В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета – под строгим контролем. Подобная строгость обусловлена в том числе обширным многонациональным и многоконфессиональным составом нашего государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения нашей страны. Противодействие экстремизму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Нормативному регулированию борьбы с таким явлением, как экстремизм, посвящен, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [10].
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
На доктринальном и нормативном уровне отсутствует единое понимание сущности экстремизма, в том числе, и относительно определения критериев таких деяний, что неблагоприятным образом складывается на проведении их разграничения, как между собой, так и с другими смежными составами.
Между тем, ситуацию с распространенностью рассматриваемых деяний нельзя назвать стабильной, так как на основании статистических данных от года к году она изменяется – вспышки экстремистской активности зависят, в первую очередь, от социально-политической обстановки в стране. Обращаясь к статистическим данным, можем констатировать, что за последние 10 лет динамика совершения преступных деяний экстремистской направленности существенно выросла.
Система противодействия экстремизму сегодня играет координирующую роль в деятельности практически всех государственных, политических и общественных институтов, направлена на обеспечение международной, национальной, государственной и общественной безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан.
Ввиду возрастающей активизации действий экстремистских организаций, как в России, так и в мире проблема противодействия экстремизму выдвигается в ряд важнейших направлений общегосударственной политики. Это обусловлено тем, что политика противодействия экстремизму по многим аспектам взаимосвязана с другими направлениями общегосударственной политики (экономической, социальной, национальной, государственно-конфессиональной, военной, в области образования и культуры и т.д.). Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям [10]:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;
- проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных методов на формирование общепризнанных норм морали и человеческих ценностей, недопущения развития экстремистской деятельности в обществе и снижении ее уровня в тех местах, где он высок;
- совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере профилактики экстремистской деятельности;
- информационное, научно-методическое обеспечение мер по профилактике экстремистской деятельности в обществе.
Для целей противодействия экстремизму применяется комплекс мер, предусмотренных законодательством. В частности, на основании ст. 5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [10].
Такие меры закреплены специальными нормами законодательства. Например, на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения [11].
Согласно ст. ст. 6, 7 Закона о противодействии экстремизму в качестве мер для противодействия экстремизму также применяется предостережение или предупреждение со стороны компетентных органов в пределах их полномочий (в т.ч. органов прокуратуры, Минюста и др.) [10].
Распоряжением Правительства РФ от 15.10.2007 № 1420-р «Российская газета» определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию перечня организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремизму, и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности [7].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что на данный момент в российском законодательстве любые формы проявления экстремизма являются в достаточной степени общественно опасными, влекут за собой серьезные уголовно-правовые последствия. В связи с этим законодателю необходимо выработать емкое определение понятию «экстремизм», соотнести его с понятием «преступления экстремистской направленности», своевременно устранять иные ошибки юридической техники в целях обеспечения наиболее эффективного применения соответствующих статей уголовного закона.