Противодействие экстремизму

Автор(-ы):

Жилина Наталья Юрьевна

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

основы конституционного строя
безопасность государства
экстремистская деятельность
экстремизм
преступления экстремистской направленности
экстремистский мотив

Аннотация статьи

В данной статье автор говорит об экстремистской деятельности. Отмечается, что противодействие экстремистской деятельности, является одной из приоритетных задач государственных органов и общественных объединений. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.

Текст статьи

В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета – под строгим контролем. Подобная строгость обусловлена в том числе обширным многонациональным и многоконфессиональным составом нашего государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения нашей страны. Противодействие экстремизму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Нормативному регулированию борьбы с таким явлением, как экстремизм, посвящен, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [10].

На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

На доктринальном и нормативном уровне отсутствует единое понимание сущности экстремизма, в том числе, и относительно определения критериев таких деяний, что неблагоприятным образом складывается на проведении их разграничения, как между собой, так и с другими смежными составами.

Между тем, ситуацию с распространенностью рассматриваемых деяний нельзя назвать стабильной, так как на основании статистических данных от года к году она изменяется – вспышки экстремистской активности зависят, в первую очередь, от социально-политической обстановки в стране. Обращаясь к статистическим данным, можем констатировать, что за последние 10 лет динамика совершения преступных деяний экстремистской направленности существенно выросла.

Система противодействия экстремизму сегодня играет координирующую роль в деятельности практически всех государственных, политических и общественных институтов, направлена на обеспечение международной, национальной, государственной и общественной безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан.

Ввиду возрастающей активизации действий экстремистских организаций, как в России, так и в мире проблема противодействия экстремизму выдвигается в ряд важнейших направлений общегосударственной политики. Это обусловлено тем, что политика противодействия экстремизму по многим аспектам взаимосвязана с другими направлениями общегосударственной политики (экономической, социальной, национальной, государственно-конфессиональной, военной, в области образования и культуры и т.д.). Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям [10]:

  1. принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  2. выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;
  3. проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных методов на формирование общепризнанных норм морали и человеческих ценностей, недопущения развития экстремистской деятельности в обществе и снижении ее уровня в тех местах, где он высок;
  4. совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере профилактики экстремистской деятельности;
  5. информационное, научно-методическое обеспечение мер по профилактике экстремистской деятельности в обществе.

Для целей противодействия экстремизму применяется комплекс мер, предусмотренных законодательством. В частности, на основании ст. 5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [10].

Такие меры закреплены специальными нормами законодательства. Например, на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения [11].

Согласно ст. ст. 6, 7 Закона о противодействии экстремизму в качестве мер для противодействия экстремизму также применяется предостережение или предупреждение со стороны компетентных органов в пределах их полномочий (в т.ч. органов прокуратуры, Минюста и др.) [10].

Распоряжением Правительства РФ от 15.10.2007 № 1420-р «Российская газета» определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию перечня организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремизму, и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности [7].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что на данный момент в российском законодательстве любые формы проявления экстремизма являются в достаточной степени общественно опасными, влекут за собой серьезные уголовно-правовые последствия. В связи с этим законодателю необходимо выработать емкое определение понятию «экстремизм», соотнести его с понятием «преступления экстремистской направленности», своевременно устранять иные ошибки юридической техники в целях обеспечения наиболее эффективного применения соответствующих статей уголовного закона.

Список литературы

  1. Борисов С.В. Проблемы определения содержания и соотношения мотивов при квалификации преступлений экстремистской направленности / С.В. Борисов // Уголовное право. 2013. № 6. С. 4 - 9.
  2. Макеева И.С. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2017.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. 750 с.
  4. Пешков М.С. Меры безопасности в системе противодействия терроризму: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.С. Пешков. Красноярск, 2006. 24 с.
  5. Пронина М.П. Проблемы юридической техники формулирования понятия преступления экстремистской направленности / М.П. Пронина // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2014. № 4 (81). С. 18 - 23.
  6. Пудовочкин Ю.Е. Преступления против безопасности государства. М.: Юрлитинформ, 2009.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2007 № 1420-р (ред. от 08.12.2008) «Об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова; гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков; сост. В.В. Виноградов и др. М.: Терра, 2007. Т. 2: Л - Ояловеть. 1039 с.
  9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова; сост. Г.О. Винокур и др. М.: Терра, 2007. Т. 1: А - Кюрины. 1562 с.
  10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

Поделиться

1671

Жилина Н. Ю. Противодействие экстремизму // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/1971-protivodejstvie-ekstremizmu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юридические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля