Трансплантация органа – это последняя предлагаемая процедура в случае возникновения проблем в функционировании каких-либо органов, она проводится только в критических, неотложных медицинских ситуациях. Пересадка органов может спасти человеческую жизнь (например, трансплантация донорского сердца или печени). Она также позволяет восстановить работу некоторых функций организма, что способствует улучшению качества жизни. Например, трансплантация прозрачной ткани, покрывающей глаз (роговица), не нужна для жизни, но позволяет восстановить зрение.
Проблема правового регулирования вопросов трансплантации органов и тканей человека имеет весьма широкое научное освещение. Она не раз становилась предметом исследования различных ученых, однако, несмотря на это, исследования продолжаются. Не только РФ, но и все международное сообщество заинтересовано в том, чтобы максимально обеспечить соблюдение прав и интересов людей при осуществлении трансплантологических услуг [3, с. 74].
В качестве одного из важнейших международных актов, который хоть на прямую и не регулирует конкретные, связанные с трансплантацией, отношения и вопросы, выступает Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Важность данного документа обусловлена тем, что в нем содержатся основополагающие принципы гуманизма, которыми руководствовались как российские законодательные органы, так и большая часть зарубежных, при создании законов, регулирующих трансплантацию органов и тканей человека.
В качестве второго важного международного документа выступает Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Данный документ по своей сути затрагивает те же самые вопросы, что и Всеобщая декларация прав человека, только делает это более детально и конкретизирует определенные моменты [2, с. 427].
Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины от 19 ноября 1996 года. Общие положения Конвенции определяют объект и цель документа. Цель состоит в том, чтобы защитить достоинство людей в области биомедицины. Для достижения этой цели принят ряд определенных принципов. Принципы, воплощенные в первой главе данного нормативного правового акта, закрепляют главенствующую роль человеческой жизни при проведении биомедицинских процедур, равный доступ к здравоохранению и профессиональные стандарты качества оказываемых услуг.
Конвенция устанавливает общее правило, согласно которому живых доноров для трансплантации органов следует использовать только в том случае, если нет органов от умершего человека. Любые удаленные части тела необходимо утилизировать с уважением, в соответствии с пожеланиями человека. Кроме того, не должно быть никакой финансовой выгоды от человеческого тела или его частей, однако адекватная компенсация расходов, понесенных на медицинские процедуры, не запрещена. Правила, касающиеся согласия, изложенные во второй главе, также относятся к трансплантации органов и тканей человека [2].
Еще одним важным, регулирующим исследуемую сферу документом, является Стамбульская Декларация от 30 апреля 2008 года. Использование органов и тканей человека в коммерческих целях и их незаконное изъятие, которому подвергаются в большинстве случаев уязвимые группы населения (такие как неграмотные и бедные люди, нелегальные иммигранты, заключенные и политические или экономические беженцы), на протяжении десятилетий осуждалось и запрещалось всяческими способами международными организациями, одной из которых является Всемирная организация здравоохранения.
Стамбульская декларация провозглашает, что бедняки, продающие свои органы, подвергаются эксплуатации со стороны более богатых слоев населения. Было введено понятие так называемых «туристов транспантологов», которые приезжают из других государств для того, чтобы провести операцию по незаконной трансплантации органов и тканей человека, стоит отметить, что выступают в таких случаях указанные лица в качестве реципиентов, а, следовательно, указанные люди рискуют получить физический вред в результате регулируемой законом трансплантации. Участники Стамбульского саммита пришли к выводу, что коммерциализация трансплантации, нацеленная на уязвимые слои населения, трансплантологический туризм и торговля органами должны быть запрещены. Они также призвали своих коллег-профессионалов индивидуально и через свои организации положить конец этой неэтичной деятельности и развивать безопасные и подотчетные методы, которые отвечают потребностям реципиентов и защищают доноров.
Декларация была призвана укрепить решимость правительств и международных организаций разработать законы и руководящие принципы ведения трансплантологической деятельности, которые могли бы позволить положить конец противоправным действиям в данной сфере.
По словам руководящего комитета Стамбульского саммита: «Наследию трансплантации угрожают торговля органами и трансплантологический туризм. Стамбульская декларация направлена на борьбу с этой деятельностью и сохранения благородства донорства органов. Успешное использование практики трансплантации органов и тканей человека для восстановления здоровья людей, не дает право эксплуатировать уязвимые слои населения, вынуждая их, ввиду необразованности или иных, влияющих факторов, предоставлять свои органы и ткани для проведения операций» [4].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правовое регламентирование трансплантации органов и тканей человека имеет значение не только для РФ, но и для мирового сообщества в целом. Анализируя упомянутые нормативные правовые акты, отметим, что при разработке актов международного характера вопросам трансплантации уделялось немало внимания, однако нельзя утверждать, что современное международное регулирование данных вопросов является идеальным. В целом, мы считаем, что на сегодняшний день существуют все предпосылки для более глубокой интеграции международного законодательства в области трансплантологии в сферу российского права, однако даже к разработке этого вопроса следует подходить с особой тщательностью.