Роль самостоятельной работы в мультимедийной дистанционной образовательной системе

Роль самостоятельной работы в мультимедийной дистанционной образовательной системе

Самостоятельная работа студентов один из важнейших аспектов получения знаний в процессе обучения, а в современных дистанционных образовательных системах является основой. Благодаря системным настройкам и адаптивности, самостоятельное обучение становится непрерывным и увлекательным процессом. Современные дистанционные системы ориентированы на пользователя и предлагают интуитивно понятный алгоритм изучения.

Аннотация статьи
дистанционное обучение
электронные системы обучения
адаптивные системы
мультимедийные системы
самостоятельная работа
интерактивность
Ключевые слова

Развитие современных информационных технологий послужило основой для развития дистанционных сетевых обучающих систем, которые дают непрерывный доступ к системе обучения. Развитие всемирной сети Интернет, сформировало новую информационную среду, обеспечившую преподавателей электронными учебниками, базами данных, on-line тренингами и средствами общения. Как следствие, стало возможным объединить различные инструменты для обучения, усовершенствовав их и сделав доступными. Так всемирная паутина внесла свои изменения в образовательную культуру общества, сформировав дистанционное on-line обучение, с широким спектром возможностей.

Главным критерием к современным дистанционным системам обучения стала возможность круглосуточного и бесперебойного доступа, гибкие настройки для индивидуального и самостоятельного обучения, интерактивное взаимодействие с пользователем, возможность адаптивных настроек, и богатый разнообразный мультимедийный контент. Эти критерии действительно способны удовлетворить запросы современного рынка образовательных услуг.

Современные дистанционные системы подразделяются на два типа: on-line и off-line, отличие только в том, что on-line система автоматически формирует алгоритм обучения, позволяя работать через интернет, off-line системы зачастую распространяются на дисках или других носителях и подразумевают контроль средствами коммуникации для проверки либо преподавателем, либо системой. Такие системы были распространены в начале «нулевых», но с постоянно растущими скоростями доступа в сеть, популярность систем упала, сегодня ставку делают на on-line обучение. Так же сложным и финансово неоправданным стало привлечение преподавателя для ведения курса либо контроля знаний, каждая программа стремится сделать систему полностью автономной. Такое обучение, способно повысить его эффективность в разы. В первую, очередь это связано с самостоятельной работой студента. Такие условия самостоятельного усвоения материалов, которые учитывают удобное время, место, и главное, мотивацию в работе, способствуют повышению уровня эффективности обучения, и позволяют назвать ДО одним из перспективных методов образования (в рамках сотрудничество Министерства Образования России и национальной комиссией по делам ЮНЕСКО, реализуются договора по сотрудничеству в образовательной среде, в рамках развития программ «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ», в котором уделено особое место практике и развитию ДО, как образованию способному учитывать национальные культурные особенности и образовательные традиции).

По статистике, на традиционной лекции студент способен усвоить не более 20% материалов в устной форме и около 40%, если ведет запись. Эффективность повышается до 60% и выше, если контент формируется средствами мультимедиа, используется видео, графика, анимация, аудио материалы, благодаря одновременному воздействию на несколько органов восприятия, повышается усвоение информации, ведь рецепторные качества у каждого человека индивидуальны, а синтез мультимедийных средств способствует развитию личностных качеств студента. В основе дистанционного обучения используется полный спектр мультимедиа, который обеспечивает студента необходимой поддержкой при изучении, так же для повышения результатов формируется актуальный и качественный контент. Средства мультимедиа дают поистине разнообразную и богатую среду для обучения, работая как по-отдельности, так и в синтезе.

Самостоятельная работа – один из методов организации труда студентов еще со времени формирования традиционной формы образования, в ДО- самостоятельное обучение выходит на первый план, так как является основным методом научного познания. Самостоятельная работа студентов играет важнейшую роль в обучении. В государственном стандарте образовательных программ, по практике, самостоятельному обучению отдано от 50% и более часов дисциплины.

В традиционной образовательной среде СРС зачастую пересекается с другими методами образовательной деятельности, в ДО- является единственным возможным.

Самостоятельная работа студента начинается с настройки своей системы и выбора подхода, многие системы предлагают выбор средств подачи материала или их компиляцию. Такой подход, безусловно, требует высокой квалификации в использовании ПК, и подразумевает обеспеченность студента необходимы средствами. Самостоятельное обучение требует разработки педагогического сценария для системы, адаптивную и ориентированную на интуицию пользователя программу, которая будет вести «диалог» со студентом. Каждая система должна включать в себя алгоритм настройки, который будет ориентироваться на особенности студентов, их уровня подготовленности, на данном этапе происходит дифференциация студентов.

В традиционной форме образования СРС – научный метод обучения для первичного приобретения знания. В ДО возможности самостоятельной работы расширяются, благодаря доступу к информационным системам знаний, самостоятельная работа даже может не быть ограничена одной системой.

Фактически, можно утверждать, что обучение в ДО полностью самостоятельное, как и общая работа с информацией, выполнение текущих заданий. Подготовка исследований и самоконтроль. В таком процессе самостоятельная работа выходит на новый уровень, и сама по себе, уже является компонентом обучения, частью исследовательских и проблемных методов. Самостоятельная работа включает творческие и репродуктивные процессы в личности студента, способствующие обучению. К функциям, которые затрагивает СРС можно отнести общее развитие, повышение умственного труда, интеллектуальное обогащение, так же стимулирующую функция, ускорение процесса обучения и, как следствие, воспитательную функцию и развитие творческого мышления. Различают несколько уровней для СРС:

  1. репродуктивный (тренировочный) – это самостоятельное изучение материалов, информации, конспектирование, изучение различного мультимедийного контента.
  2. реконструктивный (познавательный) – самостоятельная подготовка сообщений, ответов, практических заданий, контрольный и семинарская деятельность.
  3. творческий (поисковый) – написание рефератов и других заданий.

В ДО особое внимание уделено репродуктивному уровню самостоятельной работы, так как компьютерное моделирование системы эффективно организует его. На этом уровне эффективно работает освоение компьютерных тренажеров по самостоятельной практической работе, на познавательном уровне системы предлагают компьютерное моделирования с имитационными моделями. Творческое начало сохраняет традиционные аспекты для СРС и ориентируется на научно-исследовательскую деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль самостоятельной работы в дистанционном образовании высока. Благодаря самостоятельной работе формируется весь процесс обучения, идет овладение знаниями, навыками, приобретаются самостоятельность в принятие решений, формируется ответственность, готовность к профессиональному росту и творческий подход к деятельности, развивают критическое мышление, усердие и толерантность к труду.

Необходимо учиться принимать и использовать для своего собственного развития новшества современного общества, ориентироваться в информационном потоке, гибко реагировать на изменения в образовательном процессе, личностном и общественном, повышая свои компетенции. Сегодня образование становится личностно-ориентированным, главной задачей на передний план выходит необходимость обучить студента способностью к самостоятельному принятию решений и их реализация.

Текст статьи
  1. Пономарев. Н.Л. Образовательные инновации: Государственная политика и управление / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов. – М.: Academia, 2007. – 142 с.
  2. Ковалевский. И. Организация самостоятельной работы студентов / И. Ковалевский // Высшее образование в России. – 2000.– №1.– С. 114-115.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря