В программе дисциплины «Физическая культура» указано, что целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Проблемы современного образования разнообразны и затрагивают многие сферы жизни общества. Концепция развития личности и роль государства в этом процессе переосмысливаются на всех его уровнях. Прагматичный подход современной молодежи к получению знаний вывел из списка приоритетных множество дисциплин, прежде всего – общеразвивающих, не имеющих, на первый взгляд, прикладного значения. Физическое воспитание также становится формальным, второстепенным предметом в силу общего непонимания его конечных целей. В сознании обучающихся дисциплине «Физическая культура и спорт» стала смешиваться с фитнесом и лечебной физкультурой, активным досугом и экстремальным хобби. Более того, ряд преподавателей подобным же образом воспринимают свой предмет. В рамках подобных представлений крайне затруднительно оценивать успехи студентов и эффективность работы преподавателей. Задачи физического воспитания ставятся централизованно, а конкретное их решение оставляется на усмотрение вузов. Правильность же таких решений никак не оценивается.
В подобной ситуации становится первостепенно значимым разработать критерии оценки эффективности работы программ и преподавателей. Балльно-рейтинговая система также требует дифференцированной оценки отдельных действий и достижений студентов.
Традиционно в нашей стране студенческий спорт был массовым (а не элитарным, как, например, в престижных вузах Америки и Европы). Массовый спорт организовывался по образу и подобию спорта высших достижений и являлся фундаментом, резервом для него. Тренировочная деятельность студентов в советский период (например, в спортивном обществе "Буревестник") имела три обязательные ипостаси – тренировки, сборы и соревнования. Каждому уровню подготовки соответствовали свои соревнования, а уровень вовлеченности в эффективную деятельность был весьма велик – границы любительского спорта были очень широки. Повсеместная сдача нормативов комплекса ГТО отражала высокий средний уровень функциональной подготовки, но не была самостоятельной тренировочной программой (как, например, современная программа по кроссфиту). Хорошая физическая подготовка являлась результатом систематических, целенаправленных занятий, которые квалифицированные преподаватели проводили со своими студентами. Чем ближе по содержанию эти занятия были к спортивной тренировке, тем выше был уровень вовлеченности студентов и значительнее качественные сдвиги. Недаром повсеместно использовались непростые в освоении гимнастические снаряды, входили в программу технически сложные виды – чего нет в современной высшей и средней школе. Критерием эффективности учебного процесса предполагались не только сдачи нормативов и зачетных тестов, но и реализация приобретенных знаний, умений и навыков в соревновательной деятельности, в дополнительных и самостоятельных занятиях спортом, в повседневной жизни. Таким образом, спорт был призван формировать стиль жизни, ценностный ряд и гражданскую позицию человека. Конечно, подобная картина – идеальная, но многое из нее зримо присутствовало в действительности.
В наши дни занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузах имеют в арсенале меньше средств. И не только из-за особенностей материально-технической базы вузов. У большинства студентов вообще отсутствуют устойчивые спортивные навыки или они ограничены одним-двумя видами спорта. В сравнении с учениками спортшкол, эти учащиеся неконкурентоспособны. Преподаватель встает перед выбором – либо обучать взрослую молодежь с нуля, либо заниматься элементарными вещами, фактически профанируя учебную программу. Занимаясь традиционными видами спорта – гимнастикой, волейболом и пр. многие студенты оказываются лишенными возможности практического включения в заявленную деятельность. Занятия ОФП, фитнесом, танцевальными программами во многом дублируют работу доступных фитнес-центров, часто уступая им в качестве. Это ставит под сомнение целесообразность организации таких занятий студентов именно в вузе. Личностнообразующая составляющая учебного процесса в этом случае подменяется рекреационно-оздоровительной.
Какие возможности есть у педагога сегодня для реализации программы подготовки студентов, например, по спортивным играм? Существует огромный опыт мирового студенческого спорта, который необходимо обобщать и использовать для решения конкретных образовательных задач. В мировом студенческом спорте многие десятки лет развиваются виды либо специально придуманные для нужд вузов, либо успешно адаптированные и выведенные из профессиональной гонки достижений. Так, создателем баскетбола была придумана его разновидность – нетбол, а в Голландии для смешанных студенческих команд существует более ста лет его "близнец" - корфбол. Американская командная игра с летающим диском – алтимат-фрисби была придумана студентами и преподавателями престижных вузов и до сих пор, вопреки широчайшему распространению в США и в мире, носит статус любительской, не имеет судейского корпуса и коммерческой составляющей. Только в городе Сиэтле официально зарегистрировано 35000 спортсменов, а спорные вопросы решают сами спортсмены и специальный комитет по Духу игры. Статус любительского спорта в этом случае налагает ответственность на каждого игрока и способствует его дополнительной социализации.
В странах Скандинавии, наряду с перечисленными видами спорта, большую популярность приобрел флорбол – зальный хоккей с облегченным инвентарем. Для многих недостижимая мечта играть профессионально в хоккей реализуются в этом динамичном виде.
Несмотря на то, что перечисленные виды спорта относительно новые, они все признаны МОК, стремятся войти в программу Олимпийских Игр и имеют национальные федерации. Так что методическая база, инфраструктура и наличие опытных тренеров и игроков позволяют легко ввести данные виды в программу подготовки студентов по спортиграм на занятиях в вузах. Чем это может быть полезно? Алтимат-фрисби и корфбол предполагают соревнования смешанных по гендерному признаку команд – а значит, позволяют проводить совместные занятия. Необходимый уровень функциональной подготовки для этих видов весьма высок (в отличие, например, от керлинга), однако выполнение отдельных технических приемов и сама игра возможны при очень низком уровне подготовки спортсменов (в отличие, например, от волейбола). Оба вида требуют минимального количества инвентаря и удобны для организации тренировочного пространства больших групп. За многие годы сформировался блок упражнений, ориентированных на взрослых неофитов, обеспечивающий высокую плотность и уровень мотивации на занятиях. Система соревнований позволяет сравнительно слабым командам участвовать в серьезных турнирах, а опыт учебных сборов способствует международному общению. Но самое главное, что разрыв между опытными игроками и любителями не является пропастью, а профессионализация не сужает круг адептов, не переводит любителей в ранг простых болельщиков.
Спортивные кафедры различных вузов имеют свои приоритеты, связанные с особенностями контингента обучающихся студентов. Известны традиционные направления в вузах, где требуется высокий уровень ОФП (МВД, МЧС). Однако для студентов гуманитарных, творческих вузов такой выбор не очевиден. Но и здесь есть определенные традиции. Например, сценическое и историческое фехтование давно стало отдельным предметом подготовки студентов-актеров и прочих творческих специальностей. Методика тренировки ориентирована на спортивное фехтование и занятия часто ведут профессиональные спортсмены и тренеры. Фехтование во все времена считалось благородным спортом, требующим от занимающихся высокой культуры движения и уровня интеллекта. Сценическое и историческое фехтование предъявляют аналогичные требования к студентам. Но и другие спортивные дисциплины имеют свои традиции и ритуалы, подчеркивающие элитарность и высокую культуру вида спорта. Так в алтимат-фрисби есть понятие Духа игры, который оценивается в каждом состязании, отдельно награждается и определяет престиж соревнований. В мировой федерации и в национальных ее подразделениях существуют специальные комиссии, которые постоянно совершенствуют принципы взаимодействия спортсменов, обеспечивают достойное судейство, осуществляемое, по традиции, самими игроками. Педагогический эффект подобного самоуправления для студентов трудно переоценить. В корфболе же, например, существует правило защиты, которое позволяет свести на нет антропометрические различия спортсменов, исключить контакт и вывести на первое место развитие скоростных качеств и быстроты мышления. Бесконтактность вида и разграничение игровых ролей позволяет играть смешанным командам. Совместные тренировки и соревнования формируют у студентов зрелую социальную позицию, связывают физическое развитие и игровые роли с социальными функциями. Во флорболе же очень сильны национальные культурные мотивы. Как скандинавская игра, она по духу приближена к глубочайшим хоккейным традициям северных стран, и все спортсмены ощущают себя частью гигантской хоккейной "империи". При этом флорбол намного доступнее каждому, чем хоккей с шайбой или хоккей на траве. Занятия флорболом предполагают наличие легкого и мобильного инвентаря, необычные и увлекательные тренировки, быстрый и наглядный рост умений. С самого их начала возможно проведение игровых тренировок. Для девушек флорбол - наиболее гармоничная форма приобщения к хоккейной культуре.
