Автор(-ы):
Тесленко Светлана Борисовна
Охмак Ирина Николаевна
Борзых Оксана Александровна
Татаринова Ольга Владимировна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются основные аспекты формирования готовности детей к школьному обучению.
Текст статьи
Когда приближается тот период, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника, у родителей возникают волнения и переживания: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед обучением, в каком возрасте отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Понятно одно, готовить детей к школе нужно обязательно, ведь это поможет ученику-первокласснику в обучении и значительно облегчит адаптационный период.
В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает огромная пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, ведь оно связано с резким изменением всего образа жизни.
Малыш должен привыкнуть к новому взрослому, к коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям. Школа становится центром жизненных интересов ребёнка.
Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией [1, с. 35].
Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких сложностей со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а от педагога поступают жалобы, ребёнок проявляет неуважительное отношение к учителю и нежелание посещать школу. Успех ребёнка в школе зависит от психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего, желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение обычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительных умственных и физических сил маленького школьника.
Готов ли организм шести – семилетнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжает активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствительный к неблагоприятным воздействия внешней среды, особенно чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Нужно помнить о том, что все дети развиваются по – разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в шесть лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам [3, с. 11].
Важнейшим элементом в формированию готовности ребёнка к школе является учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. [2, с. 46]. Для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения (подчинены ведущим мотивам). В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – желание получить высшее образование, в-третьих – интерес к самим знаниям.
Существует три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Характеристиками достижения школьной зрелости в интеллектуальной сфере являются: наличие у ребенка определенного круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Школьная зрелость в эмоциональном плане характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). Социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Ребенок должен уметь слышать учителя, и выполнять его требования. Необходимо научить своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задания вместе со всеми. Следует избегать чрезмерных требований. Не спрашивать с ребенка все и сразу. Требования должны соответствовать уровню развития навыков и познавательных способностей будущего первоклассника. Важные и нужные качества: прилежание, аккуратность, ответственность формируются не сразу. Ребенок учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). Чем больше у ребенка нужных умений и качеств, тем быстрее и комфортнее он сумеет адаптироваться.
Обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя большое количество аспектов, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подготовка ребенка к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы его жизни. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.
Список литературы
Поделиться
Тесленко С. Б., Охмак И. Н., Борзых О. А., Татаринова О. В. Основные аспекты формирования готовности к школьному обучению // Актуальные исследования. 2021. №6 (33). С. 34-36. URL: https://apni.ru/article/1926-osnovnie-aspekti-formirovaniya-gotovnosti