Дополнительное образование сегодня играет важную роль в развитии подрастающего поколения. Именно дополнительное образование развивает у обучающихся владение определенными компетенциями [1, c.77]. Компетентная модель, которая лежит в основе обучения уже много лет оправдывает свою работоспособность. Важным моментом в обучении является без отметочная система оценивания результативности программ. Обучающиеся овладевают компетенциями, но кроме этого результативность оценивается с помощью зарекомендовавшего себя педагогического приема – портфолио. Дети выступают на различных конференциях, участвуют и занимают места в конкурсах различного значения – от городских до федеральных. Кроме того, высока роль практической части занятий, которая занимает очень большой объем учебной программы.
Все это без проблем реализуемо в обычных условиях, в которых все мы привыкли работать. Но вот уже достаточно продолжительное время занятия дополнительного образования зависят от эпидемиологической ситуации, которая затронула абсолютно весь мир.
Но современные нестандартные ситуации требуют современных и решений.
В 2020-2021 году на базе отдела «Экостанция» Центра дополнительного образования детей и взрослых «Эко-Парк» ОБПОУ «КГПК» реализуются ряд ДООП естественнонаучной направленности.
Программа «Экомониторинг» реализуется в числе прочих на базе отдела «Экостанция». Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению родного края.
Программа «Экомониторинг» призвана освоить методику проведения исследований в городской и поселковой экосистеме и развить оценочные суждения по результатам этих исследований.
Такие разделы как «Основные понятия экологии», «Виды загрязнений окружающей среды», «Экологические проблемы, цифры, факты», «Методы экологического мониторинга», «Практикум по методам экологического мониторинга» дадут возможность сформировать представление обучающихся о многогранности направлений экологических исследований, а также возможностях их использования.
Программой, так же, предусмотрено знакомство с профессиональными направлениями в биологии и смежных с ней областей – систематике растений и животных, химии, физики, геохимии, биохимии, физиологии. Это даст возможность обучающимся осмыслить направление своей будущей деятельности, ее значение в обществе, предметные и научные связи. Практическая значимость.
Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки позволят обучающимся найти себя в профессиональном определении, выполнении проектной и научной деятельности, проведении исследований и постановке экспериментов.
В течение учебного года обучающиеся выполняют исследовательские проекты в сфере исследований окружающей среды, работают в библиотеке с литературой, а также с использованием цифровых лабораторий, цифровых микроскопов и другого цифрового оборудования. Исследовательские работы сопровождаются беседами с аспирантами и доцентами вузов. Как итог, обучающиеся будут уметь презентовать результаты своих наблюдений и исследований на конференциях, семинарах, форумах разных уровней.
Программа ориентирована на приобретение, совершенствование и углубление знаний в области экологии, общей биологии, биотехнологии, ботаники, зоологии, химии, физики, геохимии, биохимии, физиологии.
В основе лежит практическая, экспериментальная и исследовательская деятельность в области экологических исследований, что повышает уровень программы в среде схожих разработок с биологическим уклоном. Курс позволяет проявить самостоятельность в выборе объектов исследования и технологий проведения экспериментов. Такой независимый выбор увеличивает вероятность получения уникальных оригинальных результатов, повышая значимость научной составляющей программы.
Программа «Гео-Сити» реализуется в числе прочих на базе отдела «Экостанция».
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модульной программы заключается в том, что естественные науки, изучение аспектов которых представлено в программе, составляют пласт необходимых знаний во многих областях, которые необходимы человеку для применения их в повседневной жизни. Практическая значимость заключается в том, что программа является интегрированной и в ходе ее реализации, обучающиеся расширяют и углубляют знания по географии, топографии, картографированию, геоэкологии, урбанистике, ландшафтоведению и геоинформатике.
Обучение по данной программе помогает развивать память, логическое мышление обучающегося, практические навыки, осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у обучающихся с различными уровнями усвоения учебного материала. Это является важной составляющей при развитии познавательного интереса.
Новизна данной программы обусловлена тем, что в ней собраны практические занятия, которые будут способствовать заинтересованности обучающихся в изучении предметов естественнонаучного цикла. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа направлена на углубление знаний обучающихся по географии, топографии, картографированию, геоэкологии, урбанистике, ландшафтоведению и геоинформатике.
Цель программы – формирование у детей универсальных компетенций, посредством овладения практическими навыками работы по ряду предметов естественнонаучного цикла, для дальнейшей жизнедеятельности, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации.
Итак, обе программы велись в период неблагополучной эпидемиологической обстановки с использованием всех доступных для современного ребенка средств обучения. Нами были выбраны самые популярные ресурсы, такие как Vk, Mirapolis, Zoom, а также на базе ОБПОУ «КГПК» был создан сервер с возможностью общения обучающихся с педагогом через виртуальные комнаты.
Обучение было построено таким образом – теоретическая часть записывалась педагогом непосредственно на рабочем месте, с объяснением всех основных моментов каждого занятия. Выделялись цели и задачи занятия, и материал опубликовывался в сети ВК. Практические же работы осуществлялись с помощью вышеназванных серверов и мессенджеров.
Обратная связь с обучающимися была реализована на высоком уровне, каждый участник процесса показывал свои навыки и умения, кроме того была возможность оценивать друг друга по результатам практических занятий. Некоторые задания были вынесены на самостоятельное обучение, но в целом учебный процесс практически не отличался от привычного для все очного обучения.
Результаты, полученные нами в форме текущего контроля, показали хорошую результативность дистанционного обучения. Данный метод может быть реализован в подобных сложившихся ситуациях, и кроме того использоваться в любом случае, когда обучающиеся, по каким-либо причинам не могут посещать занятия в очном формате.