В рамках настоящей статьи приведены теоретические разработки об особенностях и проблемах инвестиционной политики России. Рассмотрены проблемы инвестиционной политики, вызванные распространением коронавирусной инфекции. Представлены факторы, от которых непосредственно зависит приток инвестиций в нашу страну. Проведен обзор практической оценки экспертов в сфере инвестирования, приведены направления решения перечисленных в статье проблем с непосредственным участием государства.

Аннотация статьи
инвестиции
инвестиционная привлекательность
COVID-19
программа
инвестиционная политика
инвестиционная деятельности
финансовая стратегия
Ключевые слова

Актуальность исследования, затронутого в рамках настоящей статьи, обусловлена тем, что процесс управления инвестициями весьма многогранен и трудоемок, однако данный процесс остается одним из важнейших аспектов производства абсолютно каждого коммерческого предприятия. Зачастую экономический анализ деятельности предприятия непосредственно обуславливает необходимость инвестирования, а также роста объемов производства и изучения совершенно новых видов деятельности. При этом сам процесс управления инвестициями, как правило, начинается с формирования четкой инвестиционной стратегии.

Необходимо отметить, что хорошо налаженная инвестиционная деятельность имеет важное значение для любого вида предпринимательской деятельности, более того, это самый важный признак эффективности управления. Весьма важно с точностью применять ресурсы, дабы получить желаемый результат от вложений. С этой целью используют технологию оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, в рамках которого определяются основные методы и средства достижения поставленной цели.

Бесспорно одной из актуальных вопросов современной экономики как России, так и всего мира, остается проблема инвестиционной деятельности. Так, под инвестиционной политикой следует понимать комплекс связанных между собой целей и мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня инвестиционного капитала в конкретные сферы и отрасли экономики. При этом, важными особенностями по вложению инвестиций в экономику государства, а также признаками, которые присущи современной России, являются:

  • эффективность инвестиционной политики зависит от успешной стратегии;
  • экономическая нестабильность, а также отсутствие четкого вектора развития определенного сектора экономики не дает весьма широкого охвата при привлечении инвесторов;
  • довольно высокие таможенные пошлины;
  • неопределенность в рамках правовой системы, а также отсутствие конкретной ясности в современной денежно-кредитной политике страны [4, с. 92].

На основании показателя «Индекс экономической свободы», который был рассчитан The Wall Streer Journal и Heritage Foundation, на 2020 год наша страна занимает 94-е место с 61 баллом, при том, что Китай находится на 103-м месте, а Бразилия соответственно на 144-м месте. Согласно мнению экспертов, указанный индекс показывает вовсе не уровень развития экономики страны, а степень вмешательства [8].

Таким образом, нестабильная экономическая и политическая ситуация в настоящее время, неустойчивость российского рубля по отношению к другим валютам, отсутствие четкой ясности в определении прав собственности, а также различных льгот и привилегий непосредственно для иностранных инвесторов совместно с чрезмерной бюрократией и административными ограничениями для предпринимательской деятельности, считаются причинами подобного расположения в рейтинге.

В процессе оценки инвестиционной привлекательности инвестируемых предприятий инвесторы зачастую используют различные способы количественного анализа целого комплекса возможных показателей, которые позволяют определить уровень и степень инвестиционной привлекательности. На данный момент для обеспечения более обоснованного и полного восприятия инвестиционной привлекательности экономических субъектов хозяйствования, кроме количественных измерений стали применять также нереализованные показатели, которые можно оценивать посредствам логических построений.

В настоящее время роль государства выступает одной из ключевых в инвестиционной деятельности, поскольку государство должно и может способствовать увеличению доли инвестиционного капитала. Тем самым, согласно вышесказанному можно сделать вывод о весьма неблагоприятном климате в нашей стране в области инвестиционной политике. Однако, отметим, что Россия направляет свои средства с целью поддержания сферы инвестиционной деятельности. Так, Л. А. Яндарбаева утверждает, что необходимыми условиями для создания благоприятного «инвестиционного» климата необходимо, чтобы:

  1. Государство выступало непосредственно в роли гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности с целью утверждения и усиления значения государства, при этом минимизировав любые инвестиционные риски.
  2. Были сформированы институты по анализу и подбору инвесторов, а также информированию и консультированию желающих производить вложения.
  3. Был налажен контроль за деятельностью участников, а также были соблюден принцип «прозрачности» на равных конкурентных условиях.
  4. Произошло ускорение утверждения инвестиционных программ посредствам сокращения чрезмерной бюрократии [6, с. 290].

Таким образом, формирование инвестиционной привлекательности, как показало исследование, во многом зависит, прежде всего, от созданного государством экономического, политического и правового климата, а также налоговой и финансово-кредитной политики. Наряду с этим, для потенциальных инвесторов очень важны стабильность и перспективы развития экономики страны, с помощью которой «финансируются, разрабатываются и утверждаются проекты инвестирования совместно с иностранными государствами. Кроме создания благоприятного климата государство также осуществляет выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов, проведения экспертизы инвестиционных проектов проведения экспертизы инвестиционных проектов, а также предоставление концессий инвесторам по итогам торгов» [1]. Так, на основании доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), общий объем потоков прямых иностранных инвестиций понизился с 1,41 млрд долларов в 2018 году до 1,39 млрд долларов в 2019 году. В нашей стране приток иностранных инвестиций увеличился практически в два раза и составил 33 млрд долларов, в то время, как самой привлекательной страной для инвестирования стали Соединенные Штаты Америки [8].

В начале 2020 года эксперты прогнозировали более активное инвестирование. Однако, по факту на конец 2020 года поток иностранных инвестиций снизился на фоне резкого снижения цен на нефть и серьезных геополитических рисков. При этом, общий отток частного капитала из России согласно итогам января-сентября 2020 года ускорился в 1,6 раза, а именно до 35,5 млрд долларов. Мы видим, что России следует перейти к быстрому росту, который можно достичь увеличивая расходы, а не создавая своего рода подушку безопасности из избыточных резервов [7].

Рис. Прямые иностранные инвестиции в России, млн USD, платежный баланс 2014 - 2020 гг. [7]

Согласно рисунку можно увидеть, как меняется объем прямых иностранных инвестиций до октября 2020 года. Так, несмотря на обвал цен на нефть (общий экспорт из России снизился на 14%), падение сырьевого экспорта на 24,5%, а также экономический кризис в 2020 году, вызванный пандемией COVID-19, эксперты отметили еще одну причину падения уровня инвестиций в экономику России, а именно обещание государственных органов ввести повышенный налог на дивиденды для иностранцев. Подобное решение, по мнению многих экспертов, весьма ошибочно. Тем самым, это снижает стимул к сбережениям и ухудшает взаимоотношения с партнерами.

Проводимые в России в последнее время экономические реформы отрицательно сказались на многие виды деятельности, при этом инвестиционная деятельность не стала исключением. Произошедший спад промышленного производства в нашей стране приводит к снижению уровня инвестирования не только в отрасли экономики, а также и в социальную сферу. После чего появились весьма неэффективные долгосрочные проекты, что было практически невозможно в условиях нестабильности инвестиционной политики.

Однако, невзирая на отток инвестиций из нашей страны, Центральный Банк России за последние три года смог стимулировать создание благополучных условий для выпуска среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Кроме того, достаточно высокий спрос получили облигации федерального займа как у самого резидентов, так и не резидентов России. Облигации федерального займа, при этом, получили довольно высокий спрос и нашли широкое применение в качестве альтернативы банковскому вкладу у граждан России [5, с. 52].

За последние три года в сфере инвестиционной политики происходила унификация налоговых ставок как по государственным ценным бумагам, так собственно и по корпоративным облигациям. Наряду с этим, мы наблюдаем серьезную модернизацию правил размещения государственных ценных бумаг и взаимодействия между иностранными и отечественными инвесторами, что немаловажно в современных условиях ведения бизнеса [2, с. 32].

Наряду с вышесказанным, немаловажным в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов государство в рамках инвестиционной политики должно, прежде всего, придерживаться принципа приоритетности, при этом стимулируя вложения в более приоритетные программы. Речь здесь идет о приоритетных направлениях развития экономики страны, которые смогли бы обеспечить национальную, экологическую и продовольственную безопасность страны, тем не менее, непривлекательных для частного бизнеса, о направлениях государственной стратегии селективного и целенаправленного инвестирования, выполнение которой требует определенных вложений, далеко не всегда быстроокупаемых, однако которая дает весомый социально-экономический эффект в дальнейшем, инициирует последующие инвестиционные вложения.

Проведя анализ инвестиционной политики нашей страны, необходимо выделить следующие результат, а именно:

  • государство, при помощи законодательных и подзаконных актов довольно жестко контролирует и регламентирует общие правила, а также требования к ведению инвестиционной политики, кроме того, четко обозначен круг и границы правоспособности абсолютно всех субъектов, функционирующих на инвестиционном рынке;
  • со стороны государства создана определенная система органов и учреждений, осуществляющих качественную инвестиционную политику в стране, а также полный контроль над ситуацией и усовершенствования инвестиционного климата в России;
  • государство формирует федеральную инвестиционную программу, нацеленную на реализацию проектов, связанных со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением объектов капитального строительства [3, с. 239].

Отметим, что среди указанных выше мер реализации инвестиционной политики, немаловажное значение отведено обеспечению возможности получения инвесторами правдивой и корректной информации об экономических субъектах для проведения анализа и дальнейшего выбора объектов инвестицирования. Кроме того, очень важно содействие становлению современной институциональной инфраструктуры всего инвестиционного рынка, которая обеспечивает наиболее эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестирование производственной сферы.

Уже сейчас мы можем видеть, что в настоящее время проводится колоссальная работа в инвестиционной сфере, однако далеко не только инфляционные проблемы, которые появились в результате внешних условий, а также и серая экономика выступают ключевыми препятствиями для развития инвестирования в России.

Следует отметить, что инвестиционная деятельность экономического субъекта – это, своего рода двигатель, который непосредственно ведет экономику вперед, при этом, если мощные двигатели данного механизма функционируют бесперебойно, то экономика страны находится в весьма выгодном положении.

Невзирая на кризис, вызванный пандемией COVID-19, в стране продолжается процесс формирования новых специальных экономических зон и их диверсификации. При этом в большинстве государств уже завершен переход от зон простой экспортной обработки соответственно к зонам экспортной переработки. Отметим, что высокотехнологичные зоны и промышленные парки выступают ключевым средством инвестиционной политики, которая основана, прежде всего, на достижениях новой промышленной революции. Посредствам современной инвестиционной политики довольно резко упростились многие регламенты инвестиционной деятельности (среди которых разрешения, регистрации, согласования, уведомления и др.). Из когда-то весьма длительных «тягостно-бюрократических» процедур, такие регламенты в настоящее время трансформируются в средства быстрого целевого формирования весьма мощных узлов и центров современных производств, построения глобальных производственных сетей, и в особенности в индустриально продвинутых развивающихся экономиках.

Таким образом, в изменяющихся условиях на инвестиционную деятельность, прежде всего, будут оказывать не только научно-технический процесс, который направлен на обеспечение клиентов продуктами и услугами, а также и нацеленность на решение имеющихся проблем, возникающих на фоне пандемии, пересмотр важности покупок в странах дальнего и ближнего зарубежья. С целью преодоления вышеперечисленных проблем остро необходимо, прежде всего, непосредственное вмешательство со стороны государства в инвестиционную политику. Комплексный подход в области методов и гарантий инвестирования безусловно поспособствует обеспечению благоприятных условий абсолютно для всех субъектов инвестиционной деятельности. Кроме того, программы, проводимые государством, помогут привлечь иностранных инвесторов, если будет сформирована база для развития реального сектора экономики, а также будут доступны различные инструменты регулирования инвестиционного оборота, которые благоприятно скажутся на развитие свободной инвестиционной деятельности.

Текст статьи
  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», №39-ФЗ от 25.02.1999 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12114699/.
  2. Алимова М.Р., Абулмуслимова П.С. Влияние государственной инвестиционной политики на формирование инвестиционного климата страны // В сборнике: Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.М. Эсетовой. 2018. С. 32-34.
  3. Исраелян В.С. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность как основа государственной политики // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 239-242.
  4. Колесниченко А.Е. Специфика формирования инвестиционной политики на предприятии в современных условиях // Via scientiarum - Дорога знаний. 2020. № 4. С. 92-97.
  5. Костенко Р.В., Ступак А.С. Инвестиционный климат в РФ: защита инвесторов как главный фактор, влияющий на инвестиции // Colloquium-journal. 2019. № 7-6 (31). С. 51-53.
  6. Яндарбаева Л.А., Шерхова М.Х. Особенности построения организационно-экономического механизма управления инвестиционной деятельностью // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 28 (2). С. 290-294.
  7. Официальный сайт Tadviser [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/.
  8. Официальный сайт Finanz [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/inostrannye-investicii-v-rossiyu-rukhnuli-v-5- raz-1029675947.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября