Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ за последние годы приобрел глобальный, межгосударственный характер. Например, в нашей стране в результате деятельности правоохранительных органов в 2019 году из незаконного оборота было изъято более 21 тонны запрещенных веществ, выявлено свыше 190 тыс. наркопреступлений [3].
Ситуацию усугубляет развитие новых коммуникационных технологий. В 2019 году по данным Государственного антинаркотического комитета «почти на треть (на 31,2 %) увеличилось количество выявленных правоохранительными органами совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [3].
Трудности расследования подобных преступлений во многом определяются тем, что сбыт наркотических средств «из рук в руки» в настоящее время наркоторговцами практически не используется. Его заменили бесконтактные способы сбыта наркотиков, при которых применяются современные электронные средства связи (сотовая связь, ресурсы глобальной сети Интернет, электронные платежные системы, программы мгновенного обмена сообщениями и т.п.) [1, с. 175].
Схема преступной деятельности практически всегда выглядит следующим образом: лица, из числа участников преступной группы, размещают объявления о продаже наркотических средств в сети «Интернет»; покупатель в ходе переписки с продавцом обсуждает детали сделки, после чего производит оплату через электронные платежные системы. Через некоторое время продавец отправляет покупателю фотографию с местом расположения «закладки», и внешнего вида самой «закладки». Фотографии сопровождаются пояснительной надписью, например: «Нижегородская обл., г. Бор, ул. Кольцова д. 4, стоим лицом к бетонному забору, напротив синих металлических ворот, слева дерево – береза, у ее корней подкоп, в нем сверток, обмотанный изолентой красного цвета».
При этом общение участников преступной группы (сообщества) часто осуществляется посредством мессенджеров Telegram, Skype, Jabber, Viber, WhatsApp, Brosix, которые поддаются технической обработке оперативных подразделений в очень усеченном формате. В последнее время, все чаще применяют программы Brosix, Pidgin, Xabber, Vipole, IM+, Psi и др. [4, с. 38]
Для оплаты используются электронные платежные системы Qiwi Wallet, WebMoney, Yandex-Money, а также криптовалюта Bitcoin, что способствует повышению оперативности и конспирации преступной деятельности. При организации поставки и сбыта наркотических средств из иностранных государств расчеты могут осуществляться через системы электронных денежных переводов без открытия банковского счета (например, «Anelik», «Uniastrum» и т.д.) [2].
Это позволяет организовать преступную деятельность таким образом, что рядовые исполнители преступлений не имеют какой-либо информации об организаторах преступной деятельности. При таких условиях к уголовной ответственности удается привлечь только рядовых участников преступных групп – курьеров и «закладчиков», а установить организаторов достаточно сложно.
С учетом вышеобозначенных особенностей современных способов сбыта наркотических средств в расследовании преступлений крайне важным становится поиск электронно-цифровых следов, оставшихся в процессе преступной деятельности. Имеется в виду информация, сохранившаяся в памяти электронных устройств, которые использовали преступники в процессе совершения преступлений.
Указанные следы могут быть обнаружены при осмотре и экспертном исследовании мобильных телефонов, компьютерных устройств; в результате получения сведений от электронных платежных систем, операторов мобильной связи, интернет-провайдеров.
Например, при расследовании уголовного дела по в отношении трех лиц, обвиняемых в совершении на территории Кировской области серии преступлений, предусмотренных п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» следствию стали известны данные Биткоин-кошелька одного из подозреваемых. Используя эти данные, следователь направил запрос в пиринговую электронную платежную систему Биткоин-кошелек. По результатам этого было установлено что подозреваемый, получая электронные денежные средства, переводил их на расчетные счета своих знакомых, и лишь после этого на собственный расчетный счет, маскируя тем самым свою преступную деятельность.
После установления и задержания фигурантов данного уголовного дела у последних были изъяты мобильные телефоны и компьютеры. В ходе проведенных следователем осмотров названных технических средств, и проведения соответствующих экспертиз, в памяти телефонов были обнаружены фотоизображения с местами «закладок» наркотических средств и координатами местности. При дальнейшем расследовании, имея оперативные данные о закупке участниками преступной группы больших партий наркотических средств в г. Москва и г. Санкт-Петербург для их последующего сбыта, следователем по соответствующему запросу оператору сотовой связи была получена и проанализирована детализация телефонных соединений по абонентским номерам участников преступной группы, в результате чего установлена привязка к базовым станциям по маршруту движения обвиняемых к месту приобретения наркотических средств и маршрут их возвращения на территорию Кировскую область.
Кроме информации, указанной в предыдущем примере, при осмотре и исследовании компьютерных средств и направлении соответствующих запросов интернет-провайдеру можно получить информацию за кем зарегистрирован IP-адрес подозреваемого, установочные данные при регистрации, адрес, предпочитаемое программное обеспечение, наиболее часто используемые сайты в определенный промежуток времени, аккаунты, содержащие различные идентификационные данные, внесенные в систему при регистрации.
Исходя из рассмотренных выше особенностей совершения преступлений по сбыту наркотических средств с использованием современных коммуникационных средств и трудностей, возникающих при расследовании данной группы преступлений, можно говорить о необходимости в процессе расследования тесного взаимодействия следователя с сотрудниками оперативными подразделений органов внутренних дел. Такое сотрудничество позволит в процессе расследования более полно использовать имеющихся у них возможности получения информации. Так же необходимо привлечение специалистов, для оказания помощи при изъятии, осмотре и исследовании электронных цифровых устройств, использованных при совершении преступления.