Неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста в медицинском вузе является иностранный язык, целью которого является применение полученных теоретических знаний в практических ситуациях, приближенных к реальной профессиональной жизни.
Источником обеспечения положительной мотивации к изучению английского языка у студентов медицинских вузов является формирование личностных потребностей в качественной профессиональной иноязычной подготовке, побуждающих к постоянной работе над собой, путем применения личностно-ориентированного подхода и интерактивного обучения, которое лучше способствует сотрудничеству, взаимопониманию и доброжелательности, предоставляет возможности действительно реализовать личностно-ориентированное обучение и расширяет познавательные возможности студентов в частности в получении, анализе и применении информации из разных источников.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, где все участники являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает как организатор процесса интерактивного обучения, консультант, фасилитатор дискуссии, замечания которого носят конструктивный характер, тогда как студенты учатся принимать взвешенные, важные решения относительно процесса обучения, имеют возможность общения и развития коммуникативных умений и навыков, сочетая различные виды деятельности.
Формирование положительной мотивации к изучению английского языка у студентов медицинских вузов определяется рядом специфических факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, организацией учебного процесса, системой взаимоотношений "преподаватель – студент", их субъективными особенностями, спецификой предмета, вида деятельности (продуктивный, творческий или репродуктивный), заинтересованностью содержанием и процессом обучения и т.п. Неотъемлемым условием заинтересованности студентов учебной деятельностью является стимулирование их познавательной активности, а также возможность проявить во время учебы разумную самостоятельность (умение самостоятельно учиться) и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких задач, решение которых требует от студентов активной поисковой деятельности. Учебный материал и методы обучения должны быть достаточно, но не чрезмерно разнообразны
В современной методической литературе выделяются четыре группы интерактивных технологий:
- интерактивная технология кооперативного обучения (работа в парах, в тройках, два на четыре, карусель, работа в малых группах и др.);
- интерактивная технология коллективно-группового обучения (обсуждение проблемы в общем круге, незаконченные предложения, мозговой штурм, анализ ситуации (кейс-метод), решение проблем, дерево решений и др.);
- технология ситуативного моделирования (симуляции или имитационные игры, ролевые игры);
- технология обработки дискуссионных вопросов (непрерывная шкала мнений, дискуссия (в стиле телевизионного шоу), дебаты и др. [1, с.47].
Указанные интерактивные технологии и методы целесообразно использовать в сочетании с традиционными для организации аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы студентов-медиков на практических занятиях по английскому языку. Благодаря умелому использованию указанных технологий и методов в условиях личностно-ориентированного обучения у студентов медицинских вузов формируется положительная мотивация к изучению английского языка и благоприятные условия для управляемого преподавателем и самоуправляемого, самостоятельного изучения языка, а также появляется возможность более широкого творческого самовыражения всех участников учебного процесса.
Современная методика преподавания английского языка акцентирует внимание на коммуникативной направленности занятий, что способствует практическому овладению языка через ситуации, приближенные к реальной профессиональной жизни. Преподавателю следует помнить, что внешние, даже самые благоприятные условия влияют на мотивацию обучения не непосредственно, а только через внутреннее отношение к ним самого студента. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений, направленных на формирование способности к обучению в широком смысле слова [2, с. 18]. Формирование профессиональной иноязычной компетенции осуществляется через подбор преподавателем активного лексического (чаще всего употребляется в иноязычной профессиональной речи) и грамматического (способствует свободному высказыванию на английском языке на любые темы по специальности) минимумов соответствующей системы коммуникативных упражнений и личностно-ориентированных инновационных технологий в неразрывном сочетании с традиционными.
Учитывая вышесказанное, можем утверждать, что к основным условиям обеспечения формирования положительной мотивации к изучению английского языка у студентов медицинских вузов относятся: психологическая атмосфера в группе; коллективные, групповые и индивидуальные формы организации разных видов деятельности; стимулирующие среду благодаря активному сотрудничеству преподавателя и студента; непосредственное привлечение студентов к оценке собственной деятельности и формирование у них адекватной самооценки; новизна учебно-методического комплекса с разнообразными заданиями на развитие четырех видов речевой деятельности (чтение , письмо, аудирование, говорение); любопытство и необычная форма изложения материала, эмоциональность речи преподавателя; анализ жизненных ситуаций; умелое сочетание преподавателем традиционных и интерактивных технологий и методов организации учебной деятельности студентов-медиков; обеспечение в процессе обучения возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
Уровень сформированности позитивной мотивации к обучению английскому языку у студентов-медиков с помощью интерактивных технологий и методов обучения был определен путем проведенного анкетирования. Каждому респонденту была отмечена важность независимого мнения. Анкета состояла из трех вопросов, а именно:
- каким используемым технологиям и методам обучения вы предпочитаете на занятиях английского языка;
- какие, по Вашему мнению, интерактивные технологии и методы стоит использовать на занятиях английского языка;
- оцените использование интерактивных технологий и методов на занятиях английскому языку.
Анализ полученных результатов свидетельствует, что на начальном этапе применения интерактивных технологий и методов обучения подавляющее большинство респондентов отдавала предпочтение традиционным пассивным методам работы (чтение, перевод и пересказ текстов, а также выполнение предтекстовых и послетекстовых упражнений, которые не требовали творчества), тогда как на завершающем этапе изучения английского языка – активным и интерактивным технологиям и методам (работа в парах и малых группах, микрофон, незаконченные предложения, мозговой штурм, кейс-метод, дискуссии, ролевая игра) в сочетании с традиционными.