Развивающая мелкую моторику рук игра со шнуровкой

Автор(-ы):

Скокова Олеся Викторовна

Шеховцова Татьяна Станиславовна

Гулак Татьяна Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

шнуровка
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В статье мы раскрыли, что шнурки можно использовать многократно, каждый раз придумывая что-то новое, используя безграничные возможности детской фантазии.

Текст статьи

Сегодня ассортимент игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на выбор игрушки можно потратить не один час. Некоторые родители при покупке игрушек руководствуются принципом «Чем дороже – тем лучше». Однако это не совсем корректно. Можно купить игрушку, которая будет стоить не дорого, а пользы для развития малыша будет значительно больше, чем от огромного плюшевого мишки.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще двадцать лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори. Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь Монтессори Мария, автор популярной развивающей методики, названной в честь ее имени методикой Монтессори [1, с.78]. С тех пор, занимательные игры шнуровки пользуется популярностью среди взрослых и детей во всем мире. Многих родителей шнуровки привлекают еще и потому, что их можно сделать самостоятельно, используя подручные материалы и инструменты. Однако даже если речь ребёнка в норме, это вовсе не значит, что ребёнок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у него затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в шести лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача, значит и ваш ребёнок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

К развивающим играм с ребёнком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка). В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого [2, с.56].

Помимо этого, игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение и аккуратность. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, изучать с ребенком цвета, формы, развивать логику, знакомить с новыми понятиями.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребёнок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.

Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.

Пуговицы идеально подойдут детям от года. Если вы думаете, что эта игра не может заинтересовать ребенка, поскольку не является яркой, то сильно ошибаетесь. Здесь важную роль играет тот факт, что дети просто обожают чувствовать себя взрослыми. А ничто так не делает ребёнка взрослым, как настоящая взрослая вещь и взрослое занятие.

Поэтому предложите ребёнку заняться хозяйством и пришить пуговицу. А чтобы маленькие неловкие пальцы справились с этим мудреным делом, пуговица будет большой, иголка – деревянной, а вместо нитки малыш проденет в ушко один из трёх ярких шнурков. Игрушка состоит из пуговицы с четырьмя дырками, деревянной иголки и нитки-шнурка. Покажите малышу швейные движения - иголка ныряет в дырочку и выныривает обратно, причем сразу обратите его внимание, что выныривать она должна не произвольно, не через край пуговицы, а в соседнюю дырочку или дырочку наискосок.

Для детей постарше (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается незаконченная картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. В процессе игры ребёнок освоит разные способы шнуровки – просто стёжки, стёжки крест-накрест. Научите малыша накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть работы – отшнуровать детали – не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра учит внимательности и аккуратности. У каждой детали есть свое место, в процессе ребёнок обретёт навыки конструирования, составления орнаментов, начнёт с большей лёгкостью ориентироваться на плоскости. К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно собрать игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Однако предложите ребёнку попробовать свои варианты шнуровки. Это положительно отразится на творческих способностях вашего малыша.

Игру-шнуровку можно сделать своими руками. Для этого потребуются выход в интернет, цветной принтер, широкий скотч, плотный картон или лист фанеры, карандаш, клей, ножницы или канцелярский нож, дырокол, а также шнурки (желательно разных цветов).

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно знакомить дошкольников с методами и приёмами шнурования, ведь опыт шнурования сам по себе не возникает, ему нужно обучаться и взрослый как никто другой может помочь в этом дошкольнику. Систематические упражнения помогут выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры со шнурками не требуют много затрат. Это недорогое развлечение. Шнурками можно играть даже детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, каждый раз придумывая что-то новое, использую безграничные возможности детской фантазии. Итог работы со шнуровкой всегда будет положителен.

Список литературы

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006.
  2. Гаврилина С.Е., Кутявина И.Г. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2000.
  3. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 48 с.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
  5. Ткаченко Т.А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М., 2008.

Поделиться

2060

Скокова О. В., Шеховцова Т. С., Гулак Т. Н. Развивающая мелкую моторику рук игра со шнуровкой // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 74-77. URL: https://apni.ru/article/1939-razvivayushchaya-melkuyu-motoriku-ruk-igra

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля