В современных условиях происходит возрастание требований органов государственной власти, работодателей, выпускников вузов и общества в целом к национальным системам высшего образования, что проявляется в деятельности различных структур, выполняющих функцию трансляции в систему высшего образования интересов внешних по отношению к ней групп ее субъектов. В результате формируются следующие общемировые тенденции в развитии систем высшего образования:
1) изменяется характер распределения бюджетных средств внутри системы высшего образования с учетом показателей эффективности деятельности вузов;
2) складываются механизмы подотчетности и контроля деятельности вузов со стороны государства и общества;
3) усиливается направленность образовательных программ вузов на удовлетворение запросов рынка труда с учетом современных тенденций;
4) принимаются единые международные стандарты в оценке качества высшего образования [4].
Институциональные изменения в сфере высшего образования обусловливают повышение значимости полученных в ней результатов, а также необходимостью соответствия этих результатов интересам отдельных субъектов и общества в целом.
Актуальность рассматриваемых изменений применительно к российской системе образования определяется, с одной стороны, ее интеграцией в общемировую образовательную систему, с другой – ее неспособностью обеспечить достижение стратегических целей развития страны по формированию структурно-диверсифицированной экономики с преобладающей долей инновационных, высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.
В настоящее время в сфере высшего образования Российской Федерации по существу происходит процесс институциональной трансформации, конечной целью которого является кардинальное повышение качества высшего образования. Поэтому решение ключевых проблем высшего образования рассматривается отечественными учеными, представителями властных структур именно в институциональном аспекте. По этой причине проблема выбора и внедрения на практике эффективных институтов регулирования рынка образовательных услуг является актуальной [2, 6].
Система высшего образования в России переживает существенные изменения. Отказ от государственной монополии в области образования, создание коммерческого обучения, изменение уклада общественной жизни привели к появлению рынка образовательных услуг, который наряду с информационным рынком и рынком труда оказывает активное воздействие на сферу образования. Информатизация и цифровизация экономики и общества, изменение институциональных условий функционирования государственных и бизнес структур спровоцировали рост спроса на различные виды образовательных услуг, связанных с телекоммуникационными технологиями, информатикой и т.д.
Глобальные социокультурные перемены в мировом пространстве, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности [4]. Эти несоответствия и вызывают время от времени возникающие попытки реформирования системы высшего образования. Несмотря на эти попытки, состояние сферы образования многие исследователи склонны оценивать как критическое [5, 6]. Кризисные явления системы образования закономерно являются отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в следующем:
- деформации привычных целей образования;
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом [6].
Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского системы высшего образования. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
- проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости «потребностей» социального заказа и интересов личности;
- проблема преодоления дезинтегрированности содержания образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в формировании инновационной экономики;
- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий с инновационными подходами в системе образования;
- проблема развития проблемного мышления у обучающихся через постепенный отход от монологического общения к диалогическому;
- проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса;
- проблема социальной дифференциации и качества образования [1, 7].
В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, образование становится более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных специалистов еще далека от необходимого уровня.
Сегодня высшее образование стоит перед непростым выбором – найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность общества в обеспечении и дальнейшем наращивании научно-образовательного потенциала [5].
Рынок образовательных услуг в России имеет особенности, которые резко отличают его от мировых. Это связано не столько с уникальностью услуг, которые он предлагает, сколько с тем, что для его формирования был выделен сравнительно небольшой временной промежуток. Только сейчас, по мнению аналитиков, он начинает принимать более-менее цивилизованный вид [6].
Развитие рынка образовательных услуг стратегически важно для государства, а потому оно в определенной мере должно быть объектом государственного регулирования, контроля и управления. Это влияние государства на рынок образовательных услуг осуществляется по целому ряду направлений, в том числе за счет:
- определения порядка создания, регистрации и лицензирования вузов, их аккредитации;
- организации деятельности органов управления образованием, в том числе высшим и послевузовским;
- разграничения компетенций органов власти различных уровней в развитии системы образования, координации их деятельности;
- выработки государством социально-экономической и образовательной политики и государственных образовательных стандартов;
- осуществления государственного заказа на подготовку специалистов и их распределение, трудоустройство;
- определения и реализации социальных льгот и гарантий для студентов, преподавателей и сотрудников вузов и др. [2, 6].
Любая рыночная модель экономики определяет лишь степень вмешательства государства в область предпринимательства, в том числе связанного с оказанием образовательных услуг населению, но отнюдь не освобождает его от регулятивных функций и обязанностей. Что же касается России, то роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует ее исторической традиции, а негативные тенденции, связанные с осуществлением структурно-техноло гических и институциональных перемен, делают эту роль еще более значимой.
Решение проблемы влияния государства на экономику связано с решением аналогичной проблемы в системе высшего образования как одной из важнейших сфер национального хозяйства. Необходимость этого практически никем не оспаривается, но сама проблема продолжает оставаться предметом дискуссий. Точки зрения здесь, как и в оценке роли государства в современной экономике, полярны: от требований усилить влияние государства на сферу высшего образования, что обусловливается социальным по своей природе характером инвестиций в человеческий капитал, до призывов к сокращению такого влияния [4, 6].
Думается, что методологическую основу концепции организационно-экономического механизма функционирования высшей школы должна составлять теория «смешанной экономики». Такой подход обусловливается необходимостью учета общих интересов, когда стратегическое значение сферы образования достаточно важно для жизнеобеспечения всего общества и без ее развития оно просто не сможет выжить. Другой подход связан с несовершенством рыночного механизма координации деятельности вузов, функционирующих в режиме относительного саморегулирования. Несовершенство действия рыночного механизма вызывает необходимость государственного регулирования стихийного рынка образовательных услуг в интересах общества [2, 5].
Становление и развитие рынка образовательных услуг происходит не совсем стихийно, однако нуждается в регулировании как спроса, так и предложения, но в разных границах и различными методами. В то же время рынок образовательных услуг, как и любой другой рынок, является саморегулирующейся системой и находится в состоянии динамического неравновесия. В этой ситуации сфера образования, особенно высшего, занимает промежуточное положение. Речь идет о том, что ее услуги могут быть как личностно ориентированными объектами, так и объектами присвоения и отчуждения, хотя, как и в случае оказания любой услуги, характер отчуждаемости здесь условен.
Исследование рыночных отношений в сфере образования и развития инфраструктуры рынка образовательных услуг позволило выявить их сложный и противоречивый характер. С одной стороны, в результате активной адаптационной деятельности многих вузов, а также ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, наметились и развиваются позитивные тенденции: формируется новая законодательная база, происходит перераспределение управленческих функций, возникают элементы многоканального финансирования, функционируют негосударственные учебные заведения, обновляется содержание образовательных программ и др. С другой стороны, обозначился ряд других проблем, к которым можно отнести недостаточный уровень финансирования, а также неэффективный и непрозрачный механизм распределения бюджетных средств; усиление социальной дифференциации в доступе к качественному образованию; износ основных фондов; отток и старение преподавательского состава. Отсюда следует, что в настоящее время возрастает роль и ответственность государственного регулирования деятельности вузов и рынка образовательных услуг [6, 7].