Воспитание в детях моральных качеств – воспитание человека современного формата

Воспитание в детях моральных качеств – воспитание человека современного формата

В статье рассматриваются вопросы правильного воспитания, которые формируют культуру поведения. Как знакомить ребёнка с нормами поведения. Взаимодействие педагогов и родителей по данной теме. Воспитанность человека заключается в гармонии нравственных качеств, в его духовности, в способности к самоконтролю, в ответственности, чувстве долга перед Родиной. Эти качества проявляются в общении с людьми, труде, культуре поведения.

Аннотация статьи
культура общения
культура поведения
воспитанность
воспитанный человек
воспитание
Ключевые слова

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к законам человеческого общества, к человеку. Хочешь, чтобы уважали тебя, – уважай других. Культура человеческих отношений – дело не только личное, но и общественное. «Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» – указывал древнеримский писатель Апулей. Самоусовершенствование личности происходит через овладение человеком культурой поведения.

Органическое единство внутренней и внешней культуры человека есть ни что другое, как истинная культура поведения.

Уже с малых лет у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали. «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» – считал британский философ Д. Милль.

Какие же задачи стоят перед педагогами и родителями в формировании у детей нравственного поведения:

  • с первых дней жизни ребенка воспитывать разнообразные положительные привычки;
  • формировать умение уважительно относиться к окружающим, т. е. считаться с их делами, интересами;
  • формировать у детей культуру поведения в семье, на улице, в общественных местах;
  • воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающиеся в вежливости, сдержанности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;
  • воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, приветливо;
  • воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, уметь договариваться с детьми, действовать соответственно правилам и т. д.);
  • формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания.

Ведь как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он не умеет вежливо обратиться с вопросом, вмешивается в разговор взрослых, не знает, как приветствовать старших, то такой ребенок производит неприятное впечатление.

Вот почему, заботясь о гармоническом развитии ребенка, необходимо иметь в виду не только его физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Этого мало. Надо учить его и внешним формам выражения воспитанности.

Воспитанность, чем же она отличается от вежливости? Можно сказать так: воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой. Есть разница между просто вежливым человеком и человеком воспитанным – в степени реакции, в оттенках, в вещах, которые вроде бы не
определяют существа дела, но тем не менее очень важны в человеческих отношениях.

Воспитанный человек, не задумываясь, автоматически делает то, о чём "просто вежливый" знает, но не всегда делает: при обращении к нему старшего, поднимается с места, если тот говорит стоя; пропускает вперёд женщину; снимает головной убор там, где его полагается снимать; уступает место и т. д.

Человек может быть образован и начитан, но в общении с людьми развязен и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного.

Важно уже с дошкольного возраста учить ребенка соблюдать общепринятые нормы поведения.

Есть такое выражение: дети – зеркало родителей. Их жесты, привычки, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом.

Между внешними формами, ее проявлениями и внутренней культурой существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют и на их внутренний мир. Без моральной оценки собственных поступков нельзя научить ребенка поступать правильно.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирование у ребенка нравственных основ поведения.

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих проявлениях.

В е ж л и в о с т ь... О ней английская писательница и путешественница Мэри Монтегю высказалась, что вежливость ничего не стоит, но приносит много. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.

Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола, а обращаясь к взрослому, произносит обязательное «пожалуйста». В любых ли условиях так поступают дети? Или только в знакомых и заученных ситуациях? Как ведут себя с родителями? Вне стен детского сада? В неожиданных для них случаях?

Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

Ч у т к о с т ь... Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).

Ч у в с т в о т а к т а... Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо. Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности, неумения применять знакомые правила в неожиданных ситуациях.

Если ребёнок видит хромающего человека и передразнивает его, то в подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается, что это обижает человека: «Над физическим недостатком никогда не смеются, человек и сам страдает от этого. Он нуждается в сочувствии и помощи».

Такт как нравственную основу отношений с людьми следует формировать как можно раньше.

С к р о м н о с т ь... Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности.

Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответом на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

Как бы ни старался педагог привить своим питомцам черты скромности, без содружества с родителями эта задача невыполнима.

Случается, родители допускают ошибку в оценке детского поведения, стремятся, чтобы их ребенок вел себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринужденность и начинается развязность. В непринужденном поведении предполагается еще сдержанность и скромность.

Обязанность воспитателя – объяснять родителям, что поведение ребенка – результат воспитания.

О б щ и т е л ь н о с т ь... В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.

Д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь... Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, коллективизм, быть патриотом. Педагог должен разъяснять родителям, насколько важно, чтобы дети выполняли указания с пониманием необходимости этих качеств. Очень важно в дошкольном возрасте формировать у ребенка чувство ответственности за собственное поведение.

За период дошкольного детства ребёнок усваивает многие способы поведения в обществе. Он чутко присматривается к поведению сверстников и взрослых, подражает их манерам, жестам, речевым особенностям, у него появляются довольно устойчивые привычки. Поэтому так важно формировать нравственное поведение дошкольника под руководством взрослых. Воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами. Чтобы руководствуясь ими, формирующаяся личность сумела найти правильную линию поведения и в нестандартной ситуации.

Текст статьи
  1. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Для чего мы живём и каково наше место в мире. Пер. с англ. под общ. Ред. Т. В. Барчуновой. – Ярославль: ТФ «Норд» 2011г.
  2. Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2018.
  3. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям. – М., 2003г.
  4. Педагогика / Под.ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008.
  5. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х т. - М.: Юрайт, 2017. - Т.1. Теоретическая педагогика. - 406 с.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2005.
  7. Степанов П.В. Специфика теории воспитания как гуманитарного знания // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 08 мая по 14 мая
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
18 мая
Загрузка в eLibrary
18 мая
Рассылка печатных экземпляров
26 мая