Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Воспитание нравственных ценностей предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счет активного включения обучаемых в деятельность, повышается интенсивность и эффективность воспитательного процесса. Формирование нравственных ценностей максимально реализуется на внеурочной деятельности.

Аннотация статьи
нравственность
ценности
внеурочная деятельность
гуманизм
Ключевые слова

В педагогической теории используются разнообразные формулировки «внеурочной деятельности», а такие понятия как «внеклассная работа», «внешкольная работа», «внеучебная деятельность» употребляются в контексте учебной деятельности и часто ассоциируются с личным желанием и готовностью классного руководителя (учителя начальной школы) заниматься этой деятельностью, вовлекать в нее учащихся. Под термином «деятельность» понимается деятельность учащегося как ее субъекта. Используя термин «внеурочная (и т.д.) работа» имеется ввиду целенаправленная деятельность субъекта воспитания, зачастую интерпретация этого понятия сводится к разнообразным воспитательно-образовательным мероприятиям, что не идет вразрез с первой позицией.

Понятно, что внеурочная деятельность – это та деятельность, которая проводится после уроков, на переменах, то есть во время незанятое уроками. Исходя из этого, она имеет существенные различия от деятельности учеников на уроке и в целях, и в задачах, и в функциях. Отличаются также и принципы, и содержание, и формы. Чтобы определить сущность исследуемого понятия, необходимо учесть целый ряд актуальных тенденций, появившихся в педагогической науке в последнее время. Учитывая одну из них, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является продолжением учебного процесса во внеурочное время и виды организации данной деятельности схожи с видами организации учебной деятельности. В процессе внеурочной деятельности происходит расширение и углубление знаний программного материала у учащихся.

Предполагаемая взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности должна обеспечивать непротиворечивость воспитательного процесса.

Основным содержанием нравственности является – гуманизм. Формирование нравственных ценностей – это, прежде всего, глубоко индивидуальный процесс, который затрагивает сферу эмоций и чувств, сознания, потребностей и мотивов поведения. Невозможно заставить ребенка принять те или иные нравственные ценности. В ситуации игнорирования потребностей, интересов и желаний младшего школьника нивелируется суть нравственности. Индивидуальные ценности – это не правила, которые ребенок в состоянии выучить, чтобы впоследствии применять, выполняя учебную задачу. Они формируются при решении реальных жизненных задач и участвуют в определении насущных проблем формирующийся личности. Цели, задачи, функции, принципы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи с принципами формирования нравственных ценностей. Внеурочная деятельность младших школьников является наиболее приближенной к жизни деятельностью, использующей в полном объеме различные детские переживаний, решающей ежедневно возникающие вопросы и проблемы, требующие безотлагательного решения. Внеурочная деятельность располагает большими возможностями для эффективного формирования нравственных ценностей. Для оптимальной реализации задач воспитательной деятельности, необходимо использовать адекватные задачам и принципам формы организации внеучебной деятельности.

Существуют различные формы организации внеурочной деятельности школьников: кружки, секции, студии, клубы и другие формы, актуальные и для дополнительного образования детей. К основным современным формам внеурочной деятельности относятся так называемые личностно-ориентированные занятия и личностно-ориентированные коллективные творческие дела, организуемые классным руководителем. Каждая из форм подразумевает нестандартный вариант организации деятельности детей, их взаимодействия, особенности в подготовке, проведении.

Выбор методов воспитания тесно связан с вопросом о наиболее оптимальной организации внеурочной деятельности младших школьников. Все существующие виды взаимоотношений детей, включая ценностное отношение, существуют и проявляются в трех-четырех личностных сферах: в сознании, эмоционально-чувственной сфере, потребностно-мотивационной сфере и в поведении. Исходя из этого, разработана классификация методов воспитания, а в ее основе находится влияние на все стороны личности школьника. Выделяют три основные группы методов:

  • методы формирования представлений, понятий воспитанников;
  • методы организации деятельности школьников и стимулирования позитивных ее мотивов;
  • методы стимулирования рефлексии, самооценки и саморегуляции воспитанников (возвратно-оценочные).

Методы формирования взглядов, представлений, понятий учащихся (методы убеждения), которые направлены на сознательное усвоение норм морали. Это диалог, разъяснение, пример. Положительная суть примера состоит в том, что этот метод наиболее ярко и объемно дает возможность увидеть проявления нравственных ценностей в жизни человека. Особенность детей младшего школьного возраста в том, что они, при непосредственной оценки, изначально эмоционально воспринимают объект социальной действительности.

Следующие методы организации деятельности младших школьников: упражнение, игра, перспектива.

В процессе формирования нравственных ценностей важен тот факт, что упражнение и игра помогают детям накапливать опыт осознаваемых переживаний, ценностных отношений. И игра, и упражнение при применении учителем в небольших группах предполагают создание в классе дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и учителем. Упражнения и игры помогают младшим школьникам справляться со своими страхами, учиться жить без насилия, принимать решения, развивать в себе сильные стороны характера. Например, имитационные игры играют важную роль в процессе закрепления в закреплении привычного стиля поведения. Роль, которую исполняет в них учащийся соответствует тому идеалу, к которому он стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться.

Используемые в воспитательной деятельности поощрительные методы (метод естественных последствий, переключение, ролевая игра, требование, поощрение) непосредственно стимулируют у детей рефлексию, самооценку и саморегуляцию. Метод поощрения опосредовано влияет на формирование у воспитанников системы нравственных ценностей. Привлекая, поощряя участие во внеурочной деятельности малоактивных учеников, педагог увеличивает силу влияния на формирование моральных ценностей таких условий, как совместная творческая деятельность, которая нацелена на реализацию ценности. Данный вид деятельности обеспечивает формирование самосознания, удовлетворение потребности личности ребенка в самореализации, установление бережных отношений к объектам и явлениям окружающего мира.

Метод ролевой игры достаточно эффективно развивает рефлексию и самосознание у учеников начальной школы. Этот метод подводит младшего учащегося к необходимости следовать нормам поведения в незнакомых условиях, и в то же время дает возможность ребенку почувствовать свою индивидуальность, осознать насколько отличается свое «Я» по сравнению с другими. Для детей младшего школьного возраста характерна деятельность, активность, вот почему этот метод является достаточно эффективным, для создания базы моральных ценностей даже у тех учащихся, которые в силу индивидуальных особенностей, недостаточно активны, замкнуты. Чтобы избежать излишней развлекательности, педагог, использующий данный метод, должен быть достаточно компетентным в вопросах нравственного воспитания. Из изложенного выше видно, что отобранные из научных источников методы воспитания имеют важное значение в создании моральных ценностей.

Таким образом, внеурочная деятельность, это часть учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, содействующая развитию личности ученика. Она представляет собой систему совместной вне учебной деятельности учащихся, создателем которой является учитель школы.

В реализации внеурочной занятости младших учащихся, должны соблюдаться следующие основные условия: как добровольное желание участвовать, инициативность и независимость детей, интересное содержание деятельности, личная нацеленность работы учителя, в основе которой главными формами представляют собой личностно-ориентированные занятия и совместные творческие дела, полагаться на важность отношения, взаимодействие сверстников и детей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие различных вариантов, методов, приемов и форм и их связь в общем педагогическом процессе учебной а так же вне учебной деятельности.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября