Поводом к написанию данной статьи послужили размышления о том, что в меняющемся мире постоянно растет роль социально-гуманитарного знания, что объясняется новыми чертами современного научного знания (фундаментального и прикладного), в котором сильна тенденция перехода в область гуманитарных технологий и новых трактовок человеческого потенциала, с одной стороны, и значит самих основ гуманизма, с другой стороны. Интерес представляют и новые процессы, протекающие в различных социально-гуманитарных науках, которые меняют и свою основную тематику, и исследовательские подходы, и критерии оценки достигнутого.
Следовательно, появляется возможность обосновать теоретический подход к дискурсу о месте и роли духовного производства в развитии современного социально-гуманитарного знания, расширить представление о категориальном аппарате, научиться конкретизировать недостатки и достоинства процессов современного продуцирования социально-гуманитарного знания.
В связи с этим, на современном этапе общественных трансформаций, рассмотрение места и роли духовного производства в развитии социально-гуманитарного знания, на наш взгляд, необходимо и незаменимо для осмысления многих духовно-нравственных проблем современной цивилизации [1, с. 180-182].
Рассматривая концепт «духовное производство», можно согласиться, что в узком смысле оно понимается как производство духовных ценностей, то есть идей, представлений, научных знаний, идеалов, в широком смысле «духовное производство» есть вся деятельность людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей [2, с. 53].
Место и роль духовного производства в развитии современного гуманитарного знания изучал С.Э. Крапивенский, который справедливо полагает, что только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковые, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям [3, с. 62].
Рассмотрение места и роли духовного производства в развитии современного социально-гуманитарного знания показывает, что в интеллектуальном пространстве все время находятся какие-то фрагменты старых и даже древних систем знания, которые длительное время могут находиться в запасниках коллективной памяти и никак не проявлять себя, но в переходные периоды вдруг становятся актуальными для человеческих общностей, перемещаются в зону социальной нормы. Интерес в этом аспекте представляет текст как первичная реальность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. В нем концентрируются все особенности гуманитарного знания и познавательной деятельности.
Можно согласиться с В. Гороховым в том, что на современном этапе необходима комбинация практического и теоретического социально-гуманитарного образования у людей, уже имеющих профессиональное образование в какой-либо конкретной области. Только формирование междисциплинарного и многостороннего представления о современной культуре и ее развитии с философской, литературной, искусствоведческой, исторической и социологической точек зрения, позволит получить им в качестве дополнительной квалификации углубленные знания о проблемах и направлениях современной культуры [4, с. 12-13].
В условиях духовно-нравственного кризиса духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику: предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. Существенным элементом данного социального слоя является научная элита. В процессе ее развития можно выделить некоторые черты присущего ей духовного производства:
- производство объективного, научного знания о природе обществе, человеке;
- присутствие элементов научной новизны, оригинальность в постановке научных проблем, научные открытия, изобретения;
- объективация полученных знаний в определенной знаковой форме;
- способность к трансляции произведенных научных ценностей для других представителей научной элиты [5, с. 41-43].
С позиции системного подхода, все составляющие научную элиту элементы находятся в формальных и неформальных, явных и скрытых связях между собой. Эта система способна развиваться и обновляться, в известных пределах сама восстанавливать утраченное. Вместе с тем, исключая один элемент, например, интеллектуальная эмиграция, как минимум, затрудняется целостное воспроизводство научной элиты. Если же из-за эмиграции выпадают сразу несколько элементов, могут разорваться многие структурные связи, это воспроизводство вообще окажется под угрозой и может, к большому сожалению, прерваться.
В современном мире можно проследить тенденцию изменения в системе общественных ценностей, смысл которых заключается в признании элитарности общественно значимым социально-структурным явлением. На смену прежним, формальным декларациям о важности научной элиты, в связи с этим, должно прийти более глубокое понимание ее роли как одной из основных движущих сил социального прогресса. Вместе с тем необходимо постоянное совершенствование в стране системы подготовки и продвижения научных кадров. Представляется, что образование в современном «обществе знания» понимается не как система предоставления товаров и услуг, а как когнитивная среда, наделенная обучающими и воспитывающими компетенциями и помогающая субъекту в его движении сквозь циклы трансформации.
Важно, что современное образование мыслится, прежде всего, не как социальный институт, а как способ сохранения и приумножения культуры. Одним из актуальных направлений в современном «обществе знания» видится цель – создать субъекта когнитивной деятельности, человека культуры, мыслителя, деятеля, творца. Для реализации этой идеи, необходимо, чтобы сложилось творческое сообщество людей, разделяющих методологические взгляды «открытого контента», которое сможет довести идеи постнеклассической философии и методологии науки до необходимой глубины теоретических разработок и практической реализации. Эти идеи в дальнейшем станут, на наш взгляд, способом миропонимания и методом действия для человечества, образующего общество, основанное на знании.
На современном этапе простого исполнительства современная техника материального и духовного производства уже не терпит, поскольку от уровня требовательности к мастерству и эстетическому качеству любого продукта современного производства зависит жизнедеятельность социальной системы [6, с. 65-66]. Ее эффективное функционирование призвана обеспечить концепция модернизации образования в российском обществе и государстве, причем результат модернизации должен соответствовать основным характеристикам и запросам современных обществ, основанных на знаниях. Речь идет также о модернизационных проектах в сфере развития технологий, политической системы, правового государства, гражданского общества и науки.
Необходимо, в этой связи обращение к феномену ученого-гуманитария, к его функции создателя систем знания, которые оказывают-ся существенными для трансформации картин мира и формирования цен-ностно-нормативной регуляции человеческой деятельности. Важнейшей особенностью общества как объекта гуманитарного познания является вхождение в его структуру такого субъекта, который наделен сознанием, активно действующий, предлагающий творческие подходы к решению по-ставленных задач, что, в свою очередь, отвечает характеристикам предста-вителей именно научной элиты.
Необходимо отметить, что духовное про-изводство в первую очередь преобразует сознание человека как целое, общественное и индивидуальное сознание. Преобразование же сознания человека и ведет к изменению типа его личности. Это касается творческого типа личности. Производство им духовных ценностей, то есть идей, пред-ставлений, научных знаний, идеалов применительно к отдельным сферам (науки, воспитания, культуры, политики, этических представлений, обще-ственного сознания) ведет, в целом, к развитию новых идей и направлений социально-гуманитарного знания.
В заключении необходимо отметить, что рассмотрение проблемы определения места и роли духовного производства в развитии современного социально-гуманитарного знания как фактора, формирующего адекватное этим изменениям мировоззрение, важно в современных условиях и, очевидно, формирует основы человеческого взаимопонимания и предпочтительные формы продуктивного взаимодействия людей, отвечающие на вызовы времени.