Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в вузе как одно из направлений воспитательного взаимодействия

Статья рассматривает основные пути и способы создания профессиональной направленности и обеспечение воспитательного взаимодействия в обучении студентов иностранному языку. На основе анализа научной литературы автор раскрывает возможные пути развития когнитивного компонента профессиональной компетентности обучающихся, отмечает наиболее эффективные направления повышения уровня профессионально-личностного развития студентов в контексте использования потенциала дисциплины в совершенствовании умений и навыков обучающихся, а также необходимых им в будущей профессиональной деятельности личностных качеств.

Аннотация статьи
иностранные языки
обучение иностранным языкам
студенты вуза
профессиональная направленность обучения
воспитательное взаимодействие
Ключевые слова

Изучение научной литературы [1, 2, 3, 4, 5], а также опыт практической работы позволяют говорить о том, что обучение иностранным языкам в вузе с акцентом на профессиональную направленность педагогического процесса выступает одним из путей совершенствования профессиональной подготовки студентов и стимулирует активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности, при этом аудиторная и самостоятельная работа в процессе изучения дисциплины проходит наиболее продуктивно и плодотворно. Учет специфики будущей профессиональной деятельности обучающихся и их профессиональных интересов в построении педагогического процесса являются основой для сознательного усвоения содержания дисциплины, а также достаточным стимулом для повышения мотивации студентов к процессу обучения в целом.

Усиление профессиональной направленности процесса обучения иностранному языку в первую очередь предполагает включение в процесс обучения мероприятий, целью которых является обогащение знаний студентов в области будущей профессии. Здесь закладываются оптимальные условия теоретической подготовленности студентов к работе по выбранному направлению, происходит развитие когнитивного компонента их профессиональной компетентности. Профессионально направленное обучение иностранным языкам в вузе подразумевает профессионально-личностное развитие будущих бакалавров в плане расширения объема их профессиональных знаний, объем и качество которых напрямую влияют на профессиональную конкурентоспособность будущего выпускника.

Расширению профессиональных знаний студентов в процессе изучения иностранных языков в вузе способствуют соответствующая организация и использование профессионально ориентированного учебного материала; увеличение на занятиях по иностранному языку доли профессиональной лексики и специальных терминов, относящимися к сфере профессиональной деятельности обучающихся, использование дополнительных материалов (текстовых, аудио- и видеоматериалов, раздаточного материала), стимулирующих познавательную активность студентов; усиление интеграции содержания обучения иностранным языкам и дисциплинам профессионального цикла; использование таких методов, приемов и средств обучения, применение которых предполагает повышение познавательной активности и самостоятельности студентов.

Воспитательное взаимодействие в процессе профессионально направленного обучения студентов иностранному языку также предполагает развитие деятельностного компонента профессиональной компетентности студентов. Здесь создание профессиональной направленности обучения происходит за счет различных комплексов заданий, в которых по возможности наиболее приближенно передается специфика будущей профессии обучающихся, что дает им возможность осознать ее сущность, выяснить требования государства и общества к специалисту данной сферы, сформировать и развить нужные для студентов умения и навыки [2, c. 421].

Для этого могут использоваться: работа с текстами профессиональной направленности, дополнительными аудио- и видеоматериалами, применение которых развивает умение обучающихся критически оценивать и анализировать полученную информацию, выделять важную информацию и отфильтровывать второстепенную; работа с материалами иностранных СМИ; работа с профессиональными иноязычными интернет ресурсами; воспроизведение, обсуждение и решение на занятиях по иностранному языку возможных практических ситуаций и практико-ориентированных вопросов из области будущей профессиональной деятельности; привлечение обучающихся к участию в дискуссиях и круглых столах; НИРС в виде подготовки и докладов и участия студентов в научно-практических конференциях; работа с различными видами документов на иностранном языке и др.

Профессиональная направленность обучения иностранным языкам формирует у обучающихся ясное представление о возможности включения ЗУН в области дисциплины в структуру профессиональной компетентности специалиста данной области, а также понятие о возможности использования иностранного языка как средства повышения своей конкурентоспособности [5, c. 336], как следствие усиливается мотивация студентов к более продуктивному участию в учебно-познавательной деятельности. Коммуникативные задания профессиональной направленности и коммуникативно-ориентированная работа в парах и группах способствуют формированию и развитию у студентов профессиональной коммуникабельности и развивают у них умение четко излагать свою мысль, прислушиваться к собеседнику, обоснованно отстаивать определенную точку зрения и др.

Обеспечение воспитательного взаимодействия между субъектами педагогического процесса по изучению иностранного языка в вузе предполагает в том числе увеличение доли и усиление значимости самостоятельной работы студентов. Студенты в процессе изучения иностранных языков в вузе могут расти как профессионалы избранной сферы деятельности благодаря использованию и правильному применению таких форм самостоятельной работы, как подготовка к практическим занятиям профессионально-ориентированного характера, подготовка к соответствующим формам промежуточного и итогового контроля, самостоятельная работа с оригинальными текстовыми материалами профессиональной направленности, самостоятельная работа с различными деловыми документами и письмами, использование аудио- и видеоматериалов и профессионально-ориентированных иноязычных интернет ресурсов, дополнительная работа с учебной литературой, дополнительная научно-исследовательская работа студента и др.

При использовании правильно выбранных форм самостоятельной работы формируются и закладываются основы профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся. Самостоятельная работа студентов в процессе профессионально направленного изучения иностранного языка также выступает средством развития соответствующих личностных качеств обучающихся, т.е. таким направлением учебной работы, в ходе которой раскрывается их личностный потенциал.

Таким образом, анализ научной литературы и опыт практической деятельности доказывают правильность и обоснованность нашего предположения, что усиление профессионально-практической направленности обучения является одним из важных направлений воспитательного взаимодействия между субъектами педагогического процесса по изучению иностранных языков в высшей школе, способствует повышению эффективности процесса обучения в вузе и расширению знаний студентов в области избранной профессии, формированию и развитию у них важных в области профессии умений и навыков, а также профессионально-значимых и личностных качеств.

Воспитательное взаимодействие в ходе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в высшей школе осуществляется наиболее планомерно и направленно, если у студентов за счет отбора соответствующих форм и методов работы, создания соответствующей рабочей атмосферы на занятиях и в результате хороших рабочих взаимоотношений между субъектами педагогического процесса у обучающихся формируется положительная мотивация к изучению иностранных языков и профессиональному росту в ходе изучения дисциплины, в процессе изучения дисциплины акцент делается на активные методы обучения и соответствующие формы самостоятельной работы студентов; своевременно осуществляется мониторинг уровня профессионально-личностного развития студентов как результата воспитательного взаимодействия, по мере необходимости пересматривается и дополняется содержание обучения дисциплине.

Текст статьи
  1. Грабчук К. М. Профессиональная компетентность и оценка ее сформированности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. – № 1. – С. 65-70.
  2. Зыбина Н. Е. О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 420-423.
  3. Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : дис. ... канд. пед. наук. – Орел, 2005. – 245 с.
  4. Коробова О. В. Концепция компетентностно-ориентированного образования при обучении иностранному языку // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (Чита, февраль 2013 г.). – Чита, 2013. – С. 107-110.
  5. Кучерявая Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб., 2012. – С. 336-337.
Список литературы