Главная
Конференции
Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии
Исторический аспект развития функциональной грамотности

Исторический аспект развития функциональной грамотности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

функциональная грамотность
грамотность
история развития функциональной грамотности

Аннотация статьи

В статье представлены этапы развития функциональной грамотности, рассмотрены причины, вызвавшие расширение понятия «функциональная грамотность».

Текст статьи

В сентябре в 1965г в г. Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по устранению неграмотности впервые был предложен термин «функциональная грамотность». В 60-е годы существенную роль в формировании концепции ликвидации функциональной неграмотности сыграла ЮНЕСКО.

Изначально выражение «функциональная грамотность» было связано с определенной стратегией разработки и реализации программ и проектов по увеличению грамотности населения, которые затрагивали содержание и методы обучения чтению, письму и знакомый круг практически используемых знаний.

Во Всемирной экспериментальной программе распространения грамотности (1967-1973 гг.) основная идея функциональной грамотности и ее реализация заключалась в возможности образования связи процесса получения знаний и умений в чтении и письме, повышением производственного труда и улучшением условий жизни работника и его семьи. Меры по устранению неграмотности связывали с конкретными экономическими программами, направляя усилия туда, где более всего важно иметь грамотную рабочую силу. являлась повседневная жизнь, трудовая деятельность, трудовая деятельности людей и практические знания, позволяющие повысить производительности труда и усовершенствовать производство. Однако экономический подход недооценивал культурные, социальные и другие цели распространения грамотности.

В 1972 г. проходило обсуждение на III Международной конференции по образованию взрослых о необходимости связи функциональной грамотности с социальным, политическим, экономическим и культурным развитием.

Раньше других развитых стран проблему существования неграмотности осознали в США (по данным Национальной комиссии качества образования в США в 1983 г. 23 млн. взрослых и 13 % 17-летних были функционально неграмотны). После чего, данное явление нашло свое отражение в рекомендации ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования, которая определяет функционально грамотного человека как того, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективной работы его группы или общины. Данные виды деятельности дают возможность продолжать использовать чтение, письмо и счет для своего собственного развития и для развития общины, т.е. речь идет о самореализации личности. 

На пороге XXI века в интересах человека лежит в первую очередь образование всего населения и постоянное повышение уровня его образованности. В связи с чем, понятие «функциональная грамотность» уже связывают с повышением уровня владения письменного слова и общего образования, чтобы функционировать и эволюционировать в мире. Всеобщая значимость этой проблемы подчеркивается тем, что ЮНЕСКО объявила 1990 год Международным годом грамотности.

Переход к постиндустриальному (информационному) обществу происходит в одно время со стремительным развитием компьютерных технологий и пониманием недостаточности для современного человека определения «традиционная элементарная грамотность», которое давалось в рекомендациях ЮНЕСКО. Под «традиционной элементарной грамотностью» понимали уровень владения письменным словом, позволяющим написать и прочитать простой тест на тему из своей повседневной жизни.

А.С. Тангян дает функциональной грамотности следующее определение: «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей человека уровень знаний, в частности, умения читать и писать, необходимый для обладающего полными правами и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны для поддержания их прогресса и для собственного развития». Постиндустриальный тип социальности основывался на информационной технологии.

Уже в середине 70-х годов встает вопрос о роли школьного и внешкольного образовании в овладении грамотностью, так как каждый человек нуждается в постоянном пополнении и совершенствовании своих знаний.

В 70-е годы развивалась идея непрерывного образования, которая выдвигалась как глобальная компетенция, касающаяся образования людей всех возрастов и продолжающегося в течении всей жизни человека. Таким образом, функциональная грамотность окончательно расширила границы владения грамотностью, выйдя за границы школьного образования, т.е. функциональная грамотность уже рассматривалась как адаптация в современной социально-экономической среде.

На сегодняшний день под функциональной грамотностью понимают способность человека взаимодействовать окружающим миром и предельно быстро адаптироваться и функционировать в нем. Основными направлениями формирования функциональной грамотности являются: читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность.

Список литературы

  1. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности/научный журнал «Мир науки, культуры, образования» – Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2020.
  2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др.; под ред. Виноградовой Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018 – 288 с.
  3. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. - М., 1999.
  4. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. Научный журнал «Педагогическая наука и практика» – Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», 2019.
  5. Тангян, С.А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. – 1990.
  6. Фролова, П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016.

Поделиться

9332

Самсонова Т. И., Середа Т. Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/1907-istoricheskij-aspekt-razvitiya-funktsionalnoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря