Главная
Конференции
Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии
Сочинение по картине как средство формирования коммуникативных навыков у младших...

Сочинение по картине как средство формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка

Авторы:

Гарифуллина Рената Альфинатовна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

коммуникативные навыки
сочинение по картине
беседа
прием
эстетическая функция
воспитательная функция
виды речевой деятельности

Аннотация статьи

В данной статье речь идет о развитии коммуникативных навыков у младших школьников через написание сочинения по картине. Автором раскрывается основная схема работы по картине и приемы для увеличения успешности такой деятельности. Также подчеркивается важность использования данного приема на уроках русского языка.

Текст статьи

Главной задачей начальной школы является развитие связной речи учащихся, что повышает уровень их коммуникативных способностей в повседневной жизни. Сочинение по картине – достаточно популярный метод развития речи, практикуемый учителями на протяжении всего курса русского языка в начальной школе. Таким образом, можно предположить, что данный метод наиболее эффективен для развития речи учащихся и их коммуникативных способностей.

Искусство является источником ярких впечатлений. Живопись сильно воздействует на эмоциональное состояние людей. Она помогает сконцентрировать наше внимание на чем-то определенном, создавая базу для передачи какой-либо информации. Помимо того, картины являются средством познания объективного мира. Они способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию художественного вкуса.

Еще в середине XX века Ф.И. Буслаев – основоположник отечественной методики преподавания русского языка – высказывался о соединение изучения языка с историей и культурой народа в учебном процессе. Живопись является тем самым элементом истории и культуры народа, который связывает все в единый учебный процесс. К. Д. Ушинский об этом методе писал, что «картина позволяет учащимся организовать учебные наблюдений, опираясь на личный жизненный опыт» [2], т.е. ученый высказывает мысль о том, что сочинение по картине – передача личных впечатлений. Также сочинение по картине способствует развитию умения написания всех видов сочинений, как писал А. В. Текучев.

Как и было сказано А. В. Текучевым, сочинение по картине способствует развитию умения написания вех существующих видов сочинений (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и т.д.), кроме того, сочинения по картине бывают как устными, так и письменными.

В первом классе написание сочинения, как фактический вид работы, отсутствует. Вместе этого используется устное описание картин через беседу между учителем и учениками и последующее составление устного рассказа. Во втором классе школьники учатся писать сочинения по сюжетным картинам (по серии картин или описании одной представленной сцены). В третьем и четвертом классах происходит более углубленный анализ. Ученики знакомятся с автором полотна, с историей создания и уже анализируют работу.

Работу с картиной можно разделить на несколько основополагающих этапов:

  1. Вывешивание картины: многими программами советуется вывесить картину за несколько дней или за неделю до самого урока, чтобы ученики могли наиболее подробно ознакомиться с полотном, рассмотреть все детали.
  2. Вступительные слова: учитель и подготовленные заранее ученики рассказывают основную информацию об авторе и его работе.
  3. Диалог: во время диалога подбираются слова и словосочетания, на которые ученики смогут опираться во время написания сочинения, составляется примерный план для дальнейшей работы учеников.
  4. Самостоятельное написание сочинения и последующий анализ работ учащихся.

Кроме того, некоторые методики предлагают провести с младшими школьниками социализацию, т.е. взять опору на личный опыт учеников, на их впечатления по картине. Как раз этот этап и выразит эмоциональный фон учеников по отношению к картине. С помощью данного приема ученики смогут проанализировать картину, не только с точки зрения автора, но и со стороны смотрящего, смогут рассказать, какие эмоции могут наполнить зрителей, что заставит почувствовать рассмотрение картины.

Успешность данного вида деятельности во многом зависит от отобранной преподавателем репродукции, от уровня понимания картины самим педагогом.

Выбор картины зависит от того, какие задачи были поставлены учителем, на отработку каких умений нацелена деятельность учеников. Если целью учеников является отработка умений к художественному описанию, в уместном использовании прилагательных, то подбирается репродукция пейзажа, портрета или натюрморта. Если же перед учениками поставлена задача обучиться выстраивают логику сюжетных действий, грамотному использованию каких-либо изученных ранее выражений, то более уместно использовать репродукции картин в жанре исторической, бытовой живописи. Таким образом, у учеников будет сюжет, на который они смогут опираться в работе.

При отборе картин также следует учитывать их эстетическую и воспитательную функции, интерес учеников к изображенному. Через искусство мы формируем у учеников понимание о красоте, добре и зле, справедливости, отношение к родине и т.д. Что касается интереса учащихся к изображенным объектам или действиям, заинтересованность повышает эмоциональный уровень, усиливает продуктивность работы.

Не всегда у учителя получается заинтересовать всех учеников. В таком случае можно использовать приемы, которые направлены на усиление эмоционального фона учеников и более подробное восприятия полотна. Среди таких методов можно выделить:

  • Прием «Вхождения в картину» [3]. С помощью этого приема ученики погружаются в изображенное, ощущают образы более живыми. Для этого учитель задает учащимся различные вопросы. Например, «Закройте глаза и постарайтесь представить, что вы оказались в том месте. Что вы можете услышать и почувствовать?», «Хотели бы вы посетить это место в реальной жизни?».
  • Прием «Лупа» [3]. Учитель с помощью компьютера и проектора увеличивает маленькие детали, которые могли разглядеть не все ученики, проводит диалог об их значении для автора.
  • Прием «Палитра» [3]. Ученикам показывается черно-белая репродукция картины, учитель предлагает им раскрасить эту картину яркими цветами. После подбора основных цветов, показывается оригинал. Таким образом, учащиеся могут сравнить свое восприятие и восприятие автора.
  • Прием «Ковер-самолет» [3]. После тщательного рассмотрения картины, ученикам предлагается отправиться в прошлое и представить, что происходило до того момента, который изображен, или что произойдет после этого.
  • Прием «ДА-НЕТки» [3]. Ученикам дается таблица, учитель зачитывает верные и неверные утверждения о картине, а ученики ставят крестики (неверные утверждения) и нолики (верные утверждения), в итоге получая изображения главного объекта с полотна.

Главной особенность сочинений по картине является то, что она развивает коммуникативные навыки и способствует развитию видов речевой деятельности учащихся.

Картины, как правило, ограничены какой-либо темой, поэтому ученики не могут писать обо всем, что им вздумается. Они будут обязаны писать сочинение в рамках тематики полотна и замысла художника. Рассмотрение и обсуждение картины происходит под руководством учителя, который помогает учащимся выделить тему и замысел, указывает на идейную основу.

На картинах достаточно часто изображены ситуации из реальной жизни, происходившие когда-либо в прошлом. С помощью данного метода мы можем ввести учеников в ситуацию общения, приближенную к действительности. Это повышает речевую активность учеников во время урока.

Кроме того, сочинение по картине формирует у младших школьников такое коммуникативное умение, как сбор необходимого материала к высказыванию. Картина стимулирует поиск различных слов и словосочетаний, которые помогут ученикам передать смысл изображенного, т.е. учениками проводится объемная словарная работа.

Таким образом, сочинение по картине облегчает формирование у учеников начальных классов коммуникативного навыка, является прочной основой для дальнейшей работы с сочинения всех видов. А наработанный с помощью этого метода словарь служит базой для общения с окружающими в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Полухова, Е.А. Развитие речи учащихся при написании сочинения по картине / Е. А. Полухова // Педагогический форму «Открытый урок» – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/529829
  2. Голубева Л.Е. Методика обучения написанию сочинения по картине / Л. Е. Голубева // Всероссийский электронный педагогический журнал «Педмастерство» – Режим доступа: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/14/articles/1269
  3. Константинова С.А. Работа с демонстрационными картинами на уроках развития речи как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / С.А. Константинова // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/16028

Поделиться

3450

Гарифуллина Р. А. Сочинение по картине как средство формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 фев. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/1916-sochinenie-po-kartine-kak-sredstvo-formirovan

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая