Познавательное развитие детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Познавательное развитие детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность

В статье даны определения понятиям познавательный интерес, детское экспериментирование. Выделены особенности детского экспериментирования, а также условия организации предметно-развивающей среды для осуществления опытно-экспериментальной деятельности. В результате, выявлено, детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности c одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей c другой.

Аннотация статьи
дети раннего возраста
детское экспериментирование
опыт
эксперимент
познавательный интерес
познавательная деятельность
Ключевые слова

Проблема развития познавательного интереса у детей раннего возраста – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе экспериментирования воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к её пониманию. Малышей интересует всё новое и неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [2].

Г.М. Лямина считает, что познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными [4].

Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием [5].

Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». А.И. Савенков считает, что «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний» [6].

В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности c одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей c другой» [5].

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни - он является практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В настоящее время метод экспериментирования в системе дошкольного образования является одним из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Современные исследователи такие, как Иванова А.И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н., рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста [5].

Белкина В.Н., отмечает, что лишение ребенка экспериментировать, а также постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка [1].

Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность.

Комлева И.В., считает, что ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития [3]. Она проявляется в том, что малыш:

  1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
  2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу исследовать его;
  3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
  4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
  5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Следует отметить, что детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком. Эксперимент развивает память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире. В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.

Детское экспериментирование включает эксперименты с:

  • песком;
  • водой;
  • объектами живой природы;
  • предметами и материалами.

Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности необходимо организовать предметно-развивающую среду, то есть уголок экспериментирования. Он в себя включает следующее:

– подбор игр-экспериментов;

– подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:

  • ёмкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания, совки, формочки, грабельки;
  • ёмкости для игр с водой, набор резиновых и пластмассовых игрушек (рыбки, черепашки, кораблики, наборы камушков, ракушек).

Выделают особенности детского экспериментирования:

  • ведущая роль принадлежит взрослому, как носителю образцов действий с предметами, материалами и речевых образцов;
  • свобода;
  • продолжительность не регламентируется;
  • беседа во время эксперимента;
  • не требуется специальное оборудование, так как исследованию подвергаются не только окружающие предметы, но и объекты неживой природы.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие опытно- экспериментальной деятельности в раннем возрасте во всех видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности малыша, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания.

Текст статьи
  1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Учебное пособие / В.Н. Белкина. - М.: Феникс, 2019. - 272 c.
  2. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 108с.
  3. Комлева И.В. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - С. 29-33
  4. Лямина, Г.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Г.М. Лямина - М., 1976. – 126с.
  5. Поддьяков, Н.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности [Текст] / Н.Н. Поддьяков - М., 1989. – 24с.
  6. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст]/ А.И. Савенков - М., 2018. – 246с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая