На современном этапе произошли общественно-политические изменения в нашей стране, которые выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Формирование отношения к Родине начинается с детства, поэтому нравственно-патриотическое воспитание является на данном этапе одной из основных задач дошкольного образования.
Родина – это слово для каждого человека имеет особое значение. Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства своей личной связи с Родиной, не зная, как берегли и любили ее наши отцы и деды.
Чувство патриотизма не возникает у человека само по себе. Оно формируется в результате целенаправленного и длительного воспитательного воздействия на человека с раннего детства.
Формирование первоначальных представлений об окружающем мире, отношение к действительности происходит именно в дошкольном возрасте и дает возможность маленькому человеку почувствовать себя гражданином своего Отечества с ранних лет.
Необходимо прививать воспитанникам чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как это и есть основа воспитания патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому задачей дошкольной организации, как воспитателя является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решаются задачи, связанные с умственным развитием ребенка; в игре - навыки коллективизации, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Работа в данном направлении, должна вестись систематически и планомерно во всех группах. Особенно важна активная позиция воспитателя, его желания и умения сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Чтобы заинтересовать дошкольников, необходимо уметь преподнести материалы доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Работа должна быть последовательной, начиная с наиболее близкого, знакомого (семья, детский сад, улица, микрорайон), постепенно переходя к более глобальному – город, страна.
Основным ключом формирования социального опыта у дошкольников, должна стать работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе этой работы постепенно складывается образ собственного дома, семейных традиций. Это чувство «родительского дома» становится основой любви к Родине.
Запоминающимся событием станут совместные с родителями походы, в результате которых дети смогут не только познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и полюбоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. В старшем дошкольном возрасте уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Однако, было бы неверно, знакомить детей с родным краем, ограничиваясь показом только лишь его особенностей. В таком случае, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны, в которой они живут. И задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Взаимодействие с родителями дошкольников, является одним из важных аспектов по формированию нравственно-патриотического воспитания так, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:
- обустройство патриотических уголков в ДОУ;
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
- организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
- проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы.
Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:
- мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам;
- спортивные конкурсы;
- тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам, мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать геральдика и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чем раньше ведётся работа, по формированию патриотического воспитания у дошкольников, тем прочнее и устойчивее будут сформированы у них, нравственные качества и наши дети вырастут настоящими патриотами своей Родины, которые будут способные на героические поступки.