Культурный досуг студентов в период пандемии COVID-19

Досуг является фундаментальным элементом нашей повседневной деятельности. Он дает возможность отвлечься от ежедневной рутины, работы и забот, а также способствует расширению знаний, навыков и чувств принадлежности к чему-то большему. Но что происходит с культурным досугом в момент сложной эпидемиологической обстановки? В этой статье мы предприняли попытку ответить на следующие сложные вопросы: какие изменения мы можем наблюдать в культурном досуге во времена COVID-19? Какие новые формы культурного досуга появились у студентов во время пандемии? Студенты ощущают, что они стали тратить больше времени на учебу, что, по-видимому, привело к повышенной тревожности, которая влияет на их повседневную жизнь. Изменения досуговых привычек нарушают нормальную студенческую жизнь. Учащиеся впервые стали на постоянной основе пользоваться цифровыми культурными инициативами художественных галерей, музеев, фестивалей. Ограничения, с которыми мир столкнулся, находясь в изоляции, стимулировали появление новых форм творчества, в частности и культурного досуга.

Аннотация статьи
культура
самоизоляция
онлайн экскурсии
учреждения культуры
студенты
досуг
Ключевые слова

Как коронакризис может повлиять на веками формировавшиеся привычный нам формат повседневной деятельности или на бизнес, связанный с культурно-досуговой деятельностью? Эти актуальные вопросы, во времена, когда пандемия приводит нас к тому, что целые страны по всему миру оказываются запертыми в собственные границы. Можно было бы задать много вопросов о том, какие формы досуга остаются с нами, когда мы больше не можем покидать свои дома, встречаться с родственниками и друзьями или заниматься спортом - когда мир становится размером с квартиру. Наша жизнь становиться неустойчивой, постоянно обновляющейся в соответствии с новыми директивами и процедурами, ограничивающими наши свободы. Даже в такой сложный момент досуг все еще может присутствовать вне обстоятельств, проявляясь в старых и новых формах.

Именно в таком контексте, требующем беспрецедентных и нестандартных творческих решений, мы попытаемся найти ответы на поставленные выше вопросы, а именно: что мы могли наблюдать в культурном досуге во времена COVID-19, и, более конкретно, как же изменились практики культурного досуга среди студентов, являющихся населением, склонным к депрессии и психическим проблемам во времена пандемии?

С наступлением пандемии многие культурные учреждения во всем мире запустили новые дистанционные сервисы, такие как виртуальные экскурсии (Государственный музей Амстердама). В тоже время другие учреждения культуры развивали уже существующие инициативы. Например, Британский музей с его обширной электронной коллекцией. В Москве пошли дальше и создали сервис «stayhome.moscow», в котором объединили виртуальные экскурсии и онлайн-проекты крупнейших московских учреждений досуга и культуры. Посетителям сайта доступны материалы Музея современного искусства «Гараж», Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Еврейского музея и центра толерантности, Музея русского импрессионизма, центра «Космонавтики и авиации» на ВДНХ, планетария, Центра славянской письменности «Слово», Московского музея современного искусства и зоопарка. Контент от всех учреждений постоянно дополняется и обновляется в реальном времени. Это только несколько примеров из огромного количества музеев по всему миру, которые используют интернет, чтобы разнообразить досуг людей в период пандемии.

Как известно, музыкальный фестиваль «Global Citizen» в прямом эфире собрал почти 130 миллионов долларов по всему миру для борьбы с пандемией. Этот пример дал обществу понять как внеплощадочные культурно-досуговые центры и культурные учреждения могут получать доход в эти трудные времена. А в Нидерландах радиостанция «NPO Radio 2» предоставила более чем 30 голландским артистам возможность транслировать свою музыку из своей гостиной. «SoundCloud» – онлайн-платформа и сайт для распространения оцифрованной звуковой информации, обладающая функциями социальной сети, создал «Isolation Rave» – серию техно-цифровых мероприятий, транслируемых на большую аудиторию с участием известных исполнителей, что позволило зрителям делать небольшие пожертвования, чтобы помочь артистам во время блокировок.

В 2020 году правительство некоторых стран Европы запустило финансовые инициативы, направленные на поддержку культурного сектора во времена кризиса. Этот комплекс мер направлен на поддержку более крупных субсидируемых учреждений, например, государственных музеев, для борьбы с финансовыми последствиями закрытия, а также в целях улучшения их культурных предложений на следующий сезон. Эти меры дополнили уже существовавшие ранее меры, направленные на защиту художников и профессионалов культурного сектора. По всему миру были приняты меры социального дистанцирования, означавшие отмену всех видов общественных собраний, закрытие всех связанных с досугом коммерческих организаций, таких как бары, кинотеатры, спортивные залы и музеи, а также всевозможные мероприятия и собрания перемещались на интернет-площадки. Точно так же университетские и школьные занятия были перенесены на онлайн-платформы, ограничивая студентов их собственными комнатами.

Традиционно, студенты высших учебных заведений извлекают пользу из культурно-массовых досуговых мероприятий, проводимых университетом, поскольку у них, как правило, есть время и желание, а также личный стимул для участия в подобных мероприятиях. Неотъемлемой частью жизни студентов являлись и такие формы проведения досуга как посещение музеев, концертов, фестивалей или путешествия [1]. Эти мероприятия были синонимом студенческой жизни во всем мире и были особенно важны для поддержания здорового образа жизни, поскольку учеба часто оказывает высокое моральное и эмоциональное давление на молодых людей. Серьезные ограничения в их привычном досуге, который имел сильное социальное значение, делают студентов особенно чувствительными к негативным последствиям пандемии [2].

Мы провели опрос среди студентов различных программ высших учебных заведений Москвы и получила представление об их образе жизни и о том, как они проводят досуг во время пандемии. Первое, что удалось выяснить это то, что студенты стали более вовлечены в учебу, чем до изоляции. Баланс между учебой, работой и досугом, сместился больше в сторону «учебного» элемента этой системы между работой и личной жизнью. Студенты чувствовали, что они тратят гораздо больше времени на учебу, что, по-видимому, и привело к более острому переживанию проблем, растущему беспокойству и повышенной тревожности. И это не смотря на то, что сегодня использование виртуальных технологий даёт безграничные возможности для сферы образования, особенно творческих дисциплин. Например, можно надеть VR-шлем и стать участником мастер-класса. А стоит надеть VR-костюм и ты уже получаешь возможность танцевать, играть или репетировать на сцене театра, который имеет идентичные физические параметры, как у настоящего здания [3].

На самом деле, среди этих студентов, было общее чувство, что, с одной стороны, у них не было свободного времени, чтобы наслаждаться досугом, с другой стороны, они, не находили времени на него с тех пор, как началась самоизоляция. Изменение привычного темпа учебы, неправильное планирование дня, нестабильное расписание и неверное распределение нагрузки нарушают нормальную студенческую жизнь. Для некоторых, осознание и понимание происходящего размыто, студенты говорили, что динамика работы из дома иногда заставляет их терять счет времени, затрудняет понимание того, куда уходят их часы жизни. С такими проблемами столкнулись не только студенты. Многие люди говорили о трудностях адаптации к работе из дома, изменениях в семейной жизни и повседневной рутине.

Из-за отсутствия внешних предложений по проведению досуга в новых условиях, некоторые студенты решили посвятить свое свободное время личным культурным проектам. Кто-то продолжил писать давно начатую картину, кто-то решил учиться играть на музыкальном инструменте или развивать вокал по онлайн-курсам.

Этот кризис ознаменовал появление бесчисленных цифровых культурных инициатив от художников, музеев, фестивалей по всему миру. Студенты с большим интересом принялись изучать эти инициативы. Для одного студента это означало возможность посетить Государственный музей из своей гостиной и посмотреть в прямом эфире комедийное шоу, происходящее в другой стране. Вторая студентка упомянула, что ей не нравятся онлайн-музеи, поскольку им не хватает «текстур, которые делают их интересными». Тем не менее, ей нравится смотреть онлайн-концерты и прямые трансляции от ди-джеев и артистов со всего мира. Несмотря на общее впечатление о нехватке времени у этих студентов, интересно отметить, что самоизоляция также стимулировала другие формы творчества в их досуге, например они стали чаще делиться своими хобби в социальных сетях или заводили блог, где пытались готовить блюда по рецептам известных шеф-поваров в прямом эфире. А также придумывать новые форматы совместного досуга с друзьями, например, пижамная вечеринка по скайпу, фотосессия по видеосвязи или настольные игры онлайн. Хотелось бы отметить, что среди студентов существовало единое ожидание того, что пандемия когда-нибудь закончится и жизнь, пусть и не полностью, но хотя бы частично вернется в прежнее русло.

Для многих людей во всем мире меры изоляции и социального дистанцирования не означали увеличение свободного времени. Иногда новые возможности досуга зависят от их собственного проявления себя в творчестве. Культурный досуг, хоть и в различных формах, пережил этот кризис, с одной стороны, благодаря высокому спросу на него, а с другой, благодаря более широкому культурному предложению, даруемому новыми формами культурного потребления. Для сектора культурного досуга это означает не только появление новых организационных форм во всем мире, но и закрепление ранее существовавших цифровых инициатив. Поскольку будущее досуга остается скрытым за коронавирусным туманом, и многие задаются вопросом, вернемся ли мы когда-нибудь снова к «нормальности», цифровые инициативы в секторе культурного досуга, похоже, надежно укрепляются в нашей повседневной жизни. Однако остается вопрос - будет ли увеличиваться физический социальный контакт из-за потребности людей к общению? Мы можем только ждать и следить за дальнейшим развитием событий, чтобы получить ответ на этот и многие другие вопросы.

Текст статьи
  1. Кустова М.В. Досуг студентов: чтение или социальные сети? / М.В. Кустова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). - Челябинск: ЧГИК, 2018. - C. 106-108.
  2. Рыбичева О.Ю. Новые формы организации учебного процесса в современном онлайн-образовании (на примере экономической интернет-школы) / О. Ю. Рыбичева // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Международной научной конференции, Красноярск, 25-28 сентября 2018 г. : в 2 ч. - Ч. 2. - Красноярск: СФУ, 2018. - С. 241-245.
  3. Олешкевич К. И. Внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс студентов вузов [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2020. - №2. - http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/oleshkevich_8-13.pdf (дата обращения 14.02.2021)
Список литературы