней обстановки он оказывается в новых для него условий, что неминуемо влечет видоизменение поведения ребенка, нарушение сна и аппетита [1].
Новая ситуация для малыша предстает в виде нервно-психического напряжения, стресса. В первые дни пребывания в детском саду, у всех детей обнаруживаются сильно выраженные негативные эмоции: хныканье, плач, крики. Значительно проявляются и детские страхи, на фоне общего стрессового состояния появляется гнев, злость, вырывающиеся наружу. Поэтому, с утра малыши не дают себя раздеть, закатывают истерики, часто могут бить, кусать, царапать взрослых.
Поэтому, важнейшая задача коллектива ДОУ в период адаптации – создание максимума условий для «безболезненного» привыкания к условиям, новой ситуации развития, новым людям и видам деятельности.
Выделяют 3 фазы в адаптационном процессе [2]:
1. Острая фаза. Она сопровождается различными колебаниями соматического состояния и психического статуса ребенка, это ведет к понижению веса, различным заболеваниям, простудам, нарушению режима сна, изменению пищевого поведения, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза. Она характеризуется адекватным поведением ребенка, все нарушения уменьшаются и фиксируются лишь по отдельным показателям (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации. Она заключается в ускорении темпа развития, поэтому дети преодолевают задержку темпов развития к концу учебного года.
Факторы, которые влияют на адаптацию ребенка: возраст; здоровье; уровень развития; особенности нервной системы; контактность и общительность; развитие предметной и игровой деятельности; отношения дома [6].
Среди критериев благополучной адаптации выделяют: внутренний (эмоциональная удовлетворенность и комфорт) и внешний (адекватность поведения, выполнение требований среды). Практика обличает главные причины трудной адаптации к условиям ДОУ: отсутствие режима дня, или режим, несовпадающий с режимом в детском саду, своеобразные привычки ребенка, неумение играть, несформированность гигиенических навыков, отсутствие навыков общения с незнакомыми людьми [4].
Так, по результатам мониторинга адаптации детей к детскому саду на протяжении нескольких лет обнаружена положительная динамика по неадаптированным детям, их процент становится ниже, тогда как число высокоадаптированных понижается. В 2015-2016 уч. году установлено, что высокий уровень адаптации имеют 44 чел. (63 %), средний уровень адаптации – 20 чел. (28,5 %), низкий уровень адаптации диагностирован у 2 чел. (2,5 %); а незавершенный уровень адаптации у 4 чел. (6 %). В 2017-2018 уч. году установлено, что высокий уровень адаптации имеют 24 чел. (51%), средний уровень адаптации имеют 21чел. (45%), низкий уровень адаптации – 1 чел. (2%), незавершенный уровень адаптации – 1 чел. (2%). В 2019-2020 уч. году обнаружено, что высокий уровень адаптации имеют 17 чел. (38 %), средний уровень адаптации у 28 чел. (62 %), низкий и незавершенный уровень адаптации не обнаружен ни у кого.
Поэтому, необходимо заблаговременно подготавливать детей к поступлению в детское дошкольное учреждение. Так, сотрудникам ДОУ, в первую очередь, необходимо:
1. Познакомиться с самим ребенком, с родителями и иными членами семьи. Нужно узнать следующую информацию: какие привычки есть у ребенка в процессе принятия пищи, сна, гигиены, «клички» ребенка дома, любимое занятие ребенка, особенности поведения, которые родители отмечают как положительные и отрицательные.
2. Познакомить родителей с детским садом, показать группу, ознакомить их с режимом дня детского сада, чтобы выяснить уровень рассогласования режима дома и в детском саду.
3. Дать рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском саду родителям, чтобы ребенку было проще адаптироваться. Среди таких рекомендаций можно назвать следующие: в период адаптации не стоит нарушать привычки ребенка, даже вредные, так как это усложнит адаптацию; нужно соблюдать режим дня максимально приближенный к режиму в детском саду; нужно привлекать ребенка к подготовке к детскому саду, говорить о нем, покупать совместно вещи; перед первым посещением ДОУ нужно обговорить с малышом, куда он идет, и ответить на все возникшие у него вопросы; рекомендуется укороченный день и первые несколько дней (1-3 недели) лучше рекомендовать, чтобы родители присутствовали с ребенком в группе, на прогулке были вместе, так как с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно; нужно показать и говорить, что ребенок дорог и любим; вежливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
4. Уточнять правила в общении с родителями: детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прибыть в группу и находиться там с ребенком; родители могут забрать ребенка в благоприятное для них время, позвонить и так далее.
5. Показывать радость и заботу при приходе ребенка в группу детского сада.
6. Обеспечивать постоянство состава воспитателей на период приема и на весь период нахождения детей в детском саду. В период адаптации и после него твердо запрещается переводить детей в другие группы.
7. На период адаптации, по возможности, нужен щадящий режим.
8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.
Таким образом, целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои позитивные результаты и даже при трудной адаптации смягчает его привыкание к новым условиям. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.