Очень важно, что сама деятельность вынуждает студентов задуматься о необходимости физического и психологического совершенствования, дает в руки каждому инструмент, с помощью которого каждому можно изменить себя. В процессе погружения в разнообразную деятельность, автоматически возрастают требования, предъявляемые к каждому занимающемуся, и динамика личностного роста воспринимается им как результат собственных волевых усилий.
Традиции и ритуалы, характерные для описанных выше видов спорта, также имеют существенное значение. Систематические занятия спортом возможны только в результате привыкания, адаптации к возрастающим нагрузкам. Ритуалы и традиции позволяют мобилизоваться для занятий, дают ощущение гармонии и стабильности, поддержки сообщества. Постепенно приобретение новых привычек у спортсмена связывается с привычкой тренироваться. Так, обязательные обсуждения командами противников в круге результатов игры (в алтимате) позволяют устранить не только внешние игровые конфликты, но и внутренние, личностные, игроков, существенно повысить их мотивацию.
В результате сопряженной учебной и физкультурно-спортивной деятельности у студентов формируются и социально значимые качества: социальная активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, честолюбие.
Одним из внешних проявлений высокого развития игровых видов спорта является многочисленная аудитория болельщиков. Но в студенческом спорте не может быть главной коммерческая составляющая, в образовательном процессе нет места для пассивных ролей. Болельщики должны быть полностью вовлечены в тренировочный процесс, и если по каким-то причинам они не занимаются перечисленными видами спорта, их выбором может стать черлидинг. Навыки хореографии, аэробики, акробатики могут быть применены здесь в соревновательной форме и в связке с блоком игровых видов спорта. Будет выполняться и главнейшее условие студенческого спорта - массовость. Единая организация, развернутый календарь соревнований, межвузовское и международное общение, формирование индивидуального стиля студенческой жизни вуза, привычки ЗОЖ, повышение уровня образования и общей культуры – вот возможные результаты применения новых методов, видов спорта и разработки целостной концепции развития физического воспитания в вузе.
Результатом выбора пути реализации учебных программ, право на который министерство образования оставляет за вузом, является построение системы учебных занятий со студентами, организация внеучебных занятий и соревнований. Этим не должны заниматься разные люди и подразделения, т.к. концептуальное единство физического воспитания студента в конкретном вузе определяется прежде всего учебными занятиями. Там закладываются базовые привычки и представления. Но и содержание этих занятий не может носить абстрактный характер: итогом их является обязательное включение студентов в полноценную деятельность, подразумевающую аспекты, рассмотренные выше.
Цепочка учебные занятия - внеучебные занятия – учебно-тренировочные сборы (напр. лыжный сбор) – местные соревнования – поездки на соревнования – вот цепочка, в которую выстраивается деятельность студента на занятиях кафедры физического воспитания. И это касается прежде всего непрофильных вузов – у студентов неспортивных специальностей никогда больше не будет возможности ощутить на себе результаты системного подхода. Студенты с ослабленным здоровьем также должны иметь возможность самореализации в системе массового спорта без дискриминации. Студенты из специальной медицинской группы должны видеть результат своих занятий – фиксируемый, измеряемый, оцениваемый преподавателями и студенческим сообществом. Неолимпийские виды спорта, ориентированные на студенческий спорт, имеют в этом смысле большую перспективу – здесь найти свою сферу деятельности может каждый.