Оценка политики построения приоритетов национальных проектов 2019-2024 гг. в сфере образования в период пандемии

В статье рассмотрены основные показатели, указанные в национальном проекте «Образование» на предмет актуальности в период пандемии. Актуальность приведенных данных и возможность адаптировать основные показатели под текущую экономическую ситуацию являются основными направлениями деятельности контролирующих органов. Оптимизация основных статей в свою очередь позволит достичь поставленных целей в установленные сроки.

Аннотация статьи
национальный проект
план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
приоритеты развития общеобразовательной сферы
сфера образования
Ключевые слова

Значение национальных проектов в период пандемии сложно переоценить. Нацпроекты должны работать на цели его майских указов 2018 года, которые включают повышение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), снижение уровня бедности в два раза, а также вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. Официально программу нацпроектов запустили в 2019 году на срок до 2024-го, в июле 2020 было принято решение отложить достижение ряда показателей до 2030 и скорректировать программу с учетом изменившихся обстоятельств. По докризисным прогнозам Министерства экономического развития, экономический рост в результате реализации нацпроектов уже с 2021-го должен был составлять 3 % в год. Данные, представленные в научной работе, подготовлены на основе паспортов национальных проектов, которые были утверждены на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Опубликованные материалы в краткой наглядной форме представляют основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации 12 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Также в материалах содержатся ключевые сведения о структуре, целевых показателях и результатах реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В данной научной статье оценим, насколько актуальна политика государства в сфере образования в период пандемии.

Для того чтобы максимально полно оценить вложения государства в сферу образования, воспользуемся данными о федеральных проектах, которые будут реализованы в ближайшем будущем. Сроки проектов, которые будут рассмотрены далее, составляют 5 лет – 01.01.2019-31.12.2024 (рис.1).

Рис. 1. Структура финансирования различных отраслей в сфере образования 2019-2024гг., млрд.руб. 

Исходя из данных, представленных на диаграмме, можно сделать вывод о том, что, во-первых, сфера образования является одной из самых содержательных среди всех национальных проектов, так как содержит в себе десять различных направлений. Во-вторых, на данный проект будет потрачено 784,5 млрд. руб., что является рекордом для образовательных проектов на территории РФ. В-третьих, в сферу образования планируется вложить больше денег, чем в проекты Культуры – 113,5 млрд. руб., Науки – 636 млрд. руб., Малое и среднее предпринимательство и поддержка ИП – 481,5 млрд. руб., что говорит о том, что сфера образования, а также вложения в младшее поколение является приоритетным в условиях падения экономической стабильности.

Данные программы будут осуществлены за счет следующих мер:

Таблица

Приоритеты развития общеобразовательной сферы

№ П/П

Значение

Показатель

1

230 тыс.

новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение

реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

2

В 70%

школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

3

На 100%

будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

4

70%

учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

5

Не менее 10%

педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

6

50%

педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

7

Не менее 900 тыс.

детей получат рекомендации по построению индивидуального

учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

8

5%

обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

9

В 85 субъектах РФ

будет проведена оценка качества общего образования на основе

практики международных исследований качества подготовки

обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

На основании представленных в таблице данных можно сделать следующие выводы:

  1. Создание новых мест в общеобразовательных организациях в таких масштабах может быть достигнуто благодаря строительству новых школ. 230 тысяч мест – это в среднем порядка 500 новых общеобразовательных учреждений к 2024 году.
  2. Будет оказана помощь молодым учителям и будет усовершенствована модель при которой учителям будет предложена работа в сельской местности.
  3. Особенно остро на данном этапе стоит вопрос квалификации учительского состава. Лишь некоторые школы могут похвастать тем, что учительский состав представляют учителя с первой или высшей квалификацией. На повышение уровня их профессионализма также предусмотрены определенные денежные затраты.
  4. Благодаря таким программам, как «Билет в будущее», особо одаренные школьники, показывающие высокие результаты, могут быть рекомендованы соответствующим ВУЗам.

Если говорить об основных итогах за первые полтора года Национальных проектов, то сфера образования не достигла своих плановых показателей (рис.2).

Рис. 2. Динамика выполнения Национальных проектов на 07.2020, %

Таким образом, можно выделить основные приоритеты развития сферы образования в стране в целом. Сфера среднего обязательного школьного образования является одной из главных проблем, так как именно среднее общее образование является обязательным для всех граждан Российской Федерации, и исходя из этого государство в качестве основной задачи ставит обеспечение всех граждан средним общем образованием на высоком уровне. Кроме того реализация программ обучения в период искусственных ограничений может повлечь дополнительные финансовые затраты для государства, что может отрицательно сказаться на финальных сроках реализации данных национальных проектов.

Текст статьи
  1. Официальный сайт Министерства Финансов РФ; https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/07/main/4.pdf
  2. Паспорта национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. URL: http://project.krskstate.ru/dat/File/59/Pokazateli%20NP%20(interaktiv).pdf
  3. Подъяблонская, Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник [Электронный ресурс] / Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблонская. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 303 с. https://www.biblio-online.ru/ (даты обращения: 07.03.2019 – 05.01.2019)
  4. Ройтблат, О.В. Эффективные организационные структуры управления в основе включения неформального образования в систему повышения квалификации. Моно графия // «Вестник ТОГИРРО», №6(24), 2012. – Тюмень: АОУ ТОГИРРО, 2012. – С.154.
Список литературы