Главная
АИ #6 (33)
Статьи журнала АИ #6 (33)
Опыт работы в разновозрастной дошкольной группе

Опыт работы в разновозрастной дошкольной группе

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

опыт
разновозрастная дошкольная группа
дошкольное образование
воспитатель

Аннотация статьи

В статье описан опыт работы с детьми в дошкольной разновозрастной группе. Есть определенные сложности, но также и преимущества совместного воспитания и обучения детей разного возраста.

Текст статьи

Я хочу поделиться своим опытом работы в разновозрастной группе. Мне очень интересно работать с дошкольниками. До этого я была учителем начальных классов со стажем 17 лет. Но из-за обстоятельств пришлось уехать, и мне предложили попробовать себя в роли воспитателя городского детского сада. Детишки у меня были одного возраста (вторая группа раннего возраста). Проработав в городском саду 2 года, поступило предложение от директора сельской школы: работа воспитателем в дошкольной разновозрастной группе. Поэтому есть с чем сравнить, и сделать небольшой анализ моей деятельности.

Дошкольное образование рассматривается сегодня не только как этап подготовки к школе или жизни, а как самоценное явление. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основные качества будущего человека.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения одновозрастным составом группы, довольно непросто достигать достаточного уровня знания в рамках ФГОС.

Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования.

Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе – это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим. Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен. В первую очередь нужно создать благоприятные условия для режимных моментов. Столы и стулья подготовлены согласно росту детей. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста. При планировании и организации занятий, необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведений занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Воспитатель организует проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Дети на занятиях разделены на подгруппы. По продолжительности особенно отличаются занятия детей 6-7 лет и 3 лет.

Я не удаляю детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Во-первых: нет такой возможности. Во-вторых: дети, которые не участвуют непосредственно в образовательной деятельности (в данном случает дети 3 лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя.

При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Для четырехлетних детей проводится занятие 15-20 минут. Чем занимаются в это время старшие дети? Если занятие подразумевает работу за столом (рисование, лепка, аппликация, ФЭМП), то для них организуется деятельность по выбору: рисование, самостоятельное конструирование из кубиков, легоконструктора или работа в дополнительных тетрадях. Во время занятий, дети старшего возраста могут помочь младшим. И делают это с желанием. После завершения работы с детьми младшего возраста, организуется перерыв для детей всей группы. Хочу отметить, что физкультминутки во время занятий делают все дети. После перерыва начинается занятие со старшими детьми. Теперь уже для детей младшего возраста организуется деятельность по выбору. Дети младшего возраста наблюдают за занятиями. И хочется сказать, что мои четырехлетки, которые были с детьми возраста 6-7 лет, на занятиях по обучению грамоте, к концу учебного года знали почти все буквы. А более усидчивые стали читать в 5 лет, чем порадовали и меня, и родителей. На занятиях по развитию речи, природному, социальному миру стараюсь вовлечь в образовательный процесс детей всей группы.

Сейчас наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

Как обеспечиваю активность и работоспособность детей во всех группах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильные темп и ритм любой деятельности. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.

Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.

Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе. Создавая, развивающую среду группы, воспитатели учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Живая комната», «Гараж», «Домик для кукол», «Салон красоты», «Дидактический стол», для малышей «Центр песка и воды»; для развития творческих способностей «Художественная мастерская Карандаша».

Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно- задача достаточно сложная.

Как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи. Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии В.Воскобовича.

Чем привлеки игры?

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Дети любят разнообразные игры. В своей образовательной деятельности я нередко использую квест-технологии.

Квесты для детей выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают образовательные задачи.

Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными. Они решают различные учебные задания (активные, логические, творческие, поисковые и др.): загадки, ребусы, пазлы, творческие задания, игры с песком,

лабиринты, шарады, головоломки, задания на экспериментирование и др.

Квест-это командная игра, поэтому детей объединяют в группы разного возраста. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Решается много воспитательных задач, формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.

Роль педагога в игре- направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствуют активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Такие группы, как наша – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д.

Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

По моим наблюдениям, действительно в образовательном процессе разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются, и адаптируются в школе.

Конечно, в работе в разновозрастной группе есть и свои сложности.

Реализуя взаимодействие детей, мы утвердили следующие правила:

  1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.
  2. Младшие не мешают старшим работать и играть.
  3. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, потратить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.
  4. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.
  5. Организуя жизнь людей, их разнообразную активную деятельность, я забочусь об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Поделиться

3454

Сычева Л. В. Опыт работы в разновозрастной дошкольной группе // Актуальные исследования. 2021. №6 (33). С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/1921-opit-raboti-v-raznovozrastnoj-doshkolnoj-grup

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января