Проблема развития познавательного интереса у детей раннего возраста – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе экспериментирования воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к её пониманию. Малышей интересует всё новое и неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес.
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [2].
Г.М. Лямина считает, что познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными [4].
Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием [5].
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». А.И. Савенков считает, что «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний» [6].
В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности c одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей c другой» [5].
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни - он является практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
В настоящее время метод экспериментирования в системе дошкольного образования является одним из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Современные исследователи такие, как Иванова А.И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н., рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста [5].
Белкина В.Н., отмечает, что лишение ребенка экспериментировать, а также постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка [1].
Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность.
Комлева И.В., считает, что ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития [3]. Она проявляется в том, что малыш:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Следует отметить, что детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком. Эксперимент развивает память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире. В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.
Детское экспериментирование включает эксперименты с:
- песком;
- водой;
- объектами живой природы;
- предметами и материалами.
Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности необходимо организовать предметно-развивающую среду, то есть уголок экспериментирования. Он в себя включает следующее:
– подбор игр-экспериментов;
– подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:
- ёмкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания, совки, формочки, грабельки;
- ёмкости для игр с водой, набор резиновых и пластмассовых игрушек (рыбки, черепашки, кораблики, наборы камушков, ракушек).
Выделают особенности детского экспериментирования:
- ведущая роль принадлежит взрослому, как носителю образцов действий с предметами, материалами и речевых образцов;
- свобода;
- продолжительность не регламентируется;
- беседа во время эксперимента;
- не требуется специальное оборудование, так как исследованию подвергаются не только окружающие предметы, но и объекты неживой природы.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие опытно- экспериментальной деятельности в раннем возрасте во всех видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности малыша, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания.