Современные педагогические технологии в дошкольных учреждениях Белгородской области направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно поэтому воспитатели детских садов включают в свою работу инновационные технологии.
Главной чертой в педагогической технологии считается позиция ребенка-дошкольника в воспитательно-образовательном процессе, то, как происходит общение взрослого и ребенка. Основной принцип, который должен учитывать педагог при взаимодействии с ребёнком, всё делаем вместе, а быть не рядом и тем более не над ним. Потому, что одной из главных задач является помочь ребенку стать личностью.
Как же эффективно использовать педагогические технологии в детском саду? Для этого изучим, что же обозначает термин «технология».
В толковом словаре термин «технология» описывается как совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве или искусстве.
Б.Т.Лихачёв считал, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют набор и сочетание форм и методов, приёмов и способов обучения, нужных воспитательных средств, что она является организационно-методическим инструментарием образовательного процесса [3, с.143].
В наше время существует около ста современных педагогических технологий.
Рассмотрим некоторые из них:
- Технологию проектной деятельности;
- Здоровьесберегающую технологии;
- Технологию исследовательской деятельности;
- Информационно-коммуникационную технологию;
- Личностно-ориентированную технологию;
- Игровую технологию.
Технология проектной деятельности
Главная её цель – это включение ребёнка-дошкольника в среду взаимодействия со взрослыми для получения и обогащения опыта социализации.
Все педагоги, которые используют проектную технологию для всестороннего развития ребят, считают, что проводимая по ней работа в ДОО помогает изучить потребности воспитанников, узнать лучше их внутренний мир.
Проекты разделяются на:
- исследовательские,
- игровые,
- информационные,
- творческие,
- практико-ориентированные.
Во время проектной деятельности в детском саду воспитатель может включать ребенка и его семью. Проекты могут проводиться с детьми одной возрастной группы или со всеми группами детского сада. Организовываться совместно с Центрами культурного развития, Домом детского творчества, Станцией юных натуралистов и другими общественными организациями, которые готовы к сотрудничеству, если это практико-ориентированный проект.
По числу участников проекты можно разделить на индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные.
По времени бывают краткосрочные проекты, средней продолжительности и долгосрочные.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии включают в себя возможность сохранения и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста, формируют у них знания, навыки и умения по здоровому образу жизни. Данные технологии предполагают условия для воздействия воспитателя на физическое, психологическое и биоэнергетическое здоровье детей.
Выделяют 3 группы здоровьесберегающих технологий:
- Технологии приобщения к здоровому образу жизни. Во время проведения которых организовываются утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия в бассейне, спортивные досуги и праздники, дни здоровья, имитационные игры и др.
- Технология укрепления и сохранения здоровья. Проводят комплексы физкультминуток, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики и гимнастика для глаз. А также игры подвижные и спортивные, ритмическая гимнастика, организуется релаксация.
- Коррекционные технологии. Они предполагают коррекцию поведения дошкольников посредством музыкального воздействия, сказкотерапии и др.
Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает создание специальных условий. Для этого в групповых помещениях дошкольного учреждения можно оборудовать центры «Здоровей-ка», «Быть здоровыми хотим», «Неболей-ка». Где размещают различные массажеры для рук и ног, спортивный инвентарь и игровое спортивное оборудование, настольные игры. А также оборудование, которое изготовлено педагогами и родителями воспитанников: различные коврики из пробок, пуговиц, верёвок и других материалов для профилактики плоскостопия и массажа ног и стоп. Использование здоровьесберегающих технологий благотворно влияют на убеждения и поведение ребёнка, у него формируется положительная направленность на здоровый образ жизни, а также происходит гармоничное и всестороннее развитие.
Важно правильно организовать работу с родителями по данному направлению. Для этого с семьями воспитанников проводятся консультации и беседы по профилактике гриппа и ОРВИ, о пользе прогулок, какие мероприятия можно проводить с ребёнком дома, как важно посещать занятия в спортивных кружках и секциях. Данные вопросы раскрываются на родительских собраниях, во время консультаций, оформляются буклеты о здоровом образе жизни. Родителей приглашают принять участие в совместных спортивных праздниках, днях здоровья и др. Ведь мы знаем, что в соответствии с ФГОС ДО первостепенными воспитателями детей являются родители. Если родители ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, правильно организовывают режим дня ребенка дома, уделяют внимание здоровью ребенка, то у малыша появится стойкая мотивация к здоровому образу жизни. Педагоги должны убедить родителей в том, что забота о здоровье детей – это важная задача, не только для детского сада, но и для них, которую необходимо решать совместными усилиями сегодня [4, с. 123].
Технология исследовательской деятельности
Её целью является формирование у дошкольников познавательных навыков, развитие исследовательского мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО предполагает включение в образовательную деятельность и режимные моменты опыты и игры – эксперименты с различными веществами, воздухом, водой, изучением свойств почвы и минералов, полезных ископаемых, какие необходимо создать условия для жизни растений, насекомых и др.
Информационно-коммуникационные технологии
В наше время на развитие современного ребенка большое влияние оказывают информационные технологии, компьютер, планшет, телефон и др.
Информатизация общества подталкивает педагогов-дошкольников шагать в ногу со временем, для того, чтобы стать для ребенка наставником в мире информационно- коммуникационных технологий. Но для этого необходимо полностью пересмотреть направления деятельности педагогов детского сада в процессе информатизации. Ведь если мы преподнесём информацию на компьютере или ноутбуке в виде презентации в игровой форме, то у детей будет интерес больше, нежели на картинках. Движения, звук, мультипликация легко привлекает и удерживает внимание ребенка, но необходимо соблюдать требования и нормы СанПиН.
Информационные технологии помогают педагогу через сеть интернет подобрать материал к занятиям и праздникам, для оформления группы, доступны различные нововведения. Компьютер или ноутбук помогает педагогу оформлять документацию в группе, печатать отчеты, создавать презентации для образовательных занятий с детьми и мероприятий с родителями и педагогами.
Использование ИКТ помогает педагогу делиться с коллегами своим опытом работы, знакомиться с наработками других педагогов [2, с.78].
Личностно-ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология ставит на первое место личность ребенка, создание необходимых условий для её всестороннего развития и реализации задатков. Данная технология предполагает создание предметно-пространственной среды, которая будет соответствовать требованиям ФГОС ДО и образовательных программ, реализуемых в учреждении. Что позволит ребенку проявить свою активность и реализовать себя как личность, наиболее полно.
Во время использования данных технологий, при ответе ребенка не рекомендуется говорить «правильно», а лучше применять такие слова как «хорошо», «оригинально», «интересно». Это подтолкнёт ребёнка говорить дальше. Сидящий на стульчике дошкольник не учится, а только слушает, то, что ему говорят. Поэтому необходимо делать так, чтобы ребёнок сам стал частью данного процесса.
Игровая технология
Данная технология включается в часть образовательного процесса или режимного момента и объединяется единым содержанием и сюжетом с игровым или сказочным персонажем. Создание игровых технологий из отдельных игр и элементов - задача каждого педагога. Для их реализации важно, чтобы они содержали систему игровых заданий и ситуаций для того, чтобы, педагог мог быть уверенным в том, что в итоге он получит необходимый уровень усвоения детьми программного содержания. Игровые технологии должны быть взаимосвязаны с воспитательно-образовательной работой ДОО во всех направлениях и реализовывать его основные задачи. Использование инновационных современных педагогических технологий обеспечивает гармоничное всестороннее развитие детей-дошкольников и предполагает, в дальнейшем, их успешное обучение в школе.
Любой педагог, реализуя современные технологии, вносит в неё что-то своё индивидуальное. Ведь применение педагогических технологий без творчества невозможно. Если педагог станет работать на технологическом уровне, то он будет находиться в постоянном саморазвитии и развивать своих детей.