Главная
Конференции
Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании Белгородской обла...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании Белгородской области

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

педагогические технологии
педагог
воспитательно-образовательный процесс
дошкольник
методы
приемы
способы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в качестве одного из приоритетных направлений деятельности воспитателей дошкольных организаций. Применение современных технологий в воспитательно-образовательном процессе происходит в ходе общения взрослого и ребенка с целью формирования личностных качеств воспитанника, через взаимодействие с педагогом.

Текст статьи

Современные педагогические технологии в дошкольных учреждениях Белгородской области направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно поэтому воспитатели детских садов включают в свою работу инновационные технологии.

Главной чертой в педагогической технологии считается позиция ребенка-дошкольника в воспитательно-образовательном процессе, то, как происходит общение взрослого и ребенка. Основной принцип, который должен учитывать педагог при взаимодействии с ребёнком, всё делаем вместе, а быть не рядом и тем более не над ним. Потому, что одной из главных задач является помочь ребенку стать личностью.

Как же эффективно использовать педагогические технологии в детском саду? Для этого изучим, что же обозначает термин «технология».

В толковом словаре термин «технология» описывается как совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве или искусстве.

Б.Т.Лихачёв считал, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют набор и сочетание форм и методов, приёмов и способов обучения, нужных воспитательных средств, что она является организационно-методическим инструментарием образовательного процесса [3, с.143].

В наше время существует около ста современных педагогических технологий.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Технологию проектной деятельности;
  2. Здоровьесберегающую технологии;
  3. Технологию исследовательской деятельности;
  4. Информационно-коммуникационную технологию;
  5. Личностно-ориентированную технологию;
  6. Игровую технологию.

Технология проектной деятельности

Главная её цель – это включение ребёнка-дошкольника в среду взаимодействия со взрослыми для получения и обогащения опыта социализации.

Все педагоги, которые используют проектную технологию для всестороннего развития ребят, считают, что проводимая по ней работа в ДОО помогает изучить потребности воспитанников, узнать лучше их внутренний мир.

Проекты разделяются на:

  • исследовательские,
  • игровые,
  • информационные,
  • творческие,
  • практико-ориентированные.

Во время проектной деятельности в детском саду воспитатель может включать ребенка и его семью. Проекты могут проводиться с детьми одной возрастной группы или со всеми группами детского сада. Организовываться совместно с Центрами культурного развития, Домом детского творчества, Станцией юных натуралистов и другими общественными организациями, которые готовы к сотрудничеству, если это практико-ориентированный проект.

По числу участников проекты можно разделить на индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные.

По времени бывают краткосрочные проекты, средней продолжительности и долгосрочные.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии включают в себя возможность сохранения и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста, формируют у них знания, навыки и умения по здоровому образу жизни. Данные технологии предполагают условия для воздействия воспитателя на физическое, психологическое и биоэнергетическое здоровье детей.

Выделяют 3 группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии приобщения к здоровому образу жизни. Во время проведения которых организовываются утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия в бассейне, спортивные досуги и праздники, дни здоровья, имитационные игры и др.
  2. Технология укрепления и сохранения здоровья. Проводят комплексы физкультминуток, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики и гимнастика для глаз. А также игры подвижные и спортивные, ритмическая гимнастика, организуется релаксация.
  3. Коррекционные технологии. Они предполагают коррекцию поведения дошкольников посредством музыкального воздействия, сказкотерапии и др.

Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает создание специальных условий. Для этого в групповых помещениях дошкольного учреждения можно оборудовать центры «Здоровей-ка», «Быть здоровыми хотим», «Неболей-ка». Где размещают различные массажеры для рук и ног, спортивный инвентарь и игровое спортивное оборудование, настольные игры. А также оборудование, которое изготовлено педагогами и родителями воспитанников: различные коврики из пробок, пуговиц, верёвок и других материалов для профилактики плоскостопия и массажа ног и стоп. Использование здоровьесберегающих технологий благотворно влияют на убеждения и поведение ребёнка, у него формируется положительная направленность на здоровый образ жизни, а также происходит гармоничное и всестороннее развитие.

Важно правильно организовать работу с родителями по данному направлению. Для этого с семьями воспитанников проводятся консультации и беседы по профилактике гриппа и ОРВИ, о пользе прогулок, какие мероприятия можно проводить с ребёнком дома, как важно посещать занятия в спортивных кружках и секциях. Данные вопросы раскрываются на родительских собраниях, во время консультаций, оформляются буклеты о здоровом образе жизни. Родителей приглашают принять участие в совместных спортивных праздниках, днях здоровья и др. Ведь мы знаем, что в соответствии с ФГОС ДО первостепенными воспитателями детей являются родители. Если родители ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, правильно организовывают режим дня ребенка дома, уделяют внимание здоровью ребенка, то у малыша появится стойкая мотивация к здоровому образу жизни. Педагоги должны убедить родителей в том, что забота о здоровье детей – это важная задача, не только для детского сада, но и для них, которую необходимо решать совместными усилиями сегодня [4, с. 123].

Технология исследовательской деятельности

Её целью является формирование у дошкольников познавательных навыков, развитие исследовательского мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО предполагает включение в образовательную деятельность и режимные моменты опыты и игры – эксперименты с различными веществами, воздухом, водой, изучением свойств почвы и минералов, полезных ископаемых, какие необходимо создать условия для жизни растений, насекомых и др.

Информационно-коммуникационные технологии

В наше время на развитие современного ребенка большое влияние оказывают информационные технологии, компьютер, планшет, телефон и др.

Информатизация общества подталкивает педагогов-дошкольников шагать в ногу со временем, для того, чтобы стать для ребенка наставником в мире информационно- коммуникационных технологий. Но для этого необходимо полностью пересмотреть направления деятельности педагогов детского сада в процессе информатизации. Ведь если мы преподнесём информацию на компьютере или ноутбуке в виде презентации в игровой форме, то у детей будет интерес больше, нежели на картинках. Движения, звук, мультипликация легко привлекает и удерживает внимание ребенка, но необходимо соблюдать требования и нормы СанПиН.

Информационные технологии помогают педагогу через сеть интернет подобрать материал к занятиям и праздникам, для оформления группы, доступны различные нововведения. Компьютер или ноутбук помогает педагогу оформлять документацию в группе, печатать отчеты, создавать презентации для образовательных занятий с детьми и мероприятий с родителями и педагогами.

Использование ИКТ помогает педагогу делиться с коллегами своим опытом работы, знакомиться с наработками других педагогов [2, с.78].

Личностно-ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология ставит на первое место личность ребенка, создание необходимых условий для её всестороннего развития и реализации задатков. Данная технология предполагает создание предметно-пространственной среды, которая будет соответствовать требованиям ФГОС ДО и образовательных программ, реализуемых в учреждении. Что позволит ребенку проявить свою активность и реализовать себя как личность, наиболее полно.

Во время использования данных технологий, при ответе ребенка не рекомендуется говорить «правильно», а лучше применять такие слова как «хорошо», «оригинально», «интересно». Это подтолкнёт ребёнка говорить дальше. Сидящий на стульчике дошкольник не учится, а только слушает, то, что ему говорят. Поэтому необходимо делать так, чтобы ребёнок сам стал частью данного процесса.

Игровая технология

Данная технология включается в часть образовательного процесса или режимного момента и объединяется единым содержанием и сюжетом с игровым или сказочным персонажем. Создание игровых технологий из отдельных игр и элементов - задача каждого педагога. Для их реализации важно, чтобы они содержали систему игровых заданий и ситуаций для того, чтобы, педагог мог быть уверенным в том, что в итоге он получит необходимый уровень усвоения детьми программного содержания. Игровые технологии должны быть взаимосвязаны с воспитательно-образовательной работой ДОО во всех направлениях и реализовывать его основные задачи. Использование инновационных современных педагогических технологий обеспечивает гармоничное всестороннее развитие детей-дошкольников и предполагает, в дальнейшем, их успешное обучение в школе.

Любой педагог, реализуя современные технологии, вносит в неё что-то своё индивидуальное. Ведь применение педагогических технологий без творчества невозможно. Если педагог станет работать на технологическом уровне, то он будет находиться в постоянном саморазвитии и развивать своих детей.

Список литературы

  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2018. 672 с.
  2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: М.: Академия, 2018. 224с.
  3. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2016. 384с.
  4. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении. М.: Академия, 2018. 224с.
  5. URL: www.solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennyie-obrazovatelnyie/ (дата обращения 1.02.2021).
  6. URL: www.nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/17 /sovremennye / (дата обращения 1.02.2021).
  7. URL: www.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/19/statya/ (дата обращения 1.02.2021).

Поделиться

2772

Лебедкина В. Б., Глушкова Т. В., Зайцева О. Д., Кальницкая Л. А. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании Белгородской области // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 75-79. URL: https://apni.ru/article/1900-sovremennie-pedagogicheskie-tekhnologii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря