Главная
Конференции
Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду в соответствии с ФГО...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду в соответствии с ФГОС ДОО

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии
сохранение и укрепление здоровья
дошкольник
педагог
участники образовательного процесса

Аннотация статьи

В статье рассматривается применение здоровьесберегающих педагогических технологий как одно из приоритетных направлений ФГОС ДОО. Качественная реализация здоровьесберегающих технологий позволит создать правильную организацию работы по сбережению здоровья детей, позволит дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

Текст статьи

Дошкольный возраст считается важным этапом в становлении психического и физического здоровья ребенка. Как раз в это время происходит активное развитие органов и формирование функциональных систем организма. В последнее время просматривается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, растёт количество детей с нарушениями психического и речевого развития. Серьёзную тревогу специалистов вызывает здоровье российских дошкольников. На Всемирном совещании, посвящённом проблемам здоровья дошкольников, профессор кафедры дошкольного образования, кандидат медицинских наук Э. Степаненкова заявила: «Мы можем что-то недорассказать ребёнку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером. Это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимание к здоровью дошкольника, мы нанесём ущерб (если уже не нанесли) целому поколению детей...» [1, с.10].

Данная проблема призывает нас искать решения, которые позволят изменить эту ситуацию, ведь главным критерием образования в настоящее время должно стать здоровье наших детей.

Что обозначает само понятие «здоровье»? «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [2, с. 231].

Исходя из приведённого выше определения самого понятия «здоровье», можно сделать вывод о том, что здоровье – это не только отсутствие заболеваний, но и гармоничное нервно-психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.

Как известно, здоровье формируется под воздействием многих факторов. И к наиболее важным внешним факторам, определяющим развитие ребёнка, относится дошкольное воспитание, которое строится на принципах сбережения и развития здоровья детей.

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках реализации ФГОС ДО. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью проходит охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [3, с.4]. С введением ФГОС ДО дошкольное образование призвано стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Сохранение здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии хорошо усваивать полученные знания и успешно применять их во взрослой жизни.

Внушительный путь развития проходит маленький человек до семи лет. Поэтому очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Дошкольному учреждению необходимо постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Много существует различных форм и видов деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс в наши дни имеет общее название: «здоровьесберегающие технологии». Объединение педагогов, психологов, медиков, родителей и, конечно же, самих детей с целью сохранения, укрепления и развития здоровья – главное назначение таких новых технологий.

Дошкольным образовательным организациям необходимо работать над созданием оптимальных условий, которые смогут обеспечить охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, сохранения их индивидуальности, приобщение воспитанников и их родителей к ценностям здорового образа жизни.

Обеспечить ребёнку счастливое детство как самого ценного периода развития является главным для работников детского сада. Ведь счастливые дети - обязательно здоровые дети.

Педагогам необходимо прежде всего:

  1. изучить особенности физкультурно-оздоровительной работы;
  2. проанализировать исходное состояние здоровья дошкольников, а также здоровьесберегающей среды в ДОО;
  3. владеть информацией по группам здоровья обучающихся;
  4. организовать взаимодействие валеологической направленности воспитателей с семьями воспитанников.

Проанализировав результаты мониторинга за состоянием здоровья дошкольников, мы с уверенностью можем сказать, что проблема укрепления и сохранения здоровья сегодня приобрела социальное значение и становится приоритетным для решения в сфере образования.

На сегодняшний день у детей, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью, у них не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Поэтому первостепенной задачей педагогов является формирование потребности к здоровому образу жизни, начиная уже с дошкольного возраста.

Дошкольное образование было и остается одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов, поскольку именно здесь ребенок получает первые знания о режиме дня, предусматривающем рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха, о правилах личной гигиены, получает первые навыки закаливания.

В дошкольных образовательных учреждениях используется обширный комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых как в летний оздоровительный период, так и в холодный период, способствующий сохранению и укреплению здоровья:

  • организованная образовательная деятельность по физической культуре (3 раза в неделю);
  • оптимизация двигательного режима;
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение к организации педагогического процесса требований СанПиН;
  • сбалансированное питание;
  • питьевой режим;
  • проветривание помещений;
  • гимнастика после дневного сна;
  • закаливающие процедуры по Рижскому методу;
  • требования к облегченной одежде в детском саду;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • ходьба по ребристым дорожкам – для профилактики плоскостопия;
  • витаминотерапия;
  • проведение спортивных игр и соревнований;
  • использование народных средств в целях профилактики вирусных инфекций;
  • Дни здоровья (1 раз в квартал);
  • спортивные досуги, праздники, развлечения с участием родителей;
  • утренняя гимнастика;
  • игротерапия;
  • самомассаж (с детьми старшего возраста);
  • точечный массаж (в сезон обострения простудных заболеваний);
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • динамические паузы (во время ООД);
  • дыхательная гимнастика;
  • релаксация, музыкальное воздействие.

Также в дошкольных образовательных организациях разработаны и утверждены паспорта здоровья на педагогов, обучающихся и индивидуально на каждого обучающегося.

Постоянно ведется работа по оформлению и размещению в доступном месте «Уголка здоровья», стендов, буклетов, памяток, санбюллетней, стенгазет по следующим темам: «Здоровый образ жизни», «Здоровый сон», «Стресс и здоровье», «Профилактика вредных привычек», «Правильное питание», «Режим дня», «Комплекс утренней гимнастики», «Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)».

Для качественной реализации здоровьесберегающих технологий так же необходимо создать правильную организацию работы по сбережению здоровья детей, которая может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

Организационными формами совместной оздоровительной деятельности семьи и детского сада выступают: массовые, предполагающие совместное участие педагогов, родителей и воспитанников в культурно-воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях; групповые – спортивные секции и различные творческие объединения дня и в свободное от занятий время. С целью поддержания устойчивого интереса и потребности в здоровом образе жизни в течение учебного года целесообразно проводить работу с семьей по следующим направлениям:

  1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и лекториев; индивидуальные беседы; приглашения на открытые мероприятия).
  2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей, к участию в проектной деятельности.
  3. Приучение дошкольников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
  4. Участие в конкурсах и выставках о здоровом образе жизни.
  5. Организация досуга дошкольников и собственного (дни здоровья, соревнования, спортивные праздники, кроссы).

Детский сад должен стать центром практической реализации идей здорового образа жизни, наполненным ценностями, традициями, привычками здорового образа жизни при этом воспитатель должен стать связующим звеном между участниками образовательного процесса.

Очень важно, чтобы перечисленные технологии имели оздоровительную направленность и поэтому все усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, пропаганду здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровьесберегающие педагогические технологии повысят результативность воспитательно-образовательного процесса, сформируют у педагогов и семей воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы

  1. Михайлова А.В. Здоровье дошкольника в современном мире // Здоровье дошкольника, 2014. № 6.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Мир и образование, 2015 г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с. ISBN 978-5-9949-0961-4.
  4. URL: www.defectologiya.pro/zhurnal/ (дата обращения 26.12.2020).
  5. URL: www.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/17/primenenie (дата обращения 22.01.2021).
  6. URL: www.kirov.spb.ru/DOU/40/index.php?option=com_content&view=article& (дата обращения 20.12.2020)
  7. URL: www.moluch.ru/th/1/archive/92/3298/ (дата обращения 25.01.2021)
  8. URL: www.kur-dsrod.ru/innovaczionnye-podxody/vnedrenie-zdorovesberegayushhix (дата обращения 25.12.2020).

Поделиться

3670

Барыбина И. С., Лебедкина В. Б., Глушкова Т. В., Кальницкая Л. А. Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду в соответствии с ФГОС ДОО // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/1901-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января