научный журнал «Актуальные исследования» #6 (33), февраль '21

Основные аспекты формирования готовности к школьному обучению

В статье рассматриваются основные аспекты формирования готовности детей к школьному обучению.

Аннотация статьи
школа
формирование
ребенок
школьное обучение
готовность
интерес
Ключевые слова

Когда приближается тот период, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника, у родителей возникают волнения и переживания: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед обучением, в каком возрасте отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Понятно одно, готовить детей к школе нужно обязательно, ведь это поможет ученику-первокласснику в обучении и значительно облегчит адаптационный период.

В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает огромная пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, ведь оно связано с резким изменением всего образа жизни.

Малыш должен привыкнуть к новому взрослому, к коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям. Школа становится центром жизненных интересов ребёнка.

Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией [1, с. 35].

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких сложностей со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а от педагога поступают жалобы, ребёнок проявляет неуважительное отношение к учителю и нежелание посещать школу. Успех ребёнка в школе зависит от психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего, желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение обычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительных умственных и физических сил маленького школьника.

Готов ли организм шести – семилетнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжает активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствительный к неблагоприятным воздействия внешней среды, особенно чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по – разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в шесть лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам [3, с. 11].

Важнейшим элементом в формированию готовности ребёнка к школе является учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. [2, с. 46]. Для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения (подчинены ведущим мотивам). В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – желание получить высшее образование, в-третьих – интерес к самим знаниям.

Существует три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Характеристиками достижения школьной зрелости в интеллектуальной сфере являются: наличие у ребенка определенного круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Школьная зрелость в эмоциональном плане характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). Социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Ребенок должен уметь слышать учителя, и выполнять его требования. Необходимо научить своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задания вместе со всеми. Следует избегать чрезмерных требований. Не спрашивать с ребенка все и сразу. Требования должны соответствовать уровню развития навыков и познавательных способностей будущего первоклассника. Важные и нужные качества: прилежание, аккуратность, ответственность формируются не сразу. Ребенок учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых.

Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). Чем больше у ребенка нужных умений и качеств, тем быстрее и комфортнее он сумеет адаптироваться.

Обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя большое количество аспектов, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подготовка ребенка к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы его жизни. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.

Текст статьи
  1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: 1979.
  2. Гамезо М.В., Словарь по педагогической психологии. М.: 2001.
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября