Главная
АИ #7 (34)
Статьи журнала АИ #7 (34)
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» как пример истинного патриотизма

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» как пример истинного патриотизма

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

патриотизм
повесть
анализ текста
литература
литературоведение

Аннотация статьи

Одним из важных условий достижения целей урока литературы является развитие творческой мыслительной деятельности обучающихся. Огромное значение для вовлечения в активную учебную деятельность имеет методика работы преподавателя. Повесть «Тарас Бульба» занимает особое место в системе уроков по творчеству Н.В. Гоголя. Усвоение обучающимися знаний об этом литературном произведении положительно отразится на духовном развитии, на знаниях по истории литературы, литературоведению. В статье представлен урок литературы для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений.

Текст статьи

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Особенности изображения людей и природы в повести.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

– А. С. Пушкин восторженно отзывался о произведениях своего современника Н. В. Гоголя: «Какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Сегодня и нам предстоит встреча с творчеством великого русского писателя – Николая Васильевича Гоголя, с его бессмертным творением – повестью «Тарас Бульба» [1].

Уплотнённый опрос (реализация первой части задания на самоподготовку)

1. Сообщения воспитанников о Н. В. Гоголе с дополнениями преподавателя и привлечением иллюстративного материала

2. Сообщение преподавателя об истории создания повести «Тарас Бульба», об отражённой в ней эпохе

Работа над темой урока

1. Фронтальная беседа о первых впечатлениях от прочтения повести (реализация второй части домашнего задания)

2. Работа с учебником

1) Ознакомление с впечатлениями современников от произведений Н. В. Гоголя

2) Анализ воспоминаний современников о том, как работал Н. В. Гоголь над своими произведениями, как их читал

3. Виртуальное справочное бюро

Ознакомление с понятием «историческая повесть»

Историческая повесть – жанр повествовательной литературы, в основе которого лежат исторические события, изображённые в художественной форме; герои исторической повести – исторические и вымышленные лица; язык повествования приближен к изображаемой эпохе [2].

4. Составление общего плана повести в процессе фронтальной работы

(Под руководством учителя работают воспитанники, прочитавшие повесть полностью. Основной приём: даются названия каждой главе. Записи делаются в тетрадях)

Общий план повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1. Встреча Тарасом сыновей. Отъезд из родного дома в Запорожскую Сечь.

2. Казаки в степи. Приезд в Запорожскую Сечь.

3. Жизнь в Запорожской Сечи. Подготовка к походу.

4. В боевом походе. Осада Дубно.

5. Побег Андрия из казацкого стана. Его измена казакам и Родине.

6. Первый бой под Дубно.

7. Запорожцы в погоне за татарами.

8. Второй бой под Дубно. Гибель изменника Андрия. Пленение Остапа и ранение Тараса.

9. Болезнь Тараса. Его выздоровление и отъезд в Варшаву.

10. Тарас в Варшаве. Казнь Остапа.

11. Месть Тараса за казнённого сына. Смерть Тараса.

5. Аналитическая проблемная беседа по прочитанному дома

  • Какими вы видите Тараса Бульбу, его сыновей и их мать в начале повести?
  • Какие портретные характеристики даёт Гоголь своим героям?
  • Сравните словесные портреты с иллюстрациями к повести художников Е. Кибрика и Д. Шмаринова. Насколько они соответствуют вашим представлениям после прочтения? Что совпадает, что не совпадает, на что вы без иллюстраций не обратили внимания, а художники вам помогли?
  • Как выражается авторское отношение к героям?
  • Выразительно прочитайте описание светлицы в доме Тараса Бульбы. Какие детали этого интерьера помогают понять уклад жизни казачьего атамана?
  • Прочитайте описание степи (глава II). Отчего при виде степи сердца казаков «встрепенулись, как птицы»? Что олицетворяет собой поэтический образ степи? Нарисуйте словами шкалу настроения героев и читателя в цвете. От какого к какому цвету вы будете идти? Почему?
  • Прочитайте описание Запорожской Сечи во второй главе. Опишите Сечь такой, какой её впервые увидели Остап и Андрий. В пересказе сохраните художественные особенности прочитанного.
  • Какими были нравы и неписанные законы Запорожской Сечи? Чем они вас поразили?
  • Как рисует Гоголь запорожцев? Кто из героев-казаков больше всего вам запомнился?
  • Каким испытаниям подвергла братьев Сечь? Как каждый из них проявил себя?
  • Как произошло, что Андрий решился на измену своим товарищам и Родине? Как к этому поступку относитесь вы?

6. Работа с таблицей

Задание. Укажите эпизоды повести, наиболее важные для Характеристики героев (Тарас Бульба, Остап, Андрий), заполнив ячейки таблицы. Продолжите её заполнение дома.

Характеристика героев повести

1) Портретная характеристика Остапа и Андрия

Вывод. Портрет – средство характеристики героев [3]. В портретах братьев нет детализации, Гоголь выделяет три особенности в описании лиц: здоровый цвет юности, белизну лица и чёрные усы, подчёркивающие эту белизну. В центре внимания писателя – воинские доблести братьев, их сила и юность, потому что Гоголь писал героическую повесть о борьбе запорожцев, их славных подвигах во имя родины. Он выделял и подчёркивал в портретах своих героев силу, удаль, мужество, качества воинов.

2) Главное в характерах героев

Вывод. Главное в характере Андрия – себялюбие, эгоизм. Главное в характере Остапа – прямота и упрямство, бесстрашие и твёрдость. Андрий отзывчив и чувствителен, но менее откровенен, чем его старший брат, обидчив и изворотлив (учение в бурсе, встреча, отношение к матери и отцу) [4].

3) Поведение в бою

Вывод. Храбрость и мужество Остапа противопоставляются пылкости, горячности и эгоизму Андрия.

4) Гибель

Вывод. Остап духовно ближе Тарасу, всем запорожцам, чем Андрий; мысли о Родине, о её прекрасном будущем – для них главное: «Пусть же славится до конца века Русская земля!». Мысли Андрия – о прекрасной полячке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны?.. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!».

5) Смысл противопоставления братьев

Вывод. Противопоставление верности родине, патриотизма, преданности идеалам своих отцов и предательства, силы духа и характера, малодушия и эгоизма [5].

Подведение итогов урока. Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение»

– Я думаю, что настоящим героем в повести...

Задание на самоподготовку

1. Прочитать повесть до конца, закончить заполнение таблицы в тетради.

2. Подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

3. Подготовить устный рассказ об Остапе (I вариант) и Андрии (II вариант) по плану.

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. – 320 с. – ил.
  2. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, [2] с.
  3. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
  4. Борисов, А. С. Занимательное литературоведение. Гоголь Москва: МГДД(Ю)Т, 2009
  5. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

Поделиться

4044

Воробьева С. В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» как пример истинного патриотизма // Актуальные исследования. 2021. №7 (34). С. 21-23. URL: https://apni.ru/article/1938-povest-nv-gogolya-taras-bulba-kak-primer

Похожие статьи

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа