Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» как пример истинного патриотизма

Одним из важных условий достижения целей урока литературы является развитие творческой мыслительной деятельности обучающихся. Огромное значение для вовлечения в активную учебную деятельность имеет методика работы преподавателя. Повесть «Тарас Бульба» занимает особое место в системе уроков по творчеству Н.В. Гоголя. Усвоение обучающимися знаний об этом литературном произведении положительно отразится на духовном развитии, на знаниях по истории литературы, литературоведению. В статье представлен урок литературы для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений.

Аннотация статьи
патриотизм
повесть
анализ текста
литературоведение
литература
Ключевые слова

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Особенности изображения людей и природы в повести.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

– А. С. Пушкин восторженно отзывался о произведениях своего современника Н. В. Гоголя: «Какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Сегодня и нам предстоит встреча с творчеством великого русского писателя – Николая Васильевича Гоголя, с его бессмертным творением – повестью «Тарас Бульба» [1].

Уплотнённый опрос (реализация первой части задания на самоподготовку)

1. Сообщения воспитанников о Н. В. Гоголе с дополнениями преподавателя и привлечением иллюстративного материала

2. Сообщение преподавателя об истории создания повести «Тарас Бульба», об отражённой в ней эпохе

Работа над темой урока

1. Фронтальная беседа о первых впечатлениях от прочтения повести (реализация второй части домашнего задания)

2. Работа с учебником

1) Ознакомление с впечатлениями современников от произведений Н. В. Гоголя

2) Анализ воспоминаний современников о том, как работал Н. В. Гоголь над своими произведениями, как их читал

3. Виртуальное справочное бюро

Ознакомление с понятием «историческая повесть»

Историческая повесть – жанр повествовательной литературы, в основе которого лежат исторические события, изображённые в художественной форме; герои исторической повести – исторические и вымышленные лица; язык повествования приближен к изображаемой эпохе [2].

4. Составление общего плана повести в процессе фронтальной работы

(Под руководством учителя работают воспитанники, прочитавшие повесть полностью. Основной приём: даются названия каждой главе. Записи делаются в тетрадях)

Общий план повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1. Встреча Тарасом сыновей. Отъезд из родного дома в Запорожскую Сечь.

2. Казаки в степи. Приезд в Запорожскую Сечь.

3. Жизнь в Запорожской Сечи. Подготовка к походу.

4. В боевом походе. Осада Дубно.

5. Побег Андрия из казацкого стана. Его измена казакам и Родине.

6. Первый бой под Дубно.

7. Запорожцы в погоне за татарами.

8. Второй бой под Дубно. Гибель изменника Андрия. Пленение Остапа и ранение Тараса.

9. Болезнь Тараса. Его выздоровление и отъезд в Варшаву.

10. Тарас в Варшаве. Казнь Остапа.

11. Месть Тараса за казнённого сына. Смерть Тараса.

5. Аналитическая проблемная беседа по прочитанному дома

  • Какими вы видите Тараса Бульбу, его сыновей и их мать в начале повести?
  • Какие портретные характеристики даёт Гоголь своим героям?
  • Сравните словесные портреты с иллюстрациями к повести художников Е. Кибрика и Д. Шмаринова. Насколько они соответствуют вашим представлениям после прочтения? Что совпадает, что не совпадает, на что вы без иллюстраций не обратили внимания, а художники вам помогли?
  • Как выражается авторское отношение к героям?
  • Выразительно прочитайте описание светлицы в доме Тараса Бульбы. Какие детали этого интерьера помогают понять уклад жизни казачьего атамана?
  • Прочитайте описание степи (глава II). Отчего при виде степи сердца казаков «встрепенулись, как птицы»? Что олицетворяет собой поэтический образ степи? Нарисуйте словами шкалу настроения героев и читателя в цвете. От какого к какому цвету вы будете идти? Почему?
  • Прочитайте описание Запорожской Сечи во второй главе. Опишите Сечь такой, какой её впервые увидели Остап и Андрий. В пересказе сохраните художественные особенности прочитанного.
  • Какими были нравы и неписанные законы Запорожской Сечи? Чем они вас поразили?
  • Как рисует Гоголь запорожцев? Кто из героев-казаков больше всего вам запомнился?
  • Каким испытаниям подвергла братьев Сечь? Как каждый из них проявил себя?
  • Как произошло, что Андрий решился на измену своим товарищам и Родине? Как к этому поступку относитесь вы?

6. Работа с таблицей

Задание. Укажите эпизоды повести, наиболее важные для Характеристики героев (Тарас Бульба, Остап, Андрий), заполнив ячейки таблицы. Продолжите её заполнение дома.

Характеристика героев повести

1) Портретная характеристика Остапа и Андрия

Вывод. Портрет – средство характеристики героев [3]. В портретах братьев нет детализации, Гоголь выделяет три особенности в описании лиц: здоровый цвет юности, белизну лица и чёрные усы, подчёркивающие эту белизну. В центре внимания писателя – воинские доблести братьев, их сила и юность, потому что Гоголь писал героическую повесть о борьбе запорожцев, их славных подвигах во имя родины. Он выделял и подчёркивал в портретах своих героев силу, удаль, мужество, качества воинов.

2) Главное в характерах героев

Вывод. Главное в характере Андрия – себялюбие, эгоизм. Главное в характере Остапа – прямота и упрямство, бесстрашие и твёрдость. Андрий отзывчив и чувствителен, но менее откровенен, чем его старший брат, обидчив и изворотлив (учение в бурсе, встреча, отношение к матери и отцу) [4].

3) Поведение в бою

Вывод. Храбрость и мужество Остапа противопоставляются пылкости, горячности и эгоизму Андрия.

4) Гибель

Вывод. Остап духовно ближе Тарасу, всем запорожцам, чем Андрий; мысли о Родине, о её прекрасном будущем – для них главное: «Пусть же славится до конца века Русская земля!». Мысли Андрия – о прекрасной полячке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны?.. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!».

5) Смысл противопоставления братьев

Вывод. Противопоставление верности родине, патриотизма, преданности идеалам своих отцов и предательства, силы духа и характера, малодушия и эгоизма [5].

Подведение итогов урока. Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение»

– Я думаю, что настоящим героем в повести...

Задание на самоподготовку

1. Прочитать повесть до конца, закончить заполнение таблицы в тетради.

2. Подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

3. Подготовить устный рассказ об Остапе (I вариант) и Андрии (II вариант) по плану.

Текст статьи
  1. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. – 320 с. – ил.
  2. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, [2] с.
  3. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
  4. Борисов, А. С. Занимательное литературоведение. Гоголь Москва: МГДД(Ю)Т, 2009
  5. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.
Список литературы