Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Особенности изображения людей и природы в повести.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
– А. С. Пушкин восторженно отзывался о произведениях своего современника Н. В. Гоголя: «Какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Сегодня и нам предстоит встреча с творчеством великого русского писателя – Николая Васильевича Гоголя, с его бессмертным творением – повестью «Тарас Бульба» [1].
Уплотнённый опрос (реализация первой части задания на самоподготовку)
1. Сообщения воспитанников о Н. В. Гоголе с дополнениями преподавателя и привлечением иллюстративного материала
2. Сообщение преподавателя об истории создания повести «Тарас Бульба», об отражённой в ней эпохе
Работа над темой урока
1. Фронтальная беседа о первых впечатлениях от прочтения повести (реализация второй части домашнего задания)
2. Работа с учебником
1) Ознакомление с впечатлениями современников от произведений Н. В. Гоголя
2) Анализ воспоминаний современников о том, как работал Н. В. Гоголь над своими произведениями, как их читал
3. Виртуальное справочное бюро
Ознакомление с понятием «историческая повесть»
Историческая повесть – жанр повествовательной литературы, в основе которого лежат исторические события, изображённые в художественной форме; герои исторической повести – исторические и вымышленные лица; язык повествования приближен к изображаемой эпохе [2].
4. Составление общего плана повести в процессе фронтальной работы
(Под руководством учителя работают воспитанники, прочитавшие повесть полностью. Основной приём: даются названия каждой главе. Записи делаются в тетрадях)
Общий план повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
1. Встреча Тарасом сыновей. Отъезд из родного дома в Запорожскую Сечь.
2. Казаки в степи. Приезд в Запорожскую Сечь.
3. Жизнь в Запорожской Сечи. Подготовка к походу.
4. В боевом походе. Осада Дубно.
5. Побег Андрия из казацкого стана. Его измена казакам и Родине.
6. Первый бой под Дубно.
7. Запорожцы в погоне за татарами.
8. Второй бой под Дубно. Гибель изменника Андрия. Пленение Остапа и ранение Тараса.
9. Болезнь Тараса. Его выздоровление и отъезд в Варшаву.
10. Тарас в Варшаве. Казнь Остапа.
11. Месть Тараса за казнённого сына. Смерть Тараса.
5. Аналитическая проблемная беседа по прочитанному дома
- Какими вы видите Тараса Бульбу, его сыновей и их мать в начале повести?
- Какие портретные характеристики даёт Гоголь своим героям?
- Сравните словесные портреты с иллюстрациями к повести художников Е. Кибрика и Д. Шмаринова. Насколько они соответствуют вашим представлениям после прочтения? Что совпадает, что не совпадает, на что вы без иллюстраций не обратили внимания, а художники вам помогли?
- Как выражается авторское отношение к героям?
- Выразительно прочитайте описание светлицы в доме Тараса Бульбы. Какие детали этого интерьера помогают понять уклад жизни казачьего атамана?
- Прочитайте описание степи (глава II). Отчего при виде степи сердца казаков «встрепенулись, как птицы»? Что олицетворяет собой поэтический образ степи? Нарисуйте словами шкалу настроения героев и читателя в цвете. От какого к какому цвету вы будете идти? Почему?
- Прочитайте описание Запорожской Сечи во второй главе. Опишите Сечь такой, какой её впервые увидели Остап и Андрий. В пересказе сохраните художественные особенности прочитанного.
- Какими были нравы и неписанные законы Запорожской Сечи? Чем они вас поразили?
- Как рисует Гоголь запорожцев? Кто из героев-казаков больше всего вам запомнился?
- Каким испытаниям подвергла братьев Сечь? Как каждый из них проявил себя?
- Как произошло, что Андрий решился на измену своим товарищам и Родине? Как к этому поступку относитесь вы?
6. Работа с таблицей
Задание. Укажите эпизоды повести, наиболее важные для Характеристики героев (Тарас Бульба, Остап, Андрий), заполнив ячейки таблицы. Продолжите её заполнение дома.
Характеристика героев повести
1) Портретная характеристика Остапа и Андрия
Вывод. Портрет – средство характеристики героев [3]. В портретах братьев нет детализации, Гоголь выделяет три особенности в описании лиц: здоровый цвет юности, белизну лица и чёрные усы, подчёркивающие эту белизну. В центре внимания писателя – воинские доблести братьев, их сила и юность, потому что Гоголь писал героическую повесть о борьбе запорожцев, их славных подвигах во имя родины. Он выделял и подчёркивал в портретах своих героев силу, удаль, мужество, качества воинов.
2) Главное в характерах героев
Вывод. Главное в характере Андрия – себялюбие, эгоизм. Главное в характере Остапа – прямота и упрямство, бесстрашие и твёрдость. Андрий отзывчив и чувствителен, но менее откровенен, чем его старший брат, обидчив и изворотлив (учение в бурсе, встреча, отношение к матери и отцу) [4].
3) Поведение в бою
Вывод. Храбрость и мужество Остапа противопоставляются пылкости, горячности и эгоизму Андрия.
4) Гибель
Вывод. Остап духовно ближе Тарасу, всем запорожцам, чем Андрий; мысли о Родине, о её прекрасном будущем – для них главное: «Пусть же славится до конца века Русская земля!». Мысли Андрия – о прекрасной полячке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны?.. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!».
5) Смысл противопоставления братьев
Вывод. Противопоставление верности родине, патриотизма, преданности идеалам своих отцов и предательства, силы духа и характера, малодушия и эгоизма [5].
Подведение итогов урока. Рефлексия
Приём «Незаконченное предложение»
– Я думаю, что настоящим героем в повести...
Задание на самоподготовку
1. Прочитать повесть до конца, закончить заполнение таблицы в тетради.
2. Подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе.
3. Подготовить устный рассказ об Остапе (I вариант) и Андрии (II вариант) по плану.