До недавнего времени образовательные и творческие занятия для детей в формате онлайн интересовали лишь небольшое количество родителей. Дистанционное образование, казалось, имело отношение только к профессиональному образованию, обучению взрослых, и школьников, не имеющих возможность посещать образовательные организации. Выбирая программы дополнительного образования для детей, большинство родителей отдавали предпочтение групповым или индивидуальным очным занятиям с педагогом на базе школ, образовательных, творческих и культурных центров. Также отсутствовала широкая практическая потребность в данной форме обучения в дошкольных образовательных организациях. Дополнительное образование для дошкольников было доступно благодаря широкому ассортименту программ, реализующихся практически в каждом населенном пункте [3].
Ситуация изменилась с началом неожиданного обязательного перехода на дистанционный формат работы и обучения в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в марте 2020 года. Пандемия нанесла серьезный урон населению России во многих сферах жизни, однако явилась мощным катализатором развития информационных технологий, на всех уровнях образования. Никогда прежде руководству и педагогическому составу школ и центров дополнительного образования не приходилось так быстро адаптироваться к новым условиям работы. Никогда прежде родителям и детям не приходилось принимать все нововведения учебного процесса.
В период первой волны вирусной инфекции и обязательного перехода населения на режим самоизоляции ситуация осложнилась психологическим напряжением. Люди оказались в ситуации вынужденного совместного времяпрепровождения с семьей на одной, зачастую, ограниченной территории. Обычно встречающиеся по вечерам супруги на фоне общего стресса стали уставать друг от друга [2]. Постоянное присутствие детей дома стало большим испытанием для многих, не привыкших к такому режиму жизни родителей. Отсутствие возможных вариантов проведения культурного досуга также негативно влияло на отношения людей внутри семьи.
В сложившейся ситуации все образовательные и культурно-досуговые центры начали оперативную работу по проведению различных мероприятий в дистанционном формате. Онлайн мероприятия имели не только образовательную, воспитательную и развивающую функции, но также рекреационную и развлекательную. Педагоги культурных центров провели множество мастер-классов, лекций, онлайн квестов, викторин и других интерактивных мероприятий для проведения досуга всей семьей [1].
Задавшись целью интегрирования занятий по английскому языку с дошкольниками в систему культурно-досуговой деятельности молодых семей в ситуации самоизоляции, нами был разработан социально-культурный проект «The Little House».
Целью проекта является организация совместного культурного досуга молодых семей с детьми старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности на занятиях по английскому языку в онлайн формате.
Своими задачами мы определили: способствовать проведению качественной совместной культурно - досуговой деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста на творческих занятиях по английскому языку; оказать содействие развитию совместного творчества педагога, детей и родителей в формате online занятия; сформировать интерес к изучению иностранного языка у детей и родителей; познакомить детей с русским народным творчеством (сказками, музыкой, музыкальными инструменты) и показать, что это можно изучать и на другом иностранно языке. Также была определена сверхзадача проекта- на примере народных произведений сравнить особенности разных культур и донести идею толерантного отношения к другим культурам.
Одной из сложностей в условиях работы, образования и дополнительного образования в условиях карантина, изоляции и пандемии является обязательное наличие дома необходимых технических устройств: компьютеров/ ноутбуков/ планшетов, оборудованных всеми необходимыми дополнительными техническими возможностями: камерой, микрофоном, программным обеспечением и т.д. Учитывая данную сложность, нами рассматривается дневное время выходного дня, когда, по нашим предположениям, вероятность необходимости компьютера для работы минимальна.
К организации и реализации данного проекта необходимо подходить поэтапно. На подготовительном этапе можно и рекомендуется привлекать тех родителей, чьи дети ранее участвовали в очных занятиях, согласовывать время проведения; составлять список участников и делить их на небольшие группы; составить расписание занятий, выбрать продукт проектной деятельности (видеоспектакль/ мультфильм); собрать и подготовить необходимый материал, проверить работу технического оборудования.
На основном этапе проекта, организованном в форме групповых занятий, должны быть реализованы следующие задачи:
- чтение и обсуждение русских народных сказок с детьми и родителями;
- чтение английского аналога, заранее подготовленного педагогом;
- сравнение произведений, поиск отличий, сходств и преимуществ каждого из них;
- выбор сказки для постановки;
- чтение текста на английском;
- распределение ролей;
- выдача сценария родителям для повторения текста дома с детьми;
- изготовление с детьми и родителями картонных игрушек для настольного театра;
- обсуждение характеров персонажей и их поведения;
- исполнение детьми "спектакля" с помощью настольного театра (дополнительное запоминание текста и тренировка интонаций);
- слушание русской народной музыки, заранее подобранной педагогом, определение ее настроения и характера;
- выбор музыкального сопровождения для каждого персонажа сказки;
- чтение сказки по ролям под выбранное музыкальное сопровождение;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к народным сказкам;
- рисование костюмов для персонажей сказки.
Также на основном этапе должны быть организованы индивидуальные занятия, содержание которых может варьироваться в зависимости от выбранного продукта проектной деятельности (видеоспектакль или озвученный участниками мультфильм).
В зависимости от выбранного продукта проектной деятельности (видеоспектакль (табл. 1) или озвученный участниками мультфильм (табл.2)) содержание индивидуальных занятий будет различным:
Таблица 1
Видеоспектакль
Индивидуальные занятия |
обсуждение характеров персонажей, их эмоций |
отработка интонации | |
чтение по ролям | |
репетиции | |
запись детей на видео | |
совместный просмотр и утверждение | |
сведение видео всех детей и родителей в один ролик, монтаж видео спектакля с музыкой и видеоэфектами | |
совместный просмотр видеоспектакля |
Таблица 2
Мультфильм
Индивидуальные занятия |
обсуждение характеров персонажей, их эмоций |
отработка интонации | |
чтение по ролям | |
репетиции | |
просмотр мультфильма и запись голоса детей и родителей | |
совместное прослушивание и утверждение | |
монтаж мультфильма с записанными репликами детей и музыкой, выбранной детьми в ходе проекта | |
совместный просмотр мультфильма |
Заключительный этап заключается в сборе и анализе обратной связи от родителей, а также анализе эффективности мероприятия.
Уникальность проекта представлена в таблице 3.
Таблица 3
Уникальность
Социальная необходимость |
Популяризация народного искусства |
Межпредметность |
Универсальность |
---|---|---|---|
необходимость организации проведения совместного досуга семей в период самоизоляции; необходимость воспитания в детях толерантного отношения к другим культурам |
изучение культурного наследия через русские народные сказки и сопоставление русских народных сказок со сказками изучаемого языка |
чтение; иностранный язык; музыка; ИЗО; театральное мастерство |
возможность реализации в офлайн и онлайн формате; возможность адаптации материала в зависимости от уровня владения английским языком детей и родителей |
Ожидаемые результаты и эффективность
Количественные:
- 7 детей и 14 родителей приняли участие в проекте
- в ходе проекта изучены 3 русские народные сказки
- прослушано более 15 музыкальных произведений народной музыки
- длительность видеоспектакля или мультфильма – 15 минут
Качественные:
- продукт деятельности – видеоспектакль на английском языке или озвученный мультфильм
- совместная культурно - досуговая деятельность детей и родителей сплотит семью и снизит эмоциональное напряжение, вызванное самоизоляцией в период пандемии
- совместное творчество педагога детей и родителей будет реализовано
- дети познакомятся с произведениями русского народного творчества (сказками, музыкой, музыкальными инструментами)
- интерес участников к изучению иностранного языка возрастет
- воспитание толерантного отношения к другим культурам будет достигнуто в ходе изучения народных произведений и сравнения особенностей разных культур.
Самоизоляция и переход большей части привычной деятельности в дистанционный формат на фоне сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки стали периодом серьезной проверки молодых семей с детьми на терпение и навыки самоорганизации. Новые жизненные обстоятельства заставили всех работников образовательной и социально-культурной сферы проявить выносливость и креатив. Однако, 2020 год стал уникальным моментом развития и реализации огромного количества онлайн проектов, которые успешно продолжат свою жизнь и после окончания периода пандемии.