В современной образовательной среде за 2020 год дистанционное образование на всех этапах развития ребёнка приняло главенствующее место. В период пандемии этот процесс охватил дошкольников (услуги дистанционных нянь и развивающие занятия), школьников (обучение в режиме онлайн) и обучающихся, получающих среднее и высшее профессиональное образование.
Поскольку термин «дистанционное образование» используется достаточно широко, обозначим то значение, в котором данное понятие будет использовано в нашем исследовании. Итак, дистанционным образованием будем считать деятельность образовательного учреждения высшего образования, имеющего необходимые лицензии и аккредитацию на осуществление образовательной деятельности по квалификациям бакалавра и магистра с применением дистанционных технологий образования. При этом формирование компетенций обучающихся может осуществляться как традиционным способом – через очную и заочную формы обучения, так и дистанционно, т. е. с применением ряда образовательных инструментов, включая Интернет, электронную почту, интерактивные компьютерные программы, телефон, социальные сети, факс и обычную почту.
Проблемы компьютеризации обучения изучались Б. Гершунским, А. Кузнецовым, В. Ледневым, В. Разумовским. Вопросы дистанционного образования представлены в трудах М. Гиляровой, М. Лебедевой, А. Новицкого, Е. Орловой.
Дистанционное образование формирует новые потребности населения в новом содержании и педагогических технологиях; отражает политические и экономические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в сфере формирования новых компетенций; привлекает качественно новые технические средства обмена информацией между участниками образовательного процесса; способствует росту международной интеграции при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг; адекватно и гибко реагирует на потребности общества направлено на реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны [2].
С возникновением необходимости проведения занятий дистанционно вузы столкнулись с проблемой выбора надёжной, защищённой от взлома, платформы, которая позволяет не только давать знания обучающимся, но и получать обратную связь. Такой платформой могут стать наиболее доступные – Skype, ВКонтакте, Zoom и другие. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Объектом нашего исследования стала образовательная платформа Moodle как платформа, применяемая в высшем образовательном учреждении. Выбор объекта связан с тем, что именно на платформе Moodle происходит образовательная деятельность в Крымском Федеральном университете.
Методами исследования стали анализ и синтез объективных данных, изучение специальной литературы, обобщение полученных данных.
Интернет создает уникальную возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, обеспечивая межкультурное взаимодействие, позволяя слушать и общаться с носителями языка, т. е. он создает естественную языковую среду [1].
Учёные Федеральных вузов России (Казанский, Крымский и др.) изучили возможности изучаемой платформы и пришли к выводу, что необходимо оперировать такими блоками, как «Файл» и «Страница», «Глоссарий», «Лекция», «Книга» и «Пояснение», «Форум» и «Чат» и многие другие.
Рассмотрим те, без которых построение электронного курса не представляется возможным: введение, содержание курса, задание, глоссарий, тест.
Во введении к курсу указывается цель. Если говорить о преподавании иностранного языка в рамках дистанционного образования, то цель рассматриваемой дисциплины – формирование профессиональных компетенций будущих филологов в области изучения иностранного языка на продвинутом уровне.
Содержание курса – это основная часть, позволяющая освоить предмет. В рамках текстовой страницы обучающимся предлагаются опорные конспекты лекций, с которыми они могут ознакомиться дистанционно, если нет возможности присутствовать непосредственно на лекции. Это касается, например, маломобильных обучающихся, обучающихся заочной формы, и находящихся на индивидуальном графике, а также для групп, временно переведённых на дистанционное обучение.
Несмотря на то, что дисциплина «Иностранный язык» является чисто практической, преподаватель может размещать материалы по грамматике, правила написания различного типа письменных работ (эссе, записка, объявление, отзыв), предлагать методические рекомендации по работе с текстом на занятиях по иностранному языку.
Совокупность компетенций, которыми предстоит овладеть обучающимся на занятиях по иностранному языку достаточно широка, в частности, если мы говорим о формировании профессионала в области зарубежной филологии, то это коммуникативная (в ее состав входят компетенции лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, дискурсивная и стратегическая); прагматическая; общая; когнитивная; межкультурная; компенсаторная; профессиональная компетенции. Состав компетенций за последние годы пополнился новыми наименованиями компетенций: ключевыми, предметными, специальными и высшими коммуникативными компетенциями. В то же время на занятиях по иностранному языку решающая роль в достижении практической, общеобразовательной и воспитательной целей обучения должна отводиться формированию коммуникативной компетенции. Однако теоретические сведения в изучении языка хоть и являются базой, они требуют подкрепление упражнениями.
Упражнения являются важнейшим средством обучения, закрепляемые в объекте «Задания». Выполнение упражнений приводит к отработке и запоминанию, а их отсутствие в работе можно рассматривать как отсутствие целенаправленного обучения. Одно и то же упражнение в разных условиях, на разных этапах и стадиях, по-разному организованное, может быть в разной степени адекватно развитию того или иного качества навыка или умения. Успех в обучении зависит от адекватности средств. Большинство методистов выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Терминология при этом достаточно разнообразна: первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными, вторые – речевыми, коммуникативными, творческими. В рамках коммуникативного подхода выделяют подлинно-коммуникативные (естественно-коммуникативные), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные) и некоммуникативные [4]. Надо заметить, что в электронном обучении большинство упражнений будет некоммуникативными.
Глоссарий может быть главным (создан преподавателем и не может быть изменён обучающимся) и вторичный (является продуктом деятельности обучающихся, вносятся правки, корректируется, расширяется и пр.). Глоссарий может иметь вид толкового словаря (с пояснением каждого термина) или быть в виде списка терминов. Удобство платформы заключается в том, что можно делать электронные связки по темам, по алфавиту, по источнику информации и пр., в том числе через активные ссылки. Вторичные глоссарии могут составляться по учебникам для вуза, по словарям, энциклопедиям, по материалам из сети Internet. Для того, чтобы обучающиеся пользовались учебниками, соответствующими возрасту и уровню сложности, педагог даёт список рекомендованной литературы. Но, в то же время, сам педагог должен ответственно подойти к подбору данной литературы.
Последний блок, который мы рассмотрим – тесты – позволяет определить степень усвоения материала. Тесты могут быть по темам и по уровням (низкий, средний и продвинутый). Сложность работы на платформе Moodle с тестами заключается в подготовке тестов к работе: каждый вопрос надо заливать по одному, что забирает время.
В целом, можно сказать, что есть сложности в работе с платформой Moodle, но нельзя не отдать ей должного как незаменимому помощнику в подготовке специалиста в период пандемии